Отреченными книгами в своем большинстве именовались в древности "волшебные, чародейные, гадательные и всякие от церкви возбраняемые книги и писания". К ним также причислялись привезенные на Русь книги из Византии и отчасти с Запад, а еще туда же относились листы и тетрадки, в которых записывались народные заговоры, приметы, поверья и суеверные наставления.
Загадочные судьбы древних библиотек
Считается, что древние библиотеки, содержали всю глубину познаний античных цивилизаций. А еще их называли хранилищем мудрости, приютом мысли, но словно какая-то мистическая предопределенность сопутствовала судьбе великих библиотек старины: одни безвозвратно уничтожены, а другие спрятаны так искусно, что найти их не могут и по сей день.
Одним из первых собирателей письменных источников стал ассирийский царь Ашшурбанипал, живший в VII в. до н.э. “Царь царей, царь четырех сторон света, как именовали его подданные, построил в Ниневии огромное здание для библиотеки, где хранилось более 20 тыс. книг, повествовавших о культурном и научном наследии древнего мира. Фактически это были комплекты глиняных клинописных табличек.
Многие книги имели 100 и более “несгибаемых страниц”, изготовленных из специальной глины и обожженных для прочности. Образно говоря, такая библиотека в огне не горела, да и в воде пропасть не могла. Не боялась она, что немаловажно, ни мышей, ни крыс. Но нашлись у древних текстов враги пострашнее - невежество и религиозное мракобесие людей. Когда войска мидян и вавилонян в 612 г. до н.э. взяли Ниневию штурмом, то прежде всего расправились с защитниками города, а затем принялись дробить глиняные таблички. Так книги превратились в груду черепков...
Холм Куюнджик, на котором некогда высилось грандиозное книгохранилище, археологи раскопали только в XIX в. Чудом уцелевшие фрагменты табличек сейчас хранятся в Британском музее.
В Пергаме – столице одноименного царства в северо-западной части Малой Азии - во II в. до н.э. научились изготавливать пергамент (прежде рукописи существовали в виде папирусных свитков), и книги обрели форму, близкую к современной. Технология его производства достигла совершенства: этот материал некоторое время использовали для печати книг даже после изобретения бумаги. По всему античному миру гремела слава о Пергамской библиотеке, в которой хранилось свыше 200 тыс. рукописей и манускриптов.
Это уникальное книгохранилище находилось в Акрополе под защитой богини Афины. Но даже такое заступничество не спасло библиотеку от тотального разграбления, когда Пергам, утратив независимость, стал провинцией Рима. Полководец Марк Антоний, один из сторонников Юлия Цезаря, руководствуясь собственной прихотью, подарил почти все книжные сокровища Пергама египетской царице Клеопатре, стремясь задобрить ее после того, как по вине римлян сгорела значительная часть Александрийской библиотеки. В результате “силового” слияния двух лучших книжных собраний античного мира фонды хранения Александрийской библиотеки составили 700 тыс. единиц. На полках этого колоссального, даже по сегодняшним меркам, книгохранилища были собраны редчайшие египетские папирусы, свитки с Востока, пергамента Дельф, рукописи Платона, а также не дошедшие до нас произведения Аристофана, Гомера, других выдающихся авторов.
Библиотека была частью Александрийского мусейона - главного научного и учебного центра Александрии Египетской. Считается, что именно здесь Архимед изобрел водяной насос, Эратосфен измерил диаметр Земли, Евклид написал свой главный труд “Начала” (15 книг), содержащий основы античной математики, а Клавдий Птолемей написал “Альмагест” - энциклопедию астрономических знаний древних. Здесь же трудилась Гипатия (Ипатия) - женщина-математик, астроном и философ. Когда библиотеке стало тесно в основном здании, при храме бога Сераписа построили филиал Серапейон, куда перевезли свыше 40 тыс. манускриптов.
Но и эта великолепная сокровищница античной мысли безвозвратно погибла. В 391 г. н.э. римский император Феодосии I (тот самый, что запретил Олимпийские игры, сочтя их языческими) спровоцировал погром библиотеки, которая воинствующим активистам ортодоксальной христианской церкви представлялась “храмом сатаны”. Последнюю точку поставили воины халифа Омара, захватившие Александрию в 641 г. Причем даже когда халифу доложили, что некоторые из захваченных рукописей не противоречат Корану, завоеватель повелел бросить их в костер... Великолепная библиотека, жемчужина античной культуры, вобравшая фонды Пергамской библиотеки, а также личной библиотеки Аристотеля и других выдающихся мыслителей, погибла практически полностью..
Помимо варварски уничтоженных, есть спрятанные библиотеки. Наиболее известной слывет либерея Ивана Грозного, в основу которой легло обширное собрание книг, привезенных в Москву в качестве приданого племянницей последнего византийского императора Константина XI Софьей Палеолог, ставшей женой великого князя Ивана III – деда Ивана Грозного.
Спасая от уничтожения уникальную библиотеку византийских кесарей, младшая дочь деспота Фомы Софья (Зоя) Палеолог выходит замуж за великого российского князя Ивана III. В условиях строжайшей тайны и под надежной охраной она вывозит из Константинополя в Москву 70 подвод с книгами. Для того чтобы надежно защитить библиотеку, которая получила название «Либерия», а позже «Библиотека Ивана Грозного», книги сложили в каменный склеп в одном из кремлевских соборов, на железные двери навесили замки. По свидетельству ученого монаха из Максима Грека, в библиотеке были древние глиняные таблички, пергаменты, древнегреческие книги. Если верить свидетельствам 53 рукописных и печатных книг на церковнославянском языке, где о ней упоминается, в библиотеке были даже пергаментные свитки на древнеарамейском, подписанные именем Иисус.
