Найти в Дзене
Свинкины финансы

Почему скоро подорожает такси и что конкретно нас ждет

Многие слышали про грядущее подорожание такси. Сегодня в "Коммерсанте" вышла статья с последней информацией по теме. Напомню, что изменения в законодательстве вступят в силу с марта 2026 года. На заседании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) прямо заявили, что новые требования приведут к уходу с рынка до 200 тысяч водителей такси - это около 20% от общего числа занятых в отрасли. В мае 2025 года был принят закон о локализации автомобилей для перевозки пассажиров. Суть его в том, что работать в такси смогут только автомобили, произведенные или собранные на территории России. И они должны соответствовать установленным критериям локализации. Минтранс и Минпромторг уже готовят перечень таких моделей. По словам участников РСПП, в этот список войдут Lada, «Москвич», Evolute, возможно Solaris, Haval и Sollers. Но около 79% машин, которые сейчас на рынке, не подходят под эти требования. Труднее всего придется самозанятым водителям, которые используют личные автомобили.
Оглавление

Многие слышали про грядущее подорожание такси. Сегодня в "Коммерсанте" вышла статья с последней информацией по теме.

Напомню, что изменения в законодательстве вступят в силу с марта 2026 года. На заседании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) прямо заявили, что новые требования приведут к уходу с рынка до 200 тысяч водителей такси - это около 20% от общего числа занятых в отрасли.

Закон о локализации

В мае 2025 года был принят закон о локализации автомобилей для перевозки пассажиров. Суть его в том, что работать в такси смогут только автомобили, произведенные или собранные на территории России. И они должны соответствовать установленным критериям локализации. Минтранс и Минпромторг уже готовят перечень таких моделей.

По словам участников РСПП, в этот список войдут Lada, «Москвич», Evolute, возможно Solaris, Haval и Sollers. Но около 79% машин, которые сейчас на рынке, не подходят под эти требования.

Труднее всего придется самозанятым водителям, которые используют личные автомобили. Им придется либо менять машину, либо бросать это дело. По крайней мере, в формате официальной работы в такси в качестве самозанятого.

Как это скажется на ценах

Сокращение числа машин неизбежно приведет к росту цен. По данным Росстата, в августе 2025 года стоимость такси по России и так выросла на 8% год к году - до 48,44 рубля за 1 км. В Москве рост составил 26%, до 75,92 рубля за км. Сервисы заказа такси, например "Максим", прогнозируют: в 2026–2027 годах тарифы в крупных городах могут вырасти еще на 20-30%.

Причина проста: таксопарки и самозанятые будут вынуждены закупать новые машины, брать их в лизинг, а арендные ставки для водителей вырастут. Все это заложат в цену поездки, расплачиваться будет потребитель.

И это все на фоне того, что отечественные машины за последние несколько лет сильно подорожали, как и иномарки. А ставки по кредитам высокие. Даже если они будут дальше снижаться вслед за ставкой ЦБ, наверняка в 2026 году кредиты все равно еще останутся дорогими.

Что будет с водителями

Сейчас в такси занято около 1 млн человек (данные "Яндекс Такси" за июнь 2025 года). По расчетам РСПП, до 200 тысяч из них могут уйти из отрасли уже в 2026 году. Особенно это коснется небольших городов, где такси часто пользуется популярностью, потому что до каких-то локаций не добраться общественным транспортом. Или поздно вечером он вообще не ходит.

Уменьшение числа машин на линии приведет к росту времени ожидания и, как следствие, к повышению цен.

Существует и риск роста нелегальных перевозок. Возможно, мы вспомним практику поднятия руки, чтобы поймать машину. И потом - нелегальная оплата наличными или переводом на карту.

Эксперты Национального совета такси предупреждают, что часть водителей может уйти в серую зону. Будут без лицензии возить пассажиров.

Проблемы коснутся и таксопарков. Они не смогут сохранить в реестре автомобили, которые были взяты в лизинг до принятия закона. Им придется закупать новые локализованные машины из списка от государства. Это, в свою очередь, приведет к увеличению арендных ставок для водителей. В итоге таксопарки будут перекладывать эти расходы на водителей и на пассажиров.

А вы часто пользуетесь такси? У меня выходит обычно 2-3 раза в месяц. Обязательно в аэропорт или на вокзал, когда путешествую, остальное - по обстоятельствам. Знаю людей, которые ездят на такси достаточно регулярно, чуть ли не по 10 раз в месяц.