Начало очень книжное — настолько книжное, что лучше не придумать! Книжный магазин с полками до потолка, портреты писателей, огромное зеркало с цитатами из любимых книг — и продавщица Агата, худощавая нервная интеллектуалка с печальными глазами, танцует посреди этого великолепия.
Агата (Камилль Рутерфорд) работает продавщицей в магазине «Шекспир и компания», ей слегка (а может, и не слегка) за 30, она обожает книги и особенно — романы Джейн Остин. Агата сама пытается писать женские романы и ждет серьезных отношений.
Как положено старой деве из романов, она живет с родственниками — с сестрой и маленьким племянником, в котором души не чает.
Рядом с Агатой постоянно мелькает ее приятель Феликс (Пабло Поли), он тоже работает продавцом в том же книжном. Феликс вполне себе мачо и дамский угодник, и на Агату он порой облизывается, как кот на сметану, но…
Между ними нет химии, и они просто приятели. Они подшучивают друг над другом, могут сыграть сонату на фортепиано в четыре руки, могут пожалеть и посочувствовать в трудный момент. Но не больше.
И это даже удивительно — страдать от одиночества, когда рядом такой теплый и эмпатичный, весьма симпатичный молодой человек, который постоянно намекает, что он не против отношений. Но Агата слегка депрессивна и погружена в какие-то свои переживания.
Она пишет, но ее отношения с литературой такие же, как и с личной жизнью — неудачные. Агата упорно посещает писательские курсы, но она не в состоянии довести до финала ни одно свое произведение.
Однажды Агата после работы, чтобы скрасить одиночество, заходит в китайский ресторанчик. На дне рюмочки с рисовой водкой она видит полуобнаженного китайца, затем в ее видении он появляется в зале, и начинается головокружительная история любви и страсти.
Уже дома Агата пытается облечь эту историю в слова, и снова буксует. Феликс видит недописанный отрывок на экране компьютера, и легким движением руки отправляет его на конкурс, объявленный «Резиденцией Джейн Остин» в Британии.
И — вуаля — Агату приглашают в резиденцию писательницы, основанную ее потомками, чтобы Агата в максимально комфортных условиях могла продолжить работу над романом.
Тут-то все и начинается в фильме француженки Лауры Пеани «Джейн Остин испортила мне жизнь».
Раскрывается причина тревожно-депрессивного состояния Агаты, ее панических атак и доводящего ее до невроза синдрома самозванца. Точнее, синдрома самозванки, т.к. в фильме силен феминистический акцент.
После пересечения границы и встречи Агаты с праправнучатым племянником Джейн Остин Оливером и его чудаковатыми родителями начинается не раз обыгранное во французском кино противостояние «французы — англичане», иронизирование над национально-культурными стереотипами. Тонкое и не очень.
Более того, в резиденции Агата попадает в любовный треугольник. Накануне отъезда у нее случается романтическая сцена с Феликсом, а встреча в резиденции с Оливером (Чарли Энсон) пробуждает в ней какие-то новые чувства.
Кого она выберет — теплого и страстного Феликса или холодного и закрытого Оливера, который зачем-то копирует мимику Хью Лори из «Доктора Хауса», — большой вопрос.
Если Оливер — это мистер Дарси, то какой же он тормоз! Впрочем, его заторможенность объясняется — Оливер был психически нестабилен после того, как его бросила девушка, и сейчас он приходит в себя после нанесенной психотравмы.
Словом, главные герои — люди очень современные, слабые, уязвимые, ищущие опору. Одни в творчестве, другие — в семье и семейных традициях. Уязвимые и по-своему трогательные, и хочется, чтобы они обязательно обрели свое счастье.
А резиденция между тем живет своей жизнью — собравшиеся писатели и писательницы разных цветов кожи днем пишут, приютившись в разных уголках живописного и по-английски ухоженного поместья, а вечерами собираются у камина за бокалом вина и спорят о творчестве. О том, что важнее — публицистический резонанс или увлекательно рассказанная история. Агата, разумеется, на стороне сторителлинга.
Поместье — это просто услада для глаз, там есть все, и даже плюющиеся альпаки. Кульминацией любви к Джейн Остин становится бал-реконструкция, где мужчины надевают фраки, а женщины — наряды ранне-викторианской эпохи (это мне так показалось, но как пояснили подписчики в комментариях, на самом деле это наряды эпохи Регентства, которую описывала Джейн Остин).
Красивый и страстный вальс при свечах — ради одного него стоит посмотреть фильм!
Визуал и музыка — на высоте!
Если выбираете приятный фильм, чтобы скрасить осенний вечер, то тут не прогадаете точно! Поклонники Джейн Остин наверняка найдут в картине немало отсылок к ее романам. Но я не читала романов Джейн Остин, поэтому не стала утруждать себя их поиском.
Кстати, да, а что с названием «Джейн Остин испортила мне жизнь»? Тут получилось так: сначала испортила, а потом все дивно устроила наилучшим образом.
Смотрели, будете?
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.