Найти в Дзене

Почему номенклатура не «обыкновенные» олигархи?

Предыдущий фрагмент цикла здесь. Почему до сих пор в России так мало говорят о реальной роли советской номенклатуры в распределении богатств и власти? И почему основные разоблачительные труды таких авторов, как Милован Джилас, Михаил Восленский и Лев Троцкий, остаются на периферии общественного внимания? Лев Троцкий ещё в 1920-х годах предупреждал, что в результате обюрокрачивания власть в СССР захватит партийная бюрократия, став новым привилегированным классом. Этот класс, по его мнению, экспроприировал рабочий класс и узурпировал власть. После убийства Троцкого в 1940 году с его идеями активно боролись, а его сторонники – например, марксист Эрнест Мандель – продолжали критику бюрократического аппарата, отмечая, что без антибюрократической революции построить настоящий социализм невозможно. Но в советском и постсоветском обществе разговор об этом оставался табу. Ни «истинные коммунисты», ни «пламенные борцы за демократию» не ставили под вопрос реальную власть номенклатуры. А сейчас ещ
Советские чиновники заседают, иллюстрация создана сетью "Шедеврум"
Советские чиновники заседают, иллюстрация создана сетью "Шедеврум"

Предыдущий фрагмент цикла здесь.

Почему до сих пор в России так мало говорят о реальной роли советской номенклатуры в распределении богатств и власти? И почему основные разоблачительные труды таких авторов, как Милован Джилас, Михаил Восленский и Лев Троцкий, остаются на периферии общественного внимания?

Лев Троцкий ещё в 1920-х годах предупреждал, что в результате обюрокрачивания власть в СССР захватит партийная бюрократия, став новым привилегированным классом. Этот класс, по его мнению, экспроприировал рабочий класс и узурпировал власть.

После убийства Троцкого в 1940 году с его идеями активно боролись, а его сторонники – например, марксист Эрнест Мандель – продолжали критику бюрократического аппарата, отмечая, что без антибюрократической революции построить настоящий социализм невозможно.

Но в советском и постсоветском обществе разговор об этом оставался табу. Ни «истинные коммунисты», ни «пламенные борцы за демократию» не ставили под вопрос реальную власть номенклатуры.

А сейчас ещё члены КПРФ активно несут полную ахинею, которая звучит так: «Во всём виноваты олигархи!», понимая под ними новых русских капиталистов. Хотя в РФ, как и в СССР, полным хозяином положения остаётся именно номенклатура.

Большая часть элиты брежневско-горбачёвской эпохи сохранила свои позиции и влияние и после распада СССР. Этот феномен – не случайность, а признак глубокой системной проблемы, связанной с особенностями постсоветской трансформации.

В следующем выпуске поговорим о том, как именно номенклатура адаптировалась к «перестройке», почему новый режим – это не классический капитализм, и что это значит для России сегодня.

Первая редакция статьи здесь, в ней есть источники.

Продолжение здесь.