Рискую навлечь на себя гнев читателей, я все же выскажу крамольную мысль)). Я искренне не понимаю ценности музеев-квартир, того или иного деятеля искусства. Если «ты» художник, писатель, поэт – от тебя должна остаться память в произведениях, которые после твоей кончины, будут смотреть, слушать и цитировать. А какая у тебя была кровать и ночной горшок, ну вот ни фига не интересно. Для преподавателей, как мне кажется, главным критерием является, как тебя будут вспоминать «ученики» и чего они достигли. И будут ли они тебе подражать, если им доведется самим вступить на дорогу преподавания. Недавно было 1 сентября, и мне захотелось рассказать о преподавателях, у которых я учился и которые запали в душу, на всю жизнь. А их оказалось немного, всего трое.
Серяков Евгений Иванович
Фотографии я не нашел, посему есть просьба. Если у кого есть, пришлите, этот человек это заслужил. Итак, кафедра конструкционных материалов, или сопромата, мы на первых курсах. И кто-то из старшекурсников, услышав, что идем к Серякову, коротко бросает – вешайтесь. Охарактеризовать данного человека можно его же фразой: на отлично предмет знает всевышний, на хорошо – я и может быть еще пару человек, на уд и неуд – все остальные. Все знают, что в институте факультеты соревнуются между собой, по разным показателям, в том числе «по красно-дипломникам». Иногда, я даже видел картину, когда преподаватель получал лист допущенных к экзамену, и напротив фамилии отличника стояла красная точка, типа «поставь отлично», потом сочтемся. В отношении Серякова это не работало. Или ты знаешь предмет или нет. В чем его величие как преподавателя? Когда мы пришли к нему на лекцию, первым делом он нас спросил: Вы кто? Мы начали перечислять: атомные станции, парогены, двс, танкисты. Все это записав, он сказал: хорошо, часть лекций будет общая, а потом я напишу профильные лекции, которые вам будут нужны. То есть, если Вы «танкисты», вряд ли вам будет нужно строить мост, скорее вам будет нужно знать, как его разрушить или что важнее, за три минуты рассчитать, проедет по нему танк или не проедет, и что надо сделать, чтобы проехал. И эти лекции он написал и нам прочитал. Именно этот сенсей, привил мне понятие, как важно, понятие технология и грамотный технолог на производстве.
История
Попадает наша группа к нему на экзамен. Настроение, можете себе представить. Никто не рассчитывает даже на «хорошо». А это значит нет стипендии. Учить билеты было фактически бесполезно. Он брал листок с ответом, глядел на него и десять минут разговаривал с каждым «по теме» и на основании этого «нежно спрашивал» - удовлетворительно устроит? Я пошел отвечать в числе первых и мне попалась тематика по литью металла. Как обычно, Серяков сразу привязал это к нашей специальности, то есть к танкам. Даже помню его вопрос. Как раньше отливали танковые башни. Будет уместным добавить, что танками я «заболел» задолго до Политеха, и тогда, и сейчас, читаю много литературы, на эту тему. И я что-то сказал, про заводы в эвакуации, про то как «литейка» была налажена у немцев, и мы начали ДИСКУТИРОВАТЬ. Пару раз я услышал фразу: этого факта я не знал. Ему было интересно! При этом у него сильно улучшилось настроение, и он, принимая листок у одногрупников спрашивал: «хорошо» Вас устроит? При этом продолжая разговаривать со мной. Используя меня в качестве громоотвода, прошла вся группа, мы еще вдвоем говорили полчаса. Потом он отдал мне зачетку, и сказал, что оценку он поставил и ушел. Когда я ее открыл, у меня был нокаут, за экзамен стояло «отлично». Потом у него было несколько экзаменов, он встречал меня фразой, «хорошо» у тебя уже есть, поговорим на тему…..
