Знание и незнание композиции – это первое, что бросается в глаза, когда оцениваешь картину. Бывает, что художник прекрасно освоил мастерство изображения внешнего мира, но промахнулся в самом главном. В композиции.
Что это вообще такое? Это чувство гармонии, которое ощущает зритель, глядя на полотно. Это невербальный язык, который дарит чувства - покоя или тревоги, величия или сочувствия, праздника или таинства. Это проводник для человеческого глаза - от второстепенного к главному и наоборот.
Существует несколько основных типов композиции:
1. По характеру равновесия
Симметричная. Посмотрите на знаменитую фреску Леонардо Да Винчи "Тайная вечеря". Это чудесный пример симметрии в композиции: обе части изображения разделены воображаемой осью по центру. Они как бы являются зеркальным отражением друг друга. Какое чувство нам дарит симметричная композиция? Это самый, пожалуй, комфортный вид. Симметрия внушает ощущение покоя, величия и торжественности.
Асимметричная. Логично предположить, что если существует симметричная композиция, то есть и асимметричная. За счет чего она работает? За счет баланса между разными элементами: например, большой объект в одной части картины может быть уравновешен несколькими маленькими в другой. Посмотрим на "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Здесь светом выделена самая крупная группа людей, спасающихся от катастрофы. Все движение устремлено влево. И даже зарево на заднем фоне нас направляет посмотреть именно на левую часть композиции. Справа изображение уравновешено бликами на группе сыновей, спасающих своего отца. Остальное в правой части ускользает от нашего внимания, так как художник намеренно не выделял остальных персонажей. Асимметричная композиция придаёт картине динамизм и жизненность.
Статичная. Посмотрите на "Алёнушку" Васнецова. Ее неподвижная поза, сложенная пирамидой фигура (и камень, как продолжение этой пирамиды) - неизвестно, сколько она уже так сидит и сколько еще здесь пробудет. В этой композиции могут использоваться и горизонтальные и вертикальные линии, как и простые геометрические формы. Например, уже упомянутая пирамида. Такая композиция создаёт ощущение устойчивости, неподвижности и спокойствия.
Кстати, изначально картина называлась "Дурочка Алёнушка". Дело в том, что дурочками раньше называли юродиевых девушек или сироток. Сама идея картины у Васнецова зародилась давно, но прототипом этого образа стала случайно встретившаяся ему на пути простоволосая (имеется в виду с не покрытой головой) девушка.
Динамичная. За счет диагоналей, изогнутых линий и асимметричного расположения объектов этот вид композиции передает ощущение движения, активности и эмоционального накала. Как это работает в картине "Боярыня Морозова" Сурикова? Что мы видим? Сани и следы от полозьев на снегу направляют взгляд зрителя к персту Морозовой. Вся перспектива, выстроенная художником ведет нас от юродиевого, повторяющего за боярыней сей жест, до перста, от которого расходятся все линии схода. Вся процессия словно устремляется вдаль от зрителя.
2. По расположению в пространстве
Замкнутая (закрытая). Свойственная старинным портретам композиция. Все элементы картины как будто "заперты" внутри рамы. Посмотрите на "Девушку с жемчужной сережкой" Вермеера. Ничего нет за пределами картины, ничего нас не уводит ни вглубь, ни в стороны. Такая композиция создаёт ощущение законченности и целостности.
Открытая. Полная противоположность открытой композиции. Свойственная пейзажам. Обратите внимание на полотно Шишкина. Пространство как бы "выходит" за пределы картины. Создается ощущение, что стоит только заглянуть внутрь рамы, как в окно, то можно посмотреть по сторонам и увидеть бескрайние поля. А сама дорога вот-вот окажется под нашими ногами. Эта композиция демонстрирует пространство и перспективу.
3. По форме
Горизонтальная. Это композиционное решение очень часто пересекается с другими и трудно его назвать самостоятельным видом композиции. Но тем не менее, если вспомнить свитки Древнего Китая, которые разворачивали постепенно и смотрели на сюжет, разворачивающийся на них, то мое предположение, наверное, ошибочно. Здесь я привела в пример старинную японскую ширму, чтобы показать, как работает горизонталь. Она создаёт ощущение покоя, простора и стабильности. Часто это решение используется в пейзажах и морских видах.
Вертикальная. Посмотрите на знаменитый портрет актрисы Ермоловой кисти Валентина Серова. Почему эта пожилая, и наверное, невысокая в жизни женщина кажется такой большой и величественной? За счет формата холста - два квадрата, за счет того, что автор писал ее нижнюю часть, глядя сверху вниз, а верхнюю - снизу вверх, и наконец, за счет черного струящегося платья, превратившего фигуру героини в монолит. Вертикальная композиция придаёт изображению ощущение величия, устремлённости вверх и монументальности. Кстати, этот прием характерен не только для портретов, но и для изображений архитектуры.
Диагональная. А вот другой портрет. Более дерзкий и развязный, свободный и вызывающий. Так Леон Николаевич Бакст изобразил на картоне известную русскую поэтессу Зинаиду Гиппиус. Согласитесь, для 1906 года позировать в мужском костюме для портрета - это дерзко. И сама ее тонкая черная фигура, как черта, пересекает рисунок от одного края до противоположного. А стул, на котором она сидит не выделен цветом специально! Совсем другие впечатления, нежели от предыдущего портрета. Все за счет композиции. Вообще данное композиционное решение больше популярно в жанровых сценах (та же "Боярыня Морозова" имеет диагональ в своей основе) или в батальных картинах. Диагональ - самый динамичный вид композиции, потому что создаёт ощущение движения, стремительности и напряжения.
