Здравствуйте, уважаемые читатели канала “Спецтехника на вахте”! Если вы, как и я, родом из СССР, то наверняка помните то время, когда автобус был не просто транспортом, а настоящим символом связи с миром. Ждали его, бывало, часами на остановке, особенно в непогоду. И хорошо, если это был привычный городской ПАЗик. А вот доводилось ли вам видеть настоящих “проходимцев” – автобусы, которые, казалось, могли проехать везде?
Сегодня я хочу вспомнить те самые, немного неказистые, но такие надёжные машины. Забудем на время про городские “Икарусы” и поговорим о семи уникальных автобусах-вездеходах, которые пахали там, где кончался асфальт и начиналась настоящая жизнь. Готовы окунуться в прошлое?
“Дружба”: Когда Автобус Собирали Солдаты
“Дружба”… Название говорит само за себя. Этот автобус хорошо помнят те, кто служил в Центральной группе войск в Чехословакии. В те годы наша армия была символом стабильности и порядка, а этот автобус – символом связи с “большой землёй”.
Созданный на базе армейского ГАЗ-66 чехословацкой компанией Karosa, этот компактный вездеход развозил личный состав по полигонам и учебным центрам. Помню, как отец, служивший в те годы в Чехословакии, рассказывал про эти автобусы. Говорил, что машина была шустрая, но и “вертлявая” из-за высокого центра тяжести. Не каждый молодой водитель мог с ней справиться. Местные умельцы, говорят, даже умудрялись их переворачивать!
Интересно, что собирали эти автобусы сами советские солдаты на военном авторемонтном заводе. Так что, можно сказать, “Дружба” была создана руками тех, кто на ней потом и ездил.
Тосно-ГАРА-63: Трёхосный ЗИЛ Стал Автобусом Мечты
Помню, как мальчишкой увидел его на фотографии в журнале “Техника – молодёжи”. “Тосно-ГАРА-63” – звучало как музыка! В 1963 году умельцы из Тосненского авторемонтного завода, что под Ленинградом, умудрились скрестить трёхосный ЗИЛ-157К, знаменитый своей проходимостью, с кузовом от списанных ЛАЗиков и ЗИЛков. Получилось нечто невероятное: настоящий “автобус мечты” для жителей Вологодчины, где дорог, как известно, было не так много, как направлений.
Короткий свес, высокая посадка, три ведущие оси – этому автобусу было нипочём любое бездорожье. Ходили слухи, что он мог проехать даже там, где застревал трактор! 47 человек, включая стоячих, – этот “автобус-работяга” был настоящим спасением для жителей отдалённых деревень. Жаль, что дальше опытного образца дело не пошло. Но те, кто его видел и, может быть, даже ездил на нём, наверняка помнят эту машину до сих пор.
КАФС-3275: «Курганец» – автобус, село, деревня
Конец 80-х. Перестройка. В стране дефицит всего, в том числе и нормального транспорта для села. И вот, на Курганском автобусном заводе рождается идея: создать простой, надёжный и дешёвый автобус, который мог бы заменить устаревшие ПАЗики на сельских маршрутах. Так появился КАФС-3275.
Этот автобус был настоящим конструктором. На раму можно было поставить кузов разной длины и вместимости, двигатель – бензиновый ЗМЗ или даже японский дизель. Главное – простота и надёжность. Внутри – 24 мягких сиденья, ничего лишнего. Главное, чтобы было тепло и сухо.
К сожалению, этот автобус так и не стал массовым. Перестройка, развал СССР – всё это похоронило перспективный проект. Но те, кто видел этот “Курганец” вживую, наверняка помнят его до сих пор. Он был символом надежды на лучшее будущее для нашей деревни.
38АС: “Штабной” – Когда Комфорт Нужен Даже в Армии
Этот автобус – настоящий раритет. Созданный в 1965 году для нужд Советской Армии, 38АС предназначался не только для перевозки личного состава, но и для использования в качестве санитарного или штабного автомобиля. Настоящий “трансформер”!
Внутри – мягкие сиденья, отопление, вентиляция, даже перегородка между кабиной и салоном. Всё для того, чтобы солдаты чувствовали себя комфортно даже вдали от дома. А благодаря полному приводу и системе подкачки шин этот автобус мог проехать где угодно.
Помню, как дед рассказывал про эти машины. Говорил, что “Штабной” – это была настоящая роскошь по тем временам. Не каждый офицер мог похвастаться таким комфортом. Но, как говорится, война – войной, а комфорт – по расписанию.
Ikarus 259-50: “Икарус”, Покоритель Африки
Кто бы мог подумать, что знаменитый “Икарус” умел делать не только городские и междугородние автобусы, но и настоящие внедорожники? В 1976 году венгерские инженеры создали опытный образец Ikarus 259-50, предназначенный для экспорта в страны Африки и Латинской Америки.
Автобус получился довольно необычным. Высокий клиренс, мощный двигатель, вместительный багажник на крыше. Всё для того, чтобы выжить в условиях африканского бездорожья. Но, к сожалению, проект оказался неудачным. То ли африканский рынок оказался не готов к такому автобусу, то ли венгерским инженерам не хватило опыта. В серийное производство Ikarus 259-50 так и не пошёл.
“Прогресс-9”: Немцы Собирали Автобусы для Генералов
Этот автобус – настоящая легенда. Выпускавшийся в ГДР на заводе “Прогресс” под контролем советских военных, “Прогресс-9” предназначался для обслуживания высшего командного состава Группы советских войск в Германии. И собирали их, между прочим, немецкие рабочие!
Это был не просто автобус, а настоящий “дом на колёсах” для генералов. Внутри – рабочий кабинет, спальные места, кухня, туалет и душ. Автобус был оснащён всем необходимым для комфортной жизни в полевых условиях. Ходили слухи, что в этих автобусах даже были установлены специальные системы связи, позволявшие генералам оставаться на связи с Москвой в любой точке ГДР.
ПАЗ-3201: “Колхозник” – Автобус, Который Проедет Везде
Ну и напоследок – самый известный и любимый из всех “редких” автобусов – ПАЗ-3201. Полноприводный ПАЗик – это настоящий символ советской глубинки. Его можно было встретить и на селе, и в тайге, и в горах. Он был незаменим там, где не было дорог, а была только грязь, снег и ухабы.
Мягкий, проходимый – мечта, а не автобус.
Именно поэтому ПАЗ-3201 до сих пор пользуется популярностью у охотников, рыболовов и просто любителей активного отдыха. Многие переделывают его в настоящие “дома на колёсах”, в которых можно жить и путешествовать с комфортом.
Вспомнили что-нибудь из своей жизни, связанное с этими автобусами? Делитесь своими историями в комментариях! Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал “Спецтехника на вахте”, чтобы не пропустить новые увлекательные рассказы из мира советской техники!