Молчанов Донат Николаевич
Сейчас сильно изменилось значение слова «интеллигент». Иногда приобретая, даже ругательный оттенок. Типа, интеллигент вшивый, или подобные фразы. Но я горд тем, что в моей жизни встретилось несколько Питерских Интеллигентов (оба слова с большой буквы), которым хочется просто подражать и брать пример. Данный преподаватель, не заставлял зубрить формулы, он учил нас мыслить, как инженеры. Например, рисую трехступенчатый редуктор, с эластичной муфтой (как умно я загнул, хотя так на научном языке называются раздатки на ниве или уазе), подходит Сенсей и говорит, а почему бы не сделать его компактней, раза в полтора, как например это сделано в конструкции Джона Пупензона на его знаменитом катере. И идет дальше. Это не совет, это приказ. Иду в библиотеку, проклиная и мысленно «имея» Пупензона, его родню, его катер со всеми окрестностями. В читальном зале, находят книгу, которую никто не брал пару лет. По этой книжке выясняю где «жил и работал» этот долбанный Пупензон, и что это за катер. Просишь книжку по бренду, который делал эти изделия, думая при этом, где танки и где катера, и что между ними общего. Идешь к чертежам, пытаешься приладить эту компоновку со всех шести сторон, ни фига не получается. Подходит Сенсей, объясняешь, что мысль Пупензона, ну никак, совсем никак, вообще никак не срастается с моим гениальным редуктором, и слышишь фраазу, ну хорошо, давай попробуем классическую компоновку, только сделай ее красивой. Как в этот момент ненавидишь Пупензона)).
Некоторые гениальные фразы Молчанова: как слон мартышку (диаметры не совпадают), это будет стоить как Исакиевский собор (очень дорого), сопли вытри и рисуй дальше (ответ на любую жалобу), плохо- это когда нечего есть, пить и вокруг враги. (Ответ на любые жалобы). Это что? Редуктор или ты изобразил ночь в Каире? (примерный пееревод, ну и что за фигню ты нарисовал). После этой фразы - забираешь чертеж, вытираешь сопли и идешь рисовать дальше)). И конечно гениальная фраза: некрасивая конструкция, никогда не будет правильно и хорошо работать.
История
Когда во время очередной курсовой, он выжимал из меня все соки, я взмолился. «Два часа прошло, а Вы на мне уже половину Камасутры опробовали, так нечестно». Был ответ: я делаю из тебя Инженера-Механика. Именно от него я услышал это звание, которым горжусь до сей поры и его смысл. Конструктор стоит за кульманом и бывает никогда не видит «железа», инженер должен знать механику с которой работает. Механик, должен заменить сломанную деталь. Инженер Механик, должен понять, как работает любой узел, разобрать, понять, что послужило причиной поломки, начертить, расписать тех процесс, проконтролировать изготовление детали, собрать и сделать так, чтобы узел работал лучше, чем было.
Старовойтов Василий Степанович
Наверное, старшее поколение, помнит эту фамилию по началу перестройки. Была такая «демократша» - Галина Старовойтова. Это дочка моего преподавателя. Но я расскажу о нем, как гениальном учителе и воспитателе. Человек, около 15 лет возглавлял танковое НИИ, в котором не только конструировали технику, но и воспитывали инженерные кадры для очень многих военных заводов, и по танкам, и по колесной технике. Надо сказать, что в самом Политехе на метро Политехническая, мы отучились около трех общеобразовательных курсов, и появлялись там крайне редко. Специальные дисциплины были уже в танковом КБ, и преподавали их не теоретики, а начальники отделов, по которым нас распределили. Куратором всего это дела был Старовойтов, который еще и преподавал ряд дисциплин. Есть люди, которых называют футурологами, не путайте их с фантастами. Это «пророки», которые смотрят в определенной области на 10-20-30 лет вперед, и готовящими это будущее. В нашей группе было около25 человек, он разбил нас на четыре части и предлагал так называемые мозговые штурмы, потом тасовал группы по своему разумению и снова давал задания. И только спустя некоторое время, я понял, что группы сложились по астрологии. Стрелец выдумывал и придумывал, дева – критиковал и искал недочеты, козероги по-быстрому обсчитывали конструкцию, тельцы и овны природные испытатели. Это был шаг в будущее и это РАБОТАЛО.
