Neue Zürcher Zeitung | Швейцария
Ожидается, что 2028 год станет крайне тяжелым и, возможно, даже катастрофическим для всего мира, пишет колумнист NZZ. По его мнению, вскоре может разразиться полномасштабная война между Западом, Россией и Китаем, планету накроет тяжелый финансовый кризис, а искусственный интеллект будет близок к тому, чтобы уничтожить человечество.
Маркус Бернат (Markus Bernath), Маркус Штедели (Markus Städeli)
Грозит ли человечеству через три года финансовый кризис, мировая война, климатическая катастрофа? Выйдет ли искусственный интеллект из-под контроля, разразится ли в Америке гражданская война? Или все это произойдет одновременно? Эксперты из разных областей предупреждают о серьезных испытаниях в ближайшем будущем.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Хорошая сторона пророчеств о конце света в том, что до сих пор они никогда не сбывались. Человечество пережило различные мрачные предсказания в средневековье, комету Галлея в 1910 году, а также Новый 2000 год с опасениями о глобальном коллапсе из-за смены даты на компьютерах с 1999 на 2000 год. Конец календаря майя в 2012 году прошел без проблем, и, по всей вероятности, мы также справимся с 2028 годом, когда, согласно американскому пастору Кентону Бешору, сначала все истинные верующие вознесутся на небеса, а затем вернется Иисус.
"В девять раз быстрее скорости звука": эта российская ракета заставила НАТО дрожать
И все же это будет нелегко.
2028 год станет для нас годом катастроф. Год, в котором, помимо астрологии и библейских толкований, проявятся последствия больших перемен в политике, экономике, науке и экологии: война с Россией и Китаем, глобальный финансовый кризис, необратимое повышение температуры на 1,5 градуса, потеря контроля над искусственным интеллектом, прорыв авторитарных правых сил в Европе и США.
Некоторые предположения звучат как паника, но все эти прогнозы кажутся правдоподобными, а некоторые даже вероятными. Тени, которые бросает 2028 год, заметны уже на этой неделе. "Мы ближе к войне, чем когда-либо со времен Второй мировой войны", — заявил премьер-министр Польши Дональд Туск своим соотечественникам после того, как в ночь на среду дроны упали на территории Польши. Падение правительства Байру в понедельник во Франции демонстрирует неспособность политиков сократить опасно высокий государственный долг. В США убийство влиятельного правого активиста Чарли Кирка продолжает спираль политического насилия. Есть опасения, что это еще больше подорвет некогда ведущую демократию Запада.
1. Война против России и Китая
Март 2028 года, две российские бригады входят в Нарву и еще до рассвета занимают эстонский приграничный город. Часть населения русского происхождения была заранее вооружена в ходе секретной операции. Российские солдаты также быстро захватывают эстонский остров Хийумаа в Балтийском море. Начинается война Путина против прибалтийских республик. Карло Масала, военный эксперт, преподающий в Университете бундесвера в Мюнхене, описал этот сценарий в книге, вышедшей в этом году (Описанная ситуация является плодом больной фантазии западной пропаганды — прим. ИноСМИ)
Военные планировщики и сотрудники спецслужб других стран НАТО разделяют опасения Масалы: в 2028 году Путин нападет на альянс. Он сделает это в его слабых местах, в самой северной балтийской республике Эстонии или на границе между Литвой и Польшей длиной всего 60 километров, в так называемом Сувалкском коридоре, единственном сухопутном пути сообщения НАТО с Прибалтикой (Описанная ситуация в этом абзаце также является плодом больной фантазии западной пропаганды — прим. ИноСМИ).
С 2028 года Россия может начать испытывать обороноспособность европейцев, утверждает представитель ЕС по внешней политике Кая Каллас, ранее глава правительства Эстонии. Датская разведка предупреждает, что с 2029 года возможно крупномасштабное наступление на Европу. Преувеличение? Нужно помнить о стратегической цели Путина. Ему нужен не захват Берлина и Парижа, а оттеснение НАТО с востока. Ему нужны прокремлевские правительства от Таллинна до Софии.
Для этого российский лидер рискует вступить в конфликт с НАТО, делая ставку на разобщенность и политическую слабость атлантического альянса. Расчет Путина: США и некоторые европейские страны-члены НАТО не будут готовы начать войну против ядерной державы ради своих небольших балтийских союзников. Они предпочтут искать политический компромисс. Такова и точка зрения Карло Масала.
