В Европе решают судьбу денег России
В Еврокомиссии придумали новый способ воспользоваться российскими замороженными активами. Как пишет издание Politico со ссылкой на источники, теперь изъятие активов не предполагается, но европейцы планируют передать Украине в виде долговых расписок - краткосрочных облигаций ЕС с нулевым купоном. Новый механизм похож на конфискацию или репарации и будет использоваться для оказания давления на Россию, рассказали "Российской газете" эксперты.
Сейчас в Бельгии на международной расчетной платформе Euroclear заморожено порядка 200 млрд евро российских активов. Так как эти деньги инвестированы в ценные бумаги, то они приносят доход, пояснил "РГ" финансист, основатель проекта bitkogan Евгений Коган.
"Доходы с этой суммы оборачиваются в казну Бельгии, передаются Украине для погашения ранее выданных кредитов и резервируются на счетах Euroclear. То есть российские активы приносят доходы как проценты по вкладу - их направляют Украине, но сам "вклад" не трогают", - напомнил экономист.
В 2022 году эти доходы составили 821 млн евро, в 2023 году - 4,4 млрд евро, а 2024 году - уже 6,9 млрд евро. За первый квартал 2025 года они дополнительно принесли еще 1,5 млрд евро.
Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться
"Этих доходов недостаточно для полноценного финансирования Украины. Для этого ЕС хочет привлечь финансирование через выпуск бескупонных облигаций - это так называемые дисконтные облигации, которые по мере приближения к погашению растут в стоимости - где залогом выступают российские активы. Очень простой пример: вы даете в долг 100 рублей под 10% сегодня, вам не платят ни одного купона и через 10 лет единоразово возвращают 259,3 рубля. То же самое делает ЕС, который выдает деньги сегодня, но обещает, что когда-то расплачиваться за них будет Россия", - объяснил Евгений Коган.
Читайте также:
Politico: Евросоюз отложил введение 19-го пакета антироссийских санкций
Выходит, что Украина получает кредитование этими бумагами и долг формально остается за Украиной. Но механизм залога таков, что кредит должен будет гаситься за счет российских активов, если когда-нибудь ЕС или Украина смогут их получить.
"С юридической точки зрения - это финансовая матрешка, которая не влечет перехода прав на российские активы, но фактически - это может рассматриваться как конфискация. Пусть и не прямая, а косвенная, ведь пока переход прав не осуществляется и активы хоть и замороженные, но принадлежат России. Основная проблема для ЕС, что такое решение будет оспариваться в международных судах как незаконная конфискация чужой собственности. Это также может повлечь ответные действия со стороны России в моменте - на счетах типа "С" заблокировано 60-70% российского рынка в руках нерезидентов. Сейчас точные суммы и данные по инвесторам не разглашаются, но на конец 2023 года сумма инвестиций ЕС оценивалась в 240 млрд евро. И как далеко это может зайти - пока неизвестно, но отношения явно могут ухудшаться на этом фоне", - предупредил Коган.
Даже если идея с облигациями в итоге не будет реализована, это уже стало со стороны европейцев нагнетанием давления на Россию
Новая схема распоряжения заблокированными в Европе российскими активами похожа еще и на репарации, считает профессор кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при правительстве РФ Олег Луняков. "Еврокомиссия рассматривает это как некую форму репараций без конфискации активов. Тем самым, европейцы ищут способ снять с себя обвинения в распоряжении чужим имуществом", - считает профессор Луняков. По его словам, нельзя исключать и того, что такие облигации в итоге могут быть выпущены европейцами в объеме гораздо большем, чем присваиваемые доходы.
Читайте также:
Вопрос о блокировании виз россиянам расколол Евросоюз
Перспектива передачи Евросоюзом Украине не только активов, обеспеченных доходами от замороженных активов России, но и активов, которые будут, видимо, обеспечивать сами эти активы, может рассматриваться как дополнительный рычаг давления на Россию, полагает экономист Евгений Надоршин.
"Нулевой купон по краткосрочным облигациям, о которых пишет пресса, вероятнее всего объясняется тем, что доходы от российских активов уже фактически используются Евросоюзом и используются для помощи Украине. Выпуск таких облигаций, если он состоится, - это попытка вовлечь в поддержку еще и само "тело" активов. Это не рыночный инструмент и не имеет никакого отношения к рынку ценных бумаг, кроме формы. Непонятно, кто может быть держателем этих облигаций, будет ли это вообще размещаться на рыночных условиях. Можно предположить, что России в рамках мирных переговоров будут предлагать подписать некий документ, по которому она погасит эти облигации за свой счет. То есть это такой сигнал, что чем дольше ведутся боевые действия, тем дороже они обойдутся российской стороне в смысле использования замороженных активов через выпуск таких облигаций", - рассказал Надоршин.
По его мнению, вопрос об отказе России от какой-то части своих заблокированных на Западе активов в пользу Украины живо интересует украинскую сторону и наверняка педалируется в ходе не только публичных но и непубличных переговоров. "Даже если эта идея с облигациями в итоге не будет реализована, это уже стало со стороны европейцев нагнетанием давления на Россию", - заключил Евгений Надоршин.
Автор: Сергей Болотов