Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Что такое монтаж?

Монтажом в широком смысле называют процесс соединения отдельных кадров в единое произведение. Это слово пришло из французского языка и переводится как «сборка». Монтаж помогает передать замысел режиссера и сформировать историю, понятную каждому. Монтажер подбирает и соединяет вместе кадры и аудиоряд, от его работы зависит, как зритель будет воспринимать ленту, какие эмоции вызовут определенные сцены. Монтаж появился еще на заре кинематографа. Первые картины были короткими, шли несколько минут, а монтаж в них использовали в основном для того, чтобы развеселить или напугать неожиданной сменой кадра. В 1910-х годах фильмы стали длиннее, а с помощью монтажа авторы создавали их композицию. Появился параллельный монтаж: зрителю показывали, как одновременно развиваются две истории в разных местах. В 1920-е годы советский кинорежиссер Лев Кулешов сделал открытие, которое позже в его честь назвали эффектом Кулешова. Он провел эксперимент: людям показывали кадр с лицом актера Ивана Мозжухина, сл
Монтажом в широком смысле называют процесс соединения отдельных кадров в единое произведение. Это слово пришло из французского языка и переводится как «сборка».

Монтаж помогает передать замысел режиссера и сформировать историю, понятную каждому. Монтажер подбирает и соединяет вместе кадры и аудиоряд, от его работы зависит, как зритель будет воспринимать ленту, какие эмоции вызовут определенные сцены.

Монтаж появился еще на заре кинематографа. Первые картины были короткими, шли несколько минут, а монтаж в них использовали в основном для того, чтобы развеселить или напугать неожиданной сменой кадра. В 1910-х годах фильмы стали длиннее, а с помощью монтажа авторы создавали их композицию. Появился параллельный монтаж: зрителю показывали, как одновременно развиваются две истории в разных местах.

В 1920-е годы советский кинорежиссер Лев Кулешов сделал открытие, которое позже в его честь назвали эффектом Кулешова. Он провел эксперимент: людям показывали кадр с лицом актера Ивана Мозжухина, следующим кадром — тарелку супа. Зрители посчитали, что герой испытывает голод. Когда после того же самого портрета показывали кадр с девушкой, все решали, что персонаж влюблен. Второй кадр как бы пояснял первый, наделял предыдущий разными смыслами. Это открытие затем использовали режиссеры разных поколений.

Режиссер Сергей Эйзенштейн за монтажным столом. 1927 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Режиссер Сергей Эйзенштейн за монтажным столом. 1927 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва

В 1920-е годы Сергей Эйзенштейн разработал теорию монтажа аттракционов. Он считал, что фильм должен постоянно развлекать и увлекать, держать внимание в напряжении. В картине «Броненосец «Потемкин» режиссер чередовал кадры, различные по ритму. Например, в сцене на одесской лестнице марширующие солдаты сменяются планами с бегущими мирными жителями. Подобная резкая смена создавала ощущение напряженности.

Когда в кино появился звук, возникли новые приемы монтажа. Среди них был звуковой контрапункт — намеренное противоречие звука и изображения: зрителю показывали спокойное море в сопровождении тревожной музыки — такой контраст создавал ощущение, что в глубине вод скрывается опасность.