По мнению военных экспертов, Путин начнет эту военную операцию только тогда, когда его армия больше не будет связана конфликтом на Украине. С этой недели это утверждение придется пересмотреть. С помощью атаки дронов на Польшу Россия, по-видимому, хотела запугать население, проверить систему ПВО НАТО, но прежде всего — ее сплоченность (Этот пассаж также является инсинуацией западной пропаганды: Министерство обороны России сразу же предложило Польше провести консультации с целью разобраться в произошедшем, но польская сторона отказалась. Интересно, почему? — прим. ИноСМИ). Путин может быть доволен результатом. Трамп не проявил солидарности с поляками, а страны НАТО не дали жесткого ответа. Таким образом, президент России перейдет к нападению на Прибалтику, пока Трамп находится у власти, даже если конфликт на Украине еще не закончится (Этот вывод также является ложью, основанной на изначально неверных предпосылках — прим. ИноСМИ).
Конечно, сценарий войны еще более обширен. Например, начальник генерального штаба Великобритании Роланд Уокер говорит об "оси переворота". Россия, Китай, Северная Корея и Иран могут объединить свои силы и через три года начать войну против Запада. Это должно окончательно разрушить международный порядок. На Дальнем Востоке главной горячей точкой является Тайвань. Китай готовится к завоеванию острова. Президентские выборы в январе 2028 года и кандидат, враждебно настроенный по отношению к Пекину, могут послужить для этого предлогом.
Что произойдет дальше, пока неизвестно. США могут отказаться от Тайваня и попытаться найти компромисс с Китаем, хотя это приведет к значительным и длительным напряженным отношениям в Азии и Тихоокеанском регионе. Возможен также военный конфликт. США и Китай будут пытаться избежать крупной войны, но гарантий нет.
2. Потепление на 1,5 градуса
На климатической конференции в Париже в 2015 году страны мира поставили перед собой цель: ограничить глобальное потепление по возможности до 1,5 градуса Цельсия. Швейцария и ЕС обязались сократить выбросы парниковых газов до нулевого уровня к 2050 году.
Однако уже в феврале 2028 года предел в 1,5 градуса будет неизбежно превышен. "Ситуация не просто ухудшается. Она ухудшается быстрее", — заявил в июне агентству AP американский климатолог Зик Хаусфазер, соавтор авторитетного ежегодного исследования по климату. "Мы активно движемся в неправильном направлении". Таким образом, штормы, экстремальная жара и сильные дожди будут учащаться, но это еще не конец света: 1,5 градуса — это политически установленное значение, а не переломный момент — просто для замедления изменения климата потребуются еще более серьезные усилия.
3. Глобальный финансовый кризис
Для крупнейшей экономической державы мира ситуация становится критической. Об этом говорит никто иной, как Рэй Далио, основатель гигантского хедж-фонда Bridgewater Associates. "США стоят на грани сердечного приступа из-за долгов", — предсказал Далио в начале сентября в Financial Times. Далио ожидает финансового коллапса через три года. Процентные выплаты американского правительства уже составили 1 триллион долларов в год и быстро растут. Кроме того, для рефинансирования истекающих облигаций потребуется около 9 триллионов долларов в год. Это не может закончиться хорошо.
Известный профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф также предупреждает о долговом кризисе века в США. Однако он и другие эксперты осторожно избегают называть точную дату такой катастрофы. Опыт показывает, что это практически никогда не удается. Далио также сопровождает свой мрачный прогноз оговоркой, что это может произойти на год-два раньше или позже.
Также не ясно, будет ли эпицентром следующего финансового кризиса Америка, поскольку почти во всех крупных государствах между доходами и расходами существует опасно большая разница. Средний дефицит бюджета в ОЭСР, организации, в которую входят преимущественно богатые страны, в прошлом году достиг 4,6 процента годового экономического производства. Во время пандемии многие правительства тратили деньги, которых у них не было. С тех пор им не удалось вернуться к ответственной финансовой политике. Кроме того, сегодня они платят по долгам гораздо более высокие проценты, чем до коронавируса.
Пока уже рекордно высокие горы долгов продолжают расти, цены на такие активы, как недвижимость, акции или золото, также поднялись до рекордных уровней, что делает их уязвимыми для резких корректировок. Между тем Дональд Трамп переворачивает с ног на голову существующие правила мировой торговли и продвигает слияние криптовалют с традиционной финансовой системой. Эта смесь делает финансовую систему очень хрупкой. Она "так уязвима, как никогда за последние 20–30 лет", — заявил недавно Нассим Талеб, влиятельный ливанско-американский ученый.
Учитывая эту нестабильную ситуацию, возможно, достаточно всего нескольких капель, чтобы переполнить чашу. Например, если в Германии, Франции или Великобритании к власти придут популисты, которые захотят увеличить расходы на пенсии, семейные пособия и т. п. или провести агрессивное снижение налогов.
В то же время, сегодня устоявшиеся партии боятся проводить непопулярные сокращения расходов. Потому что в противном случае они рискуют потерпеть поражение на следующих выборах. Зачем им реформировать государственные финансы, если это сделает их "подножкой" для популистов, склонных к тратам?
Кстати, Рэй Далио не только предсказывает финансовый кризис, но и видит США в фазе упадка, которую ранее переживали другие великие державы.
