В Москве открылись четыре станции Троицкой линии — «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ». Образ каждой из них как может раскрывает название станции — физическая оптика, Академия наук, Крым и исчезнувший автозавод.
«Вавиловская» стоит особняком среди станций нового участка. На первый взгляд это просто станция, сделанная в актуальной стилистике — много очевидных приемов современной архитектуры вроде асимметричной композиции: путевая стена из белого алюминия плавным изгибом переходит в потолок, противоположная сделана на контрасте черной. Точеным, словно случайно разбросанным встроенным светильникам на потолке противопоставлены зеркальные квадраты на черной путевой стене.
Один ряд колонн визуально оторван от потолка, сами они одновременно служат светильниками. Все это интерпретация темы физической оптики — станция названа по улице Вавилова, а она — в честь основателя научной школы физической оптики Сергея Вавилова. Таким образом, архитекторы станции, в числе которых Владимир Бутурлинцев и Сергей Каретников, пошли по пути метафоричного осмысления темы. Так, элементы на платформе символизируют люминесценцию, так что при движении пассажира вдоль края платформы на зеркальных прямоугольниках на черной стене отражаются линзы-светильники на колоннах, а при движении поезда — свет от фар.
Тему станции развивает графика на стене подуличного перехода. Композиция длиной 80 метров посвящена волновой теории света и сделана выпускницей МАРХИ Екатериной Житковой. То, что это сделано молодым автором, видно сразу — в рисунке видна свежесть и непосредственность.
«Вавиловская» по своему характеру полная противоположность «Академической», «Крымской» и «ЗИЛу». Они очень буквально и подробно раскрывают свое название — не столько архитектурным языком, сколько художественным оформлением. Над этими станциями работали архитекторы Николай Шумаков и Александр Орлов и художники Александр Рукавишников и Алексей Душкин. Все вместе они делали «Сокольники» БКЛ — и это было эпическое высказывание на тему строителей метро.
«Крымская» наименее удачная из всех. Здесь есть удачные приемы, например сужающиеся к верху колонны, которые через одну наклонены в противоположные стороны, из-за чего создается ощущение, что колонн на станции меньше, чем на самом деле. Или круглые светильники на путевых стенах — отсылка к судовым иллюминаторам, аналогичный элемент был использован на «Электрозаводской» БКЛ. Но все вместе это не собирается в единую композицию.
С художественным оформлением на «Крымской» тоже не задалось, его автор, художник Алексей Душкин, внук и тезка знаменитого архитектора, буквально проиллюстрировал тему Крыма, выбрав для этого стилистику советских детских книжек. Посмотрите на верхнюю часть путевых стен — вот кораблик, вот мост, вот моряки несут Андреевский флаг, а вот дети радуются в «Артеке».
Гораздо удачнее крупные наземные вестибюли — симметричная композиция, хорошие пропорции, отсутствие мелких ненужных деталей. На фасаде одного из двух вестибюлей сделана карта Крыма на зеркальной полусфере — идеальный объект для селфи.
Оформление «Академической» посвящено Российской академии наук. Здесь архитекторы пытались на современный лад интерпретировать тему анфилады — последовательно расположенных друг за другом пространств, как это было характерно для классицизма или барокко. Пассажиры проходят через световые порталы, созданные простым, но эффектным приемом — световые короба на двух рядах колонн продолжаются на потолке, образуя арки. Впрочем, впечатление портится от того, что короба уже забиты грязью.
Вся поверхность обеих путевых стен занята панно по эскизам Александра Рукавишникова. Подобные мегакомпозиции он делал для «Электрозаводской» БКЛ (там была печать на стекле) и «Яхромской» (печать на металле). На «Академической» использованы оба материала. На металле в бежевых тонах изображены прежде всего члены академии различных эпох. Есть легко считываемые образы, например Сергей Королев с Юрием Гагариным, но в большинство изображений надо всматриваться. Некоторую монотонность этих панно разбавляют изображения зданий РАН в Москве и Петербурге, они напечатаны на стеле в голубоватых тонах.
«Академическая» — самая просторная станция на новом участке. Высокий свод, никаких лестниц или эскалаторов посередине платформы, как это часто бывает на современных станциях. Казалось бы, вот она, красивая перспектива с уходящими вдоль световыми порталами. Но нет, платформа заставлена непременными атрибутами современной московской станции — инфососом, схемами и прочим.
Станция «ЗИЛ», конечно, главное событие на новом участке. Остроумно решена архитектура — криволинейный асимметричный свод держится на одном ряду колонн сложной формы. Светильники с одной платформы — подвесные трубы, с другой — встроенные элементы в форме яиц, это одна из любимых форм Николая Шумакова. В отличие от «Крымской» все эти разнородные элементы складываются в единую композицию.
Но все это служит фоном для того, чтобы создать мемориал ЗИЛу, легендарному автомобильному гиганту, от которого фактически осталось только название. Автор художественного оформления — опять же Александр Рукавишников. Уже само цветовое сочетание красного и черного настраивает на траурный лад. Мемориальный настрой подчеркивается изображениями на одной из сторон колонн руководителей ЗИЛа. Их стилистика напоминает памятники на кладбищах постсоветских времен. Немного сбавляет этот траурный настрой панно на путевой стене, хронологически показывающее историю завода. Здесь образы прорисованы четко и ясно: вот героические персонажи 1930–1950-х, а вот техническая интеллигенция 1970–1980-х с укором взирает на распоясавшуюся молодежь 1980–1990-х. Самый убедительный элемент оформления — знаменитая эмблема, размещенная и на путевых стенах, и на уличном павильоне. В целом станция получилась невероятно противоречивой, трагикомической.
Первый участок Троицкой линии полностью открыт, второй, в Новой Москве, откроют не раньше 2030 года, и очевидно, что это будет другая архитектура.
Фото: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы
Текст: Александр Змеул