Зеленый свет без пробок: как Ярославль внедряет умные светофоры
Представьте: вы едете по центру Ярославля и на каждом следующем перекрестке загорается зеленый свет. Поездка становится плавной, без лишних торможений и ожидания. Это не фантастика, а реальность, которую создает новая интеллектуальная транспортная система (ИТС), которую внедряют в городе. Рассказываем, как технологии помогают побороть главную головную боль мегаполисов — дорожные заторы.
Цифровой дирижер дорожного движения
В основе системы — не просто удаленный пульт управления, а сложный алгоритм, который работает как внимательный дирижер городского трафика. Специальные датчики (детекторы), встроенные в полотно дороги, в реальном времени подсчитывают количество машин, измеряют их скорость и анализируют плотность потока. Эти данные поступают в «мозговой центр», который принимает решение: продлить зеленый свет для загруженного направления, запустить «зеленую волну» или быстро отреагировать на внезапно возникшую пробку.
Михаил Евраев, губернатор Ярославской области, отмечает динамику проекта:
— Уже сегодня более 180 перекрестков в регионе стали «умными». Наша цель — довести их число до 240 только в границах Ярославля до конца этого года. Это серьезный шаг к комфортному и предсказуемому движению.
Уже работают: «зеленая волна» и адаптивные перекрестки
Жители города уже могут оценить первые результаты работы ИТС. Система настроила координированное движение («зеленую волну») на ключевых магистралях, включая:
- Московский проспект;
- Тутаевское шоссе;
- Проспект Машиностроителей;
- Улицу Большую Федоровскую.
Особого внимания заслуживают адаптивные перекрестки, которые учатся подстраиваться под ситуацию. Например, у Толгского монастыря или на выезде из ЮЗОД в сторону Углича светофоры больше не работают по жесткому таймеру. Они гибко меняют длительность циклов, чтобы пропустить скопившиеся машины и не заставлять водителей ждать на пустой дороге.
Режим «Хоккей» и точечные решения для горожан
Одно из главных преимуществ «умной» системы — ее гибкость. Она может реагировать не только на ежедневный трафик, но и на особые события.
- Для болельщиков: Разработан специальный режим «Хоккей» для перекрестка у «Арены-2000». За час до матча и после финальной сирены система перестраивает работу светофоров на улице Гагарина и Московском проспекте, чтобы быстро развести потоки машин и минимизировать заторы. В 2026 году эту зону оснастят дополнительными датчиками для еще большей эффективности.
- Для новых районов: В связи активной застройкой Ярославского округа изменилась нагрузка на перекресток Мостецкой и проспекта Машиностроителей. После ввода объекта в эксплуатацию (запланирован на сентябрь) его сразу же подключат к ИТС для оптимизации движения.
Министр дорожного хозяйства и транспорта Роман Душко подчеркивает: «Мы не только реализуем масштабные проекты, но и точечно работаем с обращениями ярославцев. Мониторинг ведется непрерывно, что позволяет оперативно вносить коррективы».
Что дальше?
Ярославль движется к созданию целостной цифровой экосистемы, где все элементы транспорта — светофоры, камеры, общественный транспорт — будут связаны между собой. Это позволит в будущем внедрять еще более продвинутые сервисы, например, приоритетный проезд для спецтранспорта или общественных автобусов.
Город становится умнее, а поездки по нему — комфортнее.
А вы замечаете изменения в работе светофоров в вашем районе?
Поделитесь своим мнением в комментариях!
Подписывайтесь на наши новости, чтобы первыми узнавать о том, как технологии меняют город к лучшему!