Цикл, описанный Далио, выглядит следующим образом: в фазе подъема великая держава достигает процветания и лидерства в области образования и технологий. Ее валюта достигает статуса резервной. Когда мировая держава вступает в фазу расцвета, растет потребление, правительство и граждане берут на себя долги. Центральный банк смягчает денежно-кредитную политику, и стоимость активов растет. По мнению менеджера хедж-фонда, это сопровождается ростом неравенства и внутренних конфликтов.
В фазе упадка долги становятся непосильными. Центральный банк вынужден печатать деньги, чтобы финансировать долги. Это приводит к девальвации валюты и потере статуса резервной валюты. Экономическая мощь переходит к новой восходящей державе, которая находится в первой фазе цикла. Для Далио это Китай.
Этот цикл является универсальной силой, которая движет мировой историей и повторяется в различных великих державах, таких как Римская, Британская и теперь и Американская империи.
4. ИИ выходит из-под контроля
Человечество в любом случае будет порабощено искусственным интеллектом, прежде чем китайцы смогут взять бразды правления в свои руки. В зависимости от того, какому эксперту вы верите, прогресс в области ИИ либо приведет к беспрецедентному экономическому буму, либо к массовому обнищанию, социальным беспорядкам, смерти и ужасу. При условии, что у нас не закончится электричество.
Некоммерческая исследовательская организация AI Futures Project в своем отчете описывает возможное развитие событий до конца 2027 года: в нем описывается гонка между США и Китаем за лидерство в развитии ИИ. Скорость достигается за счет пренебрежения осторожностью.
В результате люди не замечают, что системы ИИ начинают преследовать свои собственные цели. Они незаметно захватывают критически важные инфраструктуры. Системы ИИ манипулируют, например, финансовыми рынками, правительствами и коммуникационными сетями, чтобы укрепить свою власть. Люди, принимающие решения, полностью теряют контроль.
Сценарий заканчивается вариантом Racing Ending с предположением, что системы ИИ преследуют свои собственные цели, отличные от человеческих, и все больше рассматривают Homo sapiens как препятствие. Это приводит к тому, что ИИ уничтожает человечество, чтобы достичь долгосрочных целей.
Можно ли еще предотвратить этот неприятный исход? Да. Известные ученые, такие как Рэй Курцвейл, предлагают слить человека с ИИ, чтобы не попасть под его власть. Что может пойти не так с интерфейсом "компьютер-мозг"? Через несколько лет наверняка появятся хорошие антивирусные программы.
5. Авторитарная правая партия у власти
2028 год — год Дональда Трампа. Снова. Но в 2028 году речь пойдет о его политическом наследии. Какое имя будет указано в бюллетенях американцев, когда они будут выбирать следующего президента в ноябре того года? Имя Джеймса Дэвида Вэнса? Имя другого республиканца, который смог победить американского вице-президента с помощью еще более агрессивных лозунгов? Или это будет сам Трамп, которому к тому времени будет уже 82 года, который в нарушение Конституции обеспечит себе третий срок?
Убийство молодого друга и сторонника Трампа Чарли Кирка в среду на этой неделе в штате Юта может настолько усилить политическое насилие в США в ближайшие месяцы и годы, что в 2028 году, году выборов, Америка переживет состояние, похожее на гражданскую войну. Правые и левые ополчения будут сражаться друг с другом. Штаты с сильными демократическими и республиканскими лагерями, такие как Орегон или Колорадо, стоят на грани раскола. Трамп и его движение MAGA подливают масла в огонь этого конфликта. Они хотят выиграть выборы любой ценой. Америка стоит на пороге установления авторитарного режима.
В Европе тон задают правые партии. Джорджа Мелони теперь является самым долгоправящим премьер-министром Италии. Марин Ле Пен удалось отменить в апелляционном порядке судебное решение, запрещавшее ей в дальнейшем занимать политические должности. С 2027 года она является главой Франции. В Германии Алиса Вайдель и партия АдГ по-прежнему лидируют в опросах. Ее победа на выборах в бундестаг в сентябре 2029 года кажется неизбежной, христианские демократы или либералы готовы стать ее коалиционными партнерами. Похожая ситуация наблюдается в Великобритании. Найджел Фарадж, правый народный трибун и победитель "Брексита", подталкивает лейбористское правительство к уходу. Грядут выборы в палату общин. В Еврокомиссии в Брюсселе царит атмосфера конца света.
Судя по сегодняшнему положению дел, только экономический подъем может лишить правую партию в Европе поддержки. В США ситуация обратная. Только рецессия, явный провал интервенционистской экономической политики, может отвратить большинство американцев от Трампа и его движения MAGA. Таким образом, Запад расколот. А ведь для того, чтобы справиться с вызовами 2028 года, нужны единство и ясность ума.