Найти в Дзене
Урал Звук

АКТИВНЫЕ САБВУФЕРЫ

Мы уже выяснили, как автомобильный сабвуфер взаимодействует с передаточной характеристикой салона: теоретически горизонтальная АЧХ для закрытого корпуса и «горбатая» для фазоинвертора. На практике результат зависит от многих факторов – как от характеристик самого сабвуфера (его акустического оформления), так и от свойств салона. Рассмотрим, что получается для готового акустического оформления (активного сабвуфера). Приведённые далее АЧХ активных сабвуферов по звуковому давлению сняты в одном и том же автомобиле. Замеры проведены на относительно небольшой мощности специально – чтобы получить «чистый» отклик салона, без призвуков и резонансов. Нетрудно заметить, что сдвоенный сабвуфер даёт более плотное заполнение на частотах ниже 40 Гц, хотя в остальном диапазоне АЧХ почти идентичны. Но активный сабвуфер не обязательно должен занимать половину багажника, есть и более компактные решения. Да, любители «громового» баса презрительно морщатся при первом же намёке на активные подседельные саб

Мы уже выяснили, как автомобильный сабвуфер взаимодействует с передаточной характеристикой салона: теоретически горизонтальная АЧХ для закрытого корпуса и «горбатая» для фазоинвертора. На практике результат зависит от многих факторов – как от характеристик самого сабвуфера (его акустического оформления), так и от свойств салона. Рассмотрим, что получается для готового акустического оформления (активного сабвуфера). Приведённые далее АЧХ активных сабвуферов по звуковому давлению сняты в одном и том же автомобиле.

-2

Замеры проведены на относительно небольшой мощности специально – чтобы получить «чистый» отклик салона, без призвуков и резонансов. Нетрудно заметить, что сдвоенный сабвуфер даёт более плотное заполнение на частотах ниже 40 Гц, хотя в остальном диапазоне АЧХ почти идентичны.

Но активный сабвуфер не обязательно должен занимать половину багажника, есть и более компактные решения. Да, любители «громового» баса презрительно морщатся при первом же намёке на активные подседельные сабвуферы. Но перед «малышами» поставлена совсем другая задача – получить комфортное звучание с минимальными затратами времени, сил, пространства и финансов.

Как известно, аудиосистемы автомобилей классов A и B штатно оснащаются весьма посредственными динамиками с рабочим диапазоном от 100 Гц – и они ещё немилосердно бубнят на этой частоте, создавая грубую иллюзию баса. Замена динамиков на качественные (например, «Урал АК») проблему решает лишь частично – участок ниже 60 Гц ослаблен, чудес от 16-см динамиков ждать не нужно. Тут и приходит на помощь активный сабвуфер под сиденье.

-3

В силу ограниченного пространства калибр динамика ограничен обычно восемью дюймами (20 см), размер корпуса тоже невелик. Понятно, что в столь компактном акустическом оформлении получить инфрабас невозможно – да и с нижним басом были бы проблемы, если бы не особенности акустики автомобильного салона. При установке под сиденье на помощь приходит не только передаточная характеристика – начинает работать ещё и резонансная полость в ногах водителя (или пассажира, если сабвуфер под пассажирским сиденьем). Она тоже вносит свой вклад, и при грамотной настройке сабвуфера можно получить нижнюю границу 30-35 Гц. К тому же добавляются тактильные ощущения («массаж пятой точки»), это тоже улучшает субъективное ощущение баса.

Самый очевидный плюс такого решения – свободный багажник. Другой плюс – передний бас без дополнительных ухищрений, не нужно сводить по времени фронт и сабвуфер. Есть и ограничения. Наилучшим образом такие сабвуферы проявят себя при апгрейде штатной системы (с заменой штатных динамиков или без). Для системы с дополнительными усилителями мощность любого «подседельника» недостаточна.

И в качестве курьёза – самый маленький в мире (без преуменьшений!) активный сабвуфер. Его габариты 230х116х70 мм, за что и удостоен престижной премии EISA «Компактный сабвуфер 2021-2022». Правда, здесь результат достигнут не только акустическим оформлением, а с помощью цифровой обработки сигнала.

-4