По неизвестной причине накануне своей смерти Иван III спрятал книги в кремлевских катакомбах. Его сын Василий III обнаружил книги случайно и показал их богослову Максиму Греку. После осмотра находки тот пришел в восторг. Однако история фатально повторилась: перед смертью Василий III тоже зачем-то спрятал книги в том же подземелье под Кремлем. И снова фолианты были обнаружены наследником – теперь уже Иваном IV.
В отличие от отца и деда, Иван Грозный постоянно обращался к византийским книгам, пополнял собрание и позаботился о реставрации ветшающих экземпляров. А затем, словно следуя некоему тайному зову, царь тоже спрятал либерею, да так надежно, что вот уже более четырех веков ее не могут найти.
Официально запретными и подлежащими немедленному уничтожению огнем на Руси признавались:
* "Остролог" (другие названия: "Мартилой", "Острономия", "Звёздочетец" и "Зодий").
В узаконении о ложных книгах сказано так: "Звёздочетец"- 12 звезд; другой
"Звёздочетец", ему же имя "Шестодневец": в них же безумные люди верующие
волхвуют, имут дней рождений своего, санов получения и уроков житию".
Это был сборник астрологических замечании о вступлении солнца в различные знаки зодиака, о влиянии планет на счастье новорожденных младенцев (то же, что "Рожденник", "Родословие"), а также на судьбы целых народов и общественное благоденствие: будет ли мор или война, урожай или голод, повсеместное здравие или моровая язва.
* "Рафли" – астрологическая книга, разделенная на двенадцать схем, в которой трактуется о влиянии звезд на ход человеческой жизни. Тяжущиеся, как скоро доходило до судебного поединка, призывали на помощь волхвов "и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений им творят, кудесы бьют и в Аристотелевы врата и в Рафли смотрят, и по планетам гадают..."
* "Аристотелевы врата"- перевод средневекового сочинения, составление которого приписывалось Аристотелю.
Книга эта, сверх нравственного наставления, содержит сведения по астрологии, медицине и физиогномике. Она состоит из нескольких отделов, называемых вратами.
* "Громник", или "Громовник"- заключает в себе различные, расположенные по месяцам, предзнаменования (о состоянии погоды, о будущих урожаях, болезнях и прочем), соединяемые с громом и землетрясением. К этому еще присоединялись заметки "о состоянии луны право или полого", с указанием на значение таких признаков в разные времена года.
* "Молник" ("Молнияник")- здесь собраны сведения, в какие дни месяца что предвещает удар молнии.
* "Коледник" ("Колядник")- содержит в себе приметы, определяемые по дням, на какие приходится рождество Христово (праздник Коляды), например:
"Аще будет Рождество Христово в среду- зима велика и тепла, весна дождева, жатва добра, пшеницы помалу, вина много, женам мор, старым пагуба".
* "Мысленник"- скорее всего, то же самое, что "Разумник", содержащий сказания о создании мира и человека.
* "Волховник"- сборник суеверных примет.
"еже есть се: храм трещит, ухозвон, воронограй, куроклик, окомиг, огнь бучит, пес выет"
Некоторые статьи "Волховника" переписывались отдельно, под своими частными названиями, каковы: "Воронограй"-приметы и гадания по крику воронов, "Куроглашенник"- по крику петухов, "Птичник", или "Птичье чаровье"- по крику и полету птиц вообще, "Трепетник"- истолкователь примет, основанных на трепете различных частей человеческого тела:
"Аще верх главы (челюсть, бровь, око и т.д.) потрепещет, лице или уши горят, во ухо десное или левое пошумит (или позвонит), длань посвербит, подошвы отерпнут...".
* "Путник"- "книга, в ней же есть написано о сречах (то есть о встречах) добрых или злых",
* "Зелейник"- описание волшебных и целебных трав (зелий) с указанием на заговоры и другие суеверные средства, употребительные в народной медицине; подобные тетрадки ходили в народе в списках и назывались еще "Травники", "Цветники", "Лечебники".
* "Чаровник" - он состоит из двенадцати глав, "в них же суть двоенадесять опрометных лиц звериных или птичиих", то есть сказания о блуждающих оборотнях.
* "Метание" ("Метаньеимец", или "Розгомечец")- книга гаданий посредством жребия.
Желающие допросить судьбу метали жребии, то есть прутики (розги) с нарезанными на них чертами. Вместо этих прутиков могли употребляться и помеченные точками игральные кости. По числу выпавших нарезок или точек определялся номер того изречения гадательной книги, которое должно было служить ответом на задуманный вопрос.
* "Альманахи"- сборники, наполнявшиеся разными астрологическими предсказаниями.
Существовали также книги: "Записка о часах добрых и злых", "Записка о днях добрых и злых", "Сносудец" ("Сновидец", "Сонник).
К сожалению, большинство отреченных книг было беспощадно истреблено еще при Алексее Михайловиче, отце Петра Великого: они сжигались возами, и судить об их содержании можно лишь по названию.
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди новой публикации.