Найти в Дзене
Незримая помощь

Святые покровители семьи и брака

Великое множество угодников Божиих просияло в нашей Русской Земле. Немало среди них и святых супругов, на протяжении многих столетий являющих русскому народу образец взаимной верности, преданности и любви. Среди них всем известные благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, делившие вместе и величие славы, и горечь изгнания. И не менее почитаемые родители преподобного Сергия Радонежского – святые схимники Кирилл и Мария, некогда спасшие жителей села Хотьково от чумной эпидемии, и которым сам игумен Земли Русской просил поклониться, прежде чем ехать в Троицкую Лавру к его усыпальнице с просьбами о помощи в какой-либо нужде. Среди святых, явивших людям пример истинной любви и подвижничества – благоверные князь Дмитрий Донской и княгиня Евдокия Московская (в монашестве Ефросиния), благодаря которой величайшая из святынь Православия – Владимирская икона Божией Матери пребывает сегодня в Москве. Ведь именно эта княгиня, узнав о приближении к стольному граду бесчисленных войск Желез

Великое множество угодников Божиих просияло в нашей Русской Земле.

Немало среди них и святых супругов, на протяжении многих столетий являющих русскому народу образец взаимной верности, преданности и любви.

Среди них всем известные благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, делившие вместе и величие славы, и горечь изгнания. И не менее почитаемые родители преподобного Сергия Радонежского – святые схимники Кирилл и Мария, некогда спасшие жителей села Хотьково от чумной эпидемии, и которым сам игумен Земли Русской просил поклониться, прежде чем ехать в Троицкую Лавру к его усыпальнице с просьбами о помощи в какой-либо нужде.

Среди святых, явивших людям пример истинной любви и подвижничества – благоверные князь Дмитрий Донской и княгиня Евдокия Московская (в монашестве Ефросиния), благодаря которой величайшая из святынь Православия – Владимирская икона Божией Матери пребывает сегодня в Москве. Ведь именно эта княгиня, узнав о приближении к стольному граду бесчисленных войск Железного Хромца Тамерлана посоветовала своему сыну Василию перенести этот образ Владычицы из Владимира в Москву. И благодаря ей мы теперь каждый год отмечаем в начале осени Сретение Владимирской иконы Божией Матери, а на памятном месте того события воздвигнут ныне всем известный Сретенский монастырь.

Среди прославленных нашей Церковью праведников и величайшая из супруг – блаженная матушка Ксения Петербургская (Ксения Григорьевна Петрова), отдавшая Господу взамен за бессмертие души ее любимого, почившего без покаяния мужа Андрея самое ценное, что она имела – свой разум.

Есть и еще одна весьма почитаемая православными людьми супружеская чета – благоверный князь Михаил Тверской и супруга его святая Анна Кашинская. Сколько несчастий выпало на их долю! Князь, ставший жертвой интриг, был в расцвете лет замучен в Орде, и княгиня, пережившая мужа на целых 50 лет, до конца своей жизни оставалась верной памяти своего супруга.

«Прощание святого благоверного князя Михаила Тверского с супругой святой благоверной княгиней Анной Кашинской на Святой Горе в селе Едимонове перед поездкой в Орду». Картина-икона из собраний Кашинского краеведческого музея. До 1930 г. находилась в Воскресенском соборе. По всей вероятности, тогда же была повреждена богоборцами
«Прощание святого благоверного князя Михаила Тверского с супругой святой благоверной княгиней Анной Кашинской на Святой Горе в селе Едимонове перед поездкой в Орду». Картина-икона из собраний Кашинского краеведческого музея. До 1930 г. находилась в Воскресенском соборе. По всей вероятности, тогда же была повреждена богоборцами

Нельзя не вспомнить и о матери благоверного князя Михаила Тверского – святой княгине Ксении Юрьевне Тверской, ставшей в последствии инокиней Марией. Эта подвижница была женой князя Ярослава Ярославича – родного брата святого Александра Невского.

Также, как и князь Александр, ее муж был отравлен, возвращаясь в родной удел из Орды, а их сын Михаил родился лишь через месяц после отцовской кончины.

Ксения Юрьевна сама поднимала дитя свое на ноги. Сама обучала его благочестию и Закону Божиему, и «всяким иным премудростям» - так писал летописец. И вырастила замечательного человека – истинного христианина, достойно принявшего безвременную кончину. Князь Михаил мог спастись и не ездить в Орду к кровожадному хану Узбеку, но ведь он понимал, что если он скроется, то погибнет немало безвинных людей из его народа – и правитель принес себя в жертву.

Так разве можно подвиг его матери, воспитавшей такого мужественного и самоотверженного человека, ставить менее заслуг равноапостольной княгини Ольги, воспитавшей крестившего Русь Владимира, или княгини Людмилы Чешской, вырастившей короля Вячеслава - одного из главных чешских святых, почитаемых также и в Православии? Но почему-то именно княгиня Ольга и святая Людмила Чешская вспоминаются людьми чаще, когда речь заходит о святых покровителях детей и окормлении их взрослеющих душ, в то время как такие скромные русские матери, как Ксения Тверская или Мария Радонежская, порой, отчего то даже и не вспоминаются. Даже и образы их встретишь весьма нечасто.

Так не будем же забывать имена наших русских святых, столько сделавших для людей, и прославивших наше Отечество подвигами взаимной преданности и безграничного самоотвержения!

Святой благоверный князь Михаил Тверской и его мать Ксения Тверская. Икона из собраний Музея Андрея Рублева, XVII век. Икона написана в Твери для Спасо-Преображенского монастыря, где в то время пребывали мощи святых Михаила и Ксении
Святой благоверный князь Михаил Тверской и его мать Ксения Тверская. Икона из собраний Музея Андрея Рублева, XVII век. Икона написана в Твери для Спасо-Преображенского монастыря, где в то время пребывали мощи святых Михаила и Ксении