Найти в Дзене
Компас экономики

Экономика России почти не растёт: может, что-то в консерватории подправить?

«За семь месяцев текущего года прирост ВВП составил 1,1 процента. Вопрос: этого достаточно? Это то, чего мы хотели? У нас получается решать задачу, которую мы перед собой ставили? Или нужны какие-то другие меры и более высокие темпы?» - с такими словами к членам правительства обратился президент Владимир Путин в Кремле на совещании по экономическим вопросам. По сравнению с 4-процентным ростом ВВП в два предыдущих года 1% - это, конечно, мало похоже на удовлетворительный результат. Хотя в недалеком прошлом имели место рассуждения о «перегреве» экономики, что приведёт к ее «охлаждению» и созданию условий для «мягкой посадки». Но теперь мы имеем «рост», который растворяется в рамках статистической погрешности. Критики экономической политики властей недобрым словом поминают роль Банка России и проводимую им жесткую денежно-кредитную политику. До сентябрьского заседания Совета директоров ЦБ у многих банкиров и бизнесменов были надежды на значительное снижение процентной ставки с «запретител

«За семь месяцев текущего года прирост ВВП составил 1,1 процента. Вопрос: этого достаточно? Это то, чего мы хотели? У нас получается решать задачу, которую мы перед собой ставили? Или нужны какие-то другие меры и более высокие темпы?» - с такими словами к членам правительства обратился президент Владимир Путин в Кремле на совещании по экономическим вопросам.

По сравнению с 4-процентным ростом ВВП в два предыдущих года 1% - это, конечно, мало похоже на удовлетворительный результат. Хотя в недалеком прошлом имели место рассуждения о «перегреве» экономики, что приведёт к ее «охлаждению» и созданию условий для «мягкой посадки». Но теперь мы имеем «рост», который растворяется в рамках статистической погрешности.

Критики экономической политики властей недобрым словом поминают роль Банка России и проводимую им жесткую денежно-кредитную политику. До сентябрьского заседания Совета директоров ЦБ у многих банкиров и бизнесменов были надежды на значительное снижение процентной ставки с «запретительного» уровня в 18%. В конце августа на совещании президента с правительством министр финансов Антон Силуанов заговорил о возможном смягчении денежно-кредитной политики. "А это значит, более доступными будут кредитные ресурсы, больше ресурсов появится в отраслях", - пояснил министр. Президент Путин резюмировал, что он «такой подход поддерживает».

Решение Центробанка снизить ключевую ставку всего лишь на 1% стало для многих разочарованием. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сослалась на необходимость и дальше беспощадно бороться с инфляцией и неопределенность вокруг параметров бюджета на предстоящую трехлетку (как бы он не стал еще более дефицитным). Но самое главное — это высокие инфляционные ожидания населения, которые находятся на уровне 13,5%.

По словам Набиуллиной, люди уже отвыкли от стабильных цен на товары. «Цены у нас долгое время росли очень быстро. И это один из факторов инерции высокой инфляции. Поэтому мы его учитываем и внимательно следим за ожиданиями», - объяснила глава Центробанка. В частности, в основе негативных ожиданий лежат опережающий рост тарифов на услуги ЖКХ и резкий скачок цен на топливо. Таким образом, вырисовывается некий замкнутый круг, описывающий растущие цены, инфляционные ожидания, высокую ключевую ставку и недоступные кредиты для субъектов экономики.

Известный экономист, зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин считает, что за последние три года у нас в стране рентабельность предприятий по активам (без учета малого бизнеса) упала с 8,6% до 6,1%. В этих условиях невозможно обслуживать кредиты в 20 с лишним процентов.

Он предлагает три вещи: покончить с произволом монополий, задирающих цены на базовые товары и услуги, ввести разумный протекционизм и ограничить финансовые спекуляции, чтобы деньги шли на развитие реального сектора. Также следовало бы запретить вывоз капитала из России, если бизнес не покупает на эти деньги нужное стране оборудование и технологии. Но, как обреченно замечает депутат-экономист Делягин, наше экономическое руководство всё это сделать не в состоянии, так как оно «либеральное по своей сути».

У нас рост ВВП в 4% рассматривают как опасный «перегрев» экономики. ВВП Китая рос несколько десятилетий подряд в среднем на 10% в год и страна вырвалась из разряда отстающих в мировые лидеры. У России было не меньше шансов для успешного развития при её природных богатствах и человеческом капитале. Видимо, либеральные стереотипы и «тлетворное влияние Запада» нам сильно мешали и продолжают сдерживать страну. Как говорил сатирик: может, что-то в консерватории надо подправить?

Читайте по теме: Набиуллина призналась в Госдуме, что в борьбе с мошенничеством похвастаться нечем