Треугольная. Одна из самых устойчивых и гармоничных композиций. Элементы располагаются по углам воображаемого треугольника. Эта схема создаёт ощущение стабильности и равновесия. Часто используется в натюрмортах, хоть и не всегда. Натюрморты бывают разные. Кстати, треугольная форма уже упоминалась в картине "Алёнушка". Именно треугольник "заземлял" фигуру девушки. А в данном примере автор (которого я, к сожалению, не нашла) подчеркнул форму еще и гранью столешницы - ярким бликом по нижней кромке треугольника. И незрелой ягодкой крыжовника по центру, которая привлекает внимание зрителя.
Круговая. Все элементы картины выстроены по кругу, направляя взгляд зрителя к центру. Наверное, правильнее всего было бы найти пример картины с круглой рамой. Но мне хотелось показать круговую композицию на прямоугольном формате. Самое первое, что мне пришло на ум - это "Танец" Анри Матисса. Хоровод создаёт ощущение гармонии, завершённости и - главное - ритма!
3. Основные типы цветовых композиций:
Монохромная. Используются различные оттенки одного цвета. Варьируются только его светлота (от светлого до тёмного) и насыщенность (от яркого до бледного). Акценты, как вы видите на картине Рембрандта "Поклонение волхвов", выделяются светом. Данный прием внушает зрителю ощущение спокойствия, единства и сдержанности. Обратите внимание, что отличие монохромной колористики от ахроматической заключается в том, что монохромная может использовать любой цвет. А к ахроматической мы переходим дальше...
Ахроматическая. Композиция строится на отсутствии цвета(!), используя только чёрный, белый и различные оттенки серого. Иногда может использоваться с небольшими яркими акцентами. Выбор черно-белой гаммы для создания произведения "Герника" Пикассо сделал для того, чтобы подчеркнуть трагичность и бессмысленность бомбардировки Герники во время гражданской войны в Испании. Кроме того, художник нарочно подражал газетной фотографии, чтобы картина производила впечатление хроники, документального свидетельства. Город Герника горел три для и весь мир следил за событиями, как и сам Пикассо. Ахроматическая композиция придаёт работе строгость и выразительность, подчёркивая форму и светотень. Я специально нашла цветное фото, чтобы вы увидели, как она воспринимается.
Легенда гласит, что во время акупации Парижа в мастерскую к Пикассо пришли немецкие офицеры. И один из них, увидев "Гернику", восторженно сказал: "Это вы сделали", на что художник ответил: "Нет, это сделали вы".
Аналоговая (нюансная). Сейчас и далее нам понадобится цветовой круг. В аналоговой композиции используются цвета, расположенные по соседству, как, например, на знаменитом полотне Густава Климта "Поцелуй".
Эти цвета гармонично сочетаются, создавая мягкое, спокойное и целостное впечатление, независимо от того, какую бы троицу вы не взяли - из холодных цветов или из теплых.
Комплементарная (дополнительная). Основана на сочетании противоположных цветов на цветовом круге (например, красный и зелёный, синий и оранжевый).
Создаёт максимальный контраст и напряжение, привлекая внимание и делая работу очень динамичной и выразительной. Вот посмотрите на один из последних автопортретов Ван Гога, где художник уже изображен без уха. Он использует зеленый и красный цвета. И воздух словно звенит вокруг этой картины от напряжения. Осознанный это прием или художник выбрал эти цвета по наитию, но ему удалось вовлечь зрителя в собственное состояние.
Триада. Используются три цвета, которые равноудалены друг от друга на цветовом круге (например, красный, жёлтый и синий).
Такая композиция очень живая и яркая, но требует тщательной проработки, чтобы один цвет доминировал, а другие служили акцентами. Как вы видите на примере (авторство я не нашла), в качестве основного цвета выступает синий. Красный присутствует в малом количестве и привлекает к себе все внимание. Желтый выступает точкой схода для перспективы и не мешает зрителю.
Многоцветие (полихромная). Одно из самых сложных композиционных решений. И вот почему. Здесь используется большое количество разных цветов, но важно сохранить баланс и единство, чтобы избежать хаоса и "ряби". Такая композиция может быть очень насыщенной и экспрессивной. Как это свойственно картинам Лентулова. Посмотрите на картину "Звон", где цветные лучи исходят из центра композиции. Кстати, подробную статью об этой серии работ вы можете почитать в моей подборке статей #немногоистории.
Конечно, разные приемы композиции могут успешно сочетаться друг с другом. И как вы, наверное, заметили, все выше перечисленные примеры сочетали в себе разные композиционные решения - и по форме, и по цвету. В любом случае знание композиции дарит художнику, фотографу, оператору большой инструментарий для создания гармоничного произведения. И я от всего сердца желаю вам в совершенстве постигнуть это мастерство.
Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!
Где еще вы меня можете найти:
Instagram alisa.selezen
Telegram t.me/aliceselezen_art
Группа в VK vk.com/alisa.selezen
А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen