Найти в Дзене
Моторы и Легенды

От безумной идеи до плавучего аэродрома: Как родился авианосец

Оглавление
Авианосец "CV-1 Langley" 1923г
Авианосец "CV-1 Langley" 1923г

История авианосца — это не история одного изобретения. Это история большой мечты, инженерной гениальности и военной необходимости, которые столкнулись в ожесточённой гонке за господство на море. Она началась с нескольких смельчаков на хрупких бипланах и закончилась созданием величайшего инструмента силы, который человечество когда-либо спускало на воду.

Безумцы и первые платформы (1910-1911)

Идея поднять самолёт в небо с корабля казалась безумием. Корабли были из стали и пороха, самолёты — из дерева и ткани. Их союз был немыслим.

14 ноября 1910 года, Хэмптон-Роудс, США. Американский лётчик Юджин Эли на биплане Curtiss решает доказать обратное. С деревянной платформы, построенной на носу легкого крейсера USS Birmingham, он пытается взлететь. Платформа коротка, крейсер стоит на якоре. Самолёт срывается вниз, колесами касается воды, брызги ослепляют пилота. Но Эли чудом выравнивает машину и взлетает. Первый в истории взлёт с корабля состоялся.

Всего через два месяца, 18 января 1911 года, Эли идет на ещё больший риск. Он сажает свой самолёт на платформу кормы броненосного крейсера USS Pennsylvania. Чтобы остановить машину, инженеры натянули поперёк палубы тросы с мешками песка на концах — прообраз будущей аэрофинишерной системы. Посадка прошла идеально. Эли доказал: взлет и посадка на корабль возможны.

Но флоты мира смотрят на это как на цирковой трюк. Идея кажется непрактичной: палубы боевых кораблей загромождены надстройками и орудиями. Нужно иное решение.

Плавбазы и первые опыты (1911-1914)

Инженерная мысль пошла по другому пути: посадить самолет на маленькую площадку особенно в плохую погоду очень тяжело. Инженеры пришли к выводу, что проще самолёт посадить на воду, а потом поднять его на корабль. Появляются первые носители гидросамолётов.

  • Франция, 1912 год. Крейсер «Ла Фудр» становится первым в мире кораблём, переоборудованным в носитель самолётов. Он несёт гидропланы на борту, а для их подъема или спуска на воду использует краны. Это не авианосец, а плавбаза.
  • Великобритания, 1914 год. Адмиралтейство, впечатлённое опытами, переоборудует старый угольный крейсер «Арк Ройял». На нём появляется взлётная платформа в носовой части. Он становится первым кораблём, специально перестроенным для авиации и участвует в Дарданелльской операции 1915 года, проводя разведку и корректировку огня.

Эти корабли были неуклюжими и медленными. Их самолёты садились на воду. Это был тупиковый путь.

Рождение концепции (1914-1918)

Первая мировая война стала катализатором. Адмиралы увидели ценность авиации для разведки и стали искать способы интеграции её в флот.

HMS Furious, 1917 год. Британцы совершают прорыв. Они строят линейный крейсер с взлётной палубой вместо носовой орудийной башни. С него успешно взлетают самолёты. Но посадка — катастрофа: надстройки и трубы посередине корпуса создают смертельные турбулентные потоки. Пилоты гибнут при попытке сесть.

Крейсер HMS Furious 1917
Крейсер HMS Furious 1917

Решающий вывод: Инженеры понимают — нужна гладкая палуба без помех на всю длину корабля.

В 1918 году Британцы делают то, до чего еще ни одна страна не дошла. Они перестраивают пассажирский лайнер в первый в мире авианосец со сплошной плоской палубой — HMS Argus. У него нет надстроек, труб или пушек, мешающих полётам. Дым отводится через трубы по бортам. Это рождение классической авианосной архитектуры.

Гонка за первенство (1918-1922)

Мир вступает в межвоенную гонку. Все великие державы хотят свой авианосец.

  • Великобритания: Строит HMS Hermes — первый в мире авианосец, изначально спроектированный как таковой. Но его постройка затягивается.
  • США: Перестраивают угольщик «Юпитер» в авианосец USS Langley (CV-1) — «Серая ласточка». Это учебный и экспериментальный корабль.
  • Япония: Ведёт себя наиболее агрессивно. Видя в авианосцах инструмент для достижения превосходства в Тихом океане, они стоят авианосец «Хосё».

27 декабря 1922 года японский авианосец «Хосё» входит в строй. Он опережает HMS Hermes на несколько месяцев.

Авианосец «Хосё» стал первым авианосцем спроектированным с нуля, а не переделанным крейсером. Благодаря этому он имел идеальную архитектуру - сплошная взлётная палуба, маленький остров-надстройка (который позже и вовсе убрали для улучшения обзора), ангары и лифты.

Японцы понимали, что их флот уступает американскому и британскому. Авианосец давал им существенное преимущество. «Хосё» стал полигоном для выработки тактики палубной авиации.

Наследие мечтателей

Путь от трюка Юджина Эли до «Хосё» занял всего 12 лет. Это была гонка, в которой смелые экспериментаторы, адмиралы и инженеры совершили невозможное.

Их наследие — не только сталь авианосцев. Это новая философия войны на море. Они доказали, что главная ударная сила флота — не пушки линкоров, а самолёты, запущенные с палубы.

Судьба первопроходцев сложилась по-разному:

  • «Хосё» дожил до Второй мировой, но использовался как учебный.
  • USS Langley был потоплен японцами в 1942 году.
  • HMS Hermes также был потоплен японской палубной авиацией в Индийском океане.

Но их дух живёт в каждом современном авианосце — от американских «Нимицев» до китайского «Шаньдуна». Они были первыми, кто осмелился мечтать о небе посреди океана.