Если вы когда-нибудь бывали в Подмосковье, то, возможно, уже слышали о Петровском-Алабино — заброшенной усадьбе, которая оставила свой след в истории не только как архитектурный памятник, но и как настоящая киносъёмочная площадка. Если вы любите заброшки, старинные места с атмосферой и скрытыми легендами, это место точно должно быть в вашем списке.
История Петровского начинается не с дворян, а с церкви. Изначально земли принадлежали Пафнутьево-Борскому монастырю. Позже Пётр I пожаловал имение вице-канцлеру Петру Шафирову, а в 1740-х годах они перешли к Демидовым.
Владельцем усадьбы стал Никита Акинфиевич Демидов — богатый промышленник, который… здесь почти не жил.
Он приезжал в Петровское наблюдать за стройкой. Усадьбу он строил не для себя, а для любимой жены, Александры Евтихиевны, дочери купца Евтихия Сафонова. Она родила ему наследника и двух дочерей — и ради неё сюда позвали одного из лучших архитекторов своего времени.
Работать над Петровским пригласили архитектора Матвея Казакова. В те годы он создавал свои самые масштабные проекты.
Главный дом строили с 1776 по 1786 год. По плану это квадрат, срезанный по углам, в центре — круглые залы друг над другом.
Каждый фасад украшал массивный белокаменный дорический ордер, по диагоналям — срезы с портиками на ионических колоннах и балконами. Сверху здание опоясывал карниз с триглифами.
По легендам, купол когда-то венчала статуя — то ли Екатерина II, то ли Аполлон. У входа, говорят, стояли чугунные львы или сфинксы, отлитые на Демидовских заводах. Подтвердить это нечем: остались только рассказы.
По краям ансамбля, по вершинам условного квадрата, стояли четыре флигеля — создавая ту самую «идеальную» усадебную геометрию, от которой сейчас остались только фрагменты.
Флигели были декорированы сдержанно, что контрастировало с более роскошным оформлением центрального здания, но именно в этом и заключалась их красота — в сдержанности и гармонии с общей архитектурой. Углы флигелей были скруглены и украшены русто́ванным камнем, что придавало постройкам монументальность.
Каждый флигель имел свою особую роль и функцию, их предназначение менялось в разные исторические эпохи. Эти здания использовались как жилищные помещения для служителей усадьбы или как гостевые дома для приезжих. В разные исторические периоды флигели Петровского-Алабино также могли использоваться для хранения сельскохозяйственных товаров или в качестве мастерских.
Особое внимание заслуживает тот факт, что флигели в отличие от главного дома сохранились значительно лучше. Несмотря на разруху, большая часть архитектурных элементов этих зданий, включая фасады и некоторые декоративные детали, дошли до наших дней. Флигели пережили многие исторические события и не понесли таких разрушений, как центральный дом усадьбы.
Классическая усадебная история редко обходится без личной трагедии — Петровское не исключение.
Когда стройка подходила к концу, Александра Евтихиевна умерла.
Усадьба была почти готова, оставались отделочные работы, но жить в этом «дворце для неё» она уже не успела.
Никита Демидов привёз её тело в Петровское и похоронил под алтарём каменной церкви святого Петра Митрополита.
После этого, по воспоминаниям, он к усадьбе охладел. Дом, задуманный как подарок, превратился для него в памятник потере.
После смерти Никиты в 1789 году Петровское переходит к его сыну Николаю, затем к Анатолию Николаевичу Демидову. Ни один из них особого следа в архитектуре не оставил
Княгиня Екатерина Мещерская: жизнь в Петровском-Алабино
Дальше начинается классический для XIX века «переход по рукам». Демидовы продают Петровское помещику В.Н. Жаркову, тот в 1868 году — князю А.А. Мещерскому.
Биография Мещерского могла бы лечь в основу сериала. Овдовев в 73 года, он женится на своей 24-летней воспитаннице Екатерине Прокофьевне — дочери своего друга и врача, Прокофия Подборского. Как ни странно, у пары рождается дочь.
Семья Мещерских вела культурную жизнь, и одна из дочерей Александра Мещерского, Екатерина, оставила подробные воспоминания о жизни в усадьбе. В своих мемуарах она описывала Петровское-Алабино как место, наполненное не только роскошью, но и семейным теплом. В её воспоминаниях, она упоминает, как в усадьбе устраивались великолепные балы, поэтические вечера и литературные чтения. Это было место, где аристократы и интеллигенты того времени встречались для общения, что придавало усадьбе не только статус, но и культурное значение.
Также Екатерина Мещерская детально описывала парк усадьбы, который в её воспоминаниях был «освещён солнечными лучами». Парк был разделён на несколько частей, создавая впечатление, что это не просто сад, а настоящая живая картина, отражающая идеалы той эпохи. В её описаниях также упоминаются синие майоликовые печи и невероятные декоративные элементы, которые украшали интерьеры.
Развитие усадьбы при Мещерских
Революция
С началом революционных событий Петровское-Алабино как и многие другие дворянские поместья, пережило тяжёлые времена. В 1917 году, с приходом советской власти, усадьба была национализирована, а её владельцы вынуждены были покинуть свои дома.
Усадьба быстро лишается всего, что можно унести. В 1921 году картины отправляют в Музейный фонд, бронзовые скульптуры — в рабочий клуб Наро-Фоминска.
В зданиях размещают военный склад и госпиталь. Был подготовлен план использования усадьбы в качестве санатория для рабочих. Однако в 1920-х годах эти планы так и не были реализованы.
После Второй мировой войны усадьба Петровское-Алабино была сильно повреждена. По одним данным во время Великой Отечественной войны в него попал снаряд. По другим — снимали кино и взорвали стену, чтобы получить красивые кадры.
В 1970-х годах, когда здание было почти полностью разрушено, началась очередная попытка его реставрации. Однако работы не были завершены, а усадьба продолжала подвергаться разрушению. В 1980-х годах был поднят вопрос об её включении в список памятников архитектуры, но несмотря на это, значительных изменений не произошло.
Флигели в Петровском живут своей отдельной жизнью. В части из них до сих пор живут люди. Один стоит заброшенный — и именно он стал ареной для довольно странной истории 90-х.
Из Украины сюда приезжает мужчина - Евгений Мещерский, называющий себя потомком последних владельцев. Он издаёт оккультно-эзотерическую литературу, занимает пустующий флигель, вытесняя оттуда местных бездомных, и начинает «оживлять» родовое гнездо.
Позже объявляется официальный владелец, Леонид Алексеевич Рыбаков. Но пока юристы спорят, Евгений устраивает в руинах перформанс: ставит прямо в грязь рояль, подаренный французским консульством, и проводит концерт среди обломков колонн.
Он активно общается с волонтёрами и иностранными организациями, заявляет, что французы помогут восстановить усадьбу. Во флигеле он делает мини-музей: собирает всё, что касается Мещерских, раскопанные вещи, старые фотографии.
О нём снимают документальный фильм с говорящим названием — «Князь вернулся».
Местные, правда, относятся к «князю» прохладно: не в последнюю очередь из-за его увлечения оккультизмом. Потом в флигеле случается пожар. То ли случайность, то ли «чьи-то разборки» — версий много.
Все эти годы Мещерский пытался официально признать себя владельцем усадьбы. Суды шли долго. В начале 2000-х суд отказал. Приняли решение выселить.
Приставы приходят вместе с законным владельцем. Евгений долго отказывается уезжать. Потом внезапно сгорает его старый «Москвич». Он уверяет, что подожгли враги. Жители шепчутся, что он сам — в знак протеста.
Наконец, в последние годы появились положительные новости для Петровского-Алабино. Вокруг усадьбы установлены строительные леса, что стало явным сигналом начала реставрационных работ. В августе 2025 года стало известно, что ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» под контролем Министерства культуры РФ приступили к противоаварийным работам. Их цель — остановить разрушение и сохранить историческое наследие усадьбы для будущих поколений.
Эти работы направлены на консервацию здания, что позволяет надеяться на его восстановление в ближайшие годы. Примечательно, что реставраторы обещают сохранить все подлинные элементы усадьбы, не нарушив её исторический облик.
Съёмки в усадьбе: киношная жизнь Петровского-Алабино
Петровское-Алабино — не только памятник архитектуры и истории, но и место, которое вдохновляет кинематографистов. Усадьба стала настоящей киноплощадкой для сериала "Граница миров", где можно увидеть, как стены старинной усадьбы становятся фоном для фантастических событий.
Координаты Петровского-Алабино
📍55.532562,36.995711
Присоединяйтесь к моему Телеграм-каналу!
Если вы любите заброшки, необычные места и истории из прошлого, подписывайтесь на мой Телеграм-канал. Я делюсь там эксклюзивными материалами, а также анонсами авторских поездок по самым тайным и загадочным уголкам страны. Не пропустите новые видео, фото и уникальные истории из самых интересных локаций!