История
В один прекрасный момент, мне надо было сдать чертеж, средней сложности, небольшого формата, достаточно проходная работа. Я появился перед очами Старовойтова в сильно похмельном состоянии, переливаясь цветами от синего до зеленого. И на молчаливый вопрос, почему чертеж не до конца оформлен, чего-то промычал про нехватку времени. Сенсей не кричал, не выгнал меня, а просто встал, подошел к окну, заложил руки за спину и начал рассказ.
В середине Отечественной войны, когда немцы добавили «тиграм» брони, они стали не по зубам, ни нам, ни союзникам. Принимается решение о выпуске артиллерийской пушки, на шасси танка. По-русски – самоходка СУ-100. Если кто-то забыл, она прекрасна показана, в одном из лучших военных фильмов, «На войне, как на войне». КБ вызывается в Москву, к Сталину и задается вопрос: сколько нужно времени, чтобы сделать такую машину? Конструктора отвечают: месяцев 5-6 чтобы вышел ОПЫТНЫЙ образец. А им с легким грузинским акцентом говорят: у вас есть два месяца, чтобы с завода вышла СЕРИЙНАЯ машина. С той поры, сказал Старовойтов, я знаю, что такое в течение двух месяцев, спать по 2-3 часа в сутки. И никто не спрашивал, что будет, если самоходка не выйдет с завода. Время такое. Слава богу, что у нашего легендарного и гениального «пушкаря» Грабина, уже были кое какие наработки, а то все кончилось бы плохо.
Кто-то из нас полуехидно спросил: ну и как получилось? Сенсей, с улыбкой ответил, ну я же перед Вами)). После этого рассказа, не то что чертежи вовремя сдавали, а считалось особым шиком, сделать его за ночь или две (формат А1, если кто помнит и знает, что это такое).
Его любовь к нам, тоже имела свои пределы. Если в чертеже допускались «детские ошибки», то он мог достать из пиджака, экзотический тогда Паркер, перечеркнуть чертеж крестом, от угла до угла и все это со словами: ну иди подумай еще немного. Наверное, надо пояснить, что такое «детские ошибки» в инженерном понимании. Представьте себе две детали, которые соединяются болтом и гайкой. Так вот, головы болта и гайки не должны быть обе на 17. Потому как в наборе инструмента механика-водителя танка, нет двух 17-надцатых ключей.
А воспитание заключалось в следующем. Допустим, кто-то рисовал на доске, какую-то конструкцию или предлагал какую нибудь идею. Предлагалось ее обсудить. Естественно всегда находится горлопан или горлодер, кто готов сразу покритиковать или позубоскалить. Оно всегда легче. Ну примерно, как и сейчас в комментариях в Интернете)). Старовойтов раз и навсегда сказал нам фразу, которую приписывают Сталину, на самом деле ее сказал Ворошилов. Критикуя – предлагай, предлагаешь –делай, делаешь – отвечай.
Вещь от Старовойтова, которую я перенял и стараюсь применять в общении с людьми и написании статей. Когда кто из нас подходил к нему с вопросом, встречал встречный вопрос. На каком уровне тебе дать ответ? На уровне улицы, научно-популярном или молекулярном? Вспоминая это, я стараюсь писать и давать информацию на научно-популярном уровне, чтобы это было интересно и понятно широкому кругу.
Если кто-то в комментариях, вспомнит людей, кто поставил вас «на крыло» будет здорово. Они того заслуживают. А настоящих Сенсеев, как показала жизнь, очень немного.
Анекдот на посошок
Преподаватель: что Вы знаете о гусеницах?
Кто-то из нашей группы: они бывают зеленые и мохнатые
Преподаватель (как бы про себя): господи, придурки. (уже громко). Тема лекции, танковые гусеницы.