Найти в Дзене

Елена Радченко: « В результате он нигде не соврал...»

Елена Радченко — драматург, сценарист, член Союза писателей России. Автор более 30 пьес, лауреат и дипломант драматургических конкурсов. Автор пьесы «До войны мы жили в Ленинграде», по которой студия «Дебют» выпустила спектакль, посвященный 80-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы встретились с Еленой в Санкт-Петербурге, в Музее Арктики и Антарктики, перед спектаклем по ее пьесе «AMUNDSEN» в исполнении петербургских артистов. Пока сооружались декорации, мы беседовали. Что послужило источником вдохновения для написания пьесы «До войны мы жили в Ленинграде»? - На самом деле, как в пьесе и написано, я живу в поселке Бугры, это 300 метров от Петербурга. И там во время войны был женский радиодивизион, а в семидесятые годы прошлого века открыли памятник - «Землянка», посвященный девушкам-радисткам. Потом землянка рухнула — это происходило прямо на моих глазах... То есть по всему выходило так, что обо всем, что здесь происходило во время Великой Отечественной войны, мож

Елена Радченко — драматург, сценарист, член Союза писателей России. Автор более 30 пьес, лауреат и дипломант драматургических конкурсов. Автор пьесы «До войны мы жили в Ленинграде», по которой студия «Дебют» выпустила спектакль, посвященный 80-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Мы встретились с Еленой в Санкт-Петербурге, в Музее Арктики и Антарктики, перед спектаклем по ее пьесе «AMUNDSEN» в исполнении петербургских артистов.

Пока сооружались декорации, мы беседовали.

Елена Радченко
Елена Радченко

Что послужило источником вдохновения для написания пьесы «До войны мы жили в Ленинграде»?

- На самом деле, как в пьесе и написано, я живу в поселке Бугры, это 300 метров от Петербурга. И там во время войны был женский радиодивизион, а в семидесятые годы прошлого века открыли памятник - «Землянка», посвященный девушкам-радисткам. Потом землянка рухнула — это происходило прямо на моих глазах... То есть по всему выходило так, что обо всем, что здесь происходило во время Великой Отечественной войны, можно забыть... Сейчас, если вы приедете в Бугры, вы увидите, что землянка — на месте, памятник восстановлен. Это произошло, в том числе и благодаря спектаклям, которые по всей стране ставились по этой пьесе. Спектакль студии «Дебют» - один из таких спектаклей. Так что мы все поучаствовали в одном хорошем и правильном деле — восстановлении памяти.

Памятник «Землянка» в посёлке Бугры
Памятник «Землянка» в посёлке Бугры

Какие основные темы затрагиваются в пьесе?

- Я думаю, что главная тема — это вклад женщин в Победу. Потому что было призвано на фронты 800 тысяч женщин во время Великой Отечественной войны. И мы так мало еще знаем об этом...

Какие образы и символы вы используете для раскрытия этих тем?

- Надо сказать, что эти все характеры - это моя фантазия, для меня важно было показать соотношение характеров старшины Надежды Паниной - той, которая уже прошла войну в Испании, и молодых девочек, неопытных бойцов. То есть - наставник и девочки, которых она посылает на такое суровое испытание. Вот эта преемственность поколений - это самый главный символ.

Образ Надежды Паниной сгенерированный ИИ
Образ Надежды Паниной сгенерированный ИИ

Кто вообще из персонажей вам близок и почему?

- Старшина Надежда Панина - это центральный образ, наиболее сложный и реальный, существующий на протяжении всего действия пьесы, потому что девочки — Саша, Валя и Рая - это мираж, ее воспоминания. Их не существует уже в реальности. И это такой коллективный собирательный образ. А старшина — реальный человек, который пронес все эти тяготы войны и несет их дальше после войны.

Какие взаимоотношения между персонажами наиболее важны для понимания пьесы?

- У девочек - определенное такое преклонение перед Надеждой. Она для них — человек замкнутый, не совсем понятный. Они с удивлением узнают, что она до войны работала во флотском радиоцентре, что она была на войне в Испании. И она вызывает у них и трепет, и любопытство. И очень важна дружба, которая возникает между девочками. Безусловное принятие ими друг друга. Поддержка, которую они оказывают друг другу.

Что вы почувствовали, когда узнали, что любительская театральная студия «Дебют» планирует поставить вашу пьесу?

- Илья прислал письмо, попросил разрешения. Это абсолютно правильно, нормально. Так все должны делать. Он очень грамотно поступил. И потом Илья задавал мне очень много вопросов. И это хорошо, потому что какие-то вещи были непонятны ему, как человеку молодому. Мы с ним вместе обсуждали, находили решение. То есть он очень скрупулезный режиссер.

У меня всегда студенческие спектакли вызывают очень теплые эмоции. И первый студенческий спектакль, поставленный по этой пьесе, был в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) в 2022-м году. Это был дипломный спектакль курса заслуженного артиста России Андрея Носкова. Ребята были первыми, и так получилось, что педагог, которая поставила спектакль, ушла из института, а мы с ребятами еще сыграли 18 спектаклей уже после диплома и как они мне признавались, для них это было очень важно, они росли с каждым спектаклем — как актрисы и как личности.

Спектакль   «До войны мы жили в Лениграде» учеников Андрея Носкова
Спектакль «До войны мы жили в Лениграде» учеников Андрея Носкова

Да, Илья - самый скрупулезный режиссер. Он переживал за неделю до спектакля. Он чуть ли волосы себе не драл, но он старался

- В результате он нигде не соврал. Я посмотрела спектакль в записи, и он меня очень тронул. Еще мне очень понравились девочки, очень понравился пластический номер, такого пластического номера ни у кого нет. Еще понравилась музыка, прокладывает мостик между событиями и зрителем сегодняшним. Я очень признательна Илье и студии «Дебют» за то, что они так бережно отнеслись к материалу и сделали такую сложную работу. Они ее сделали, и спектакль получился таким легким. И мне кажется, что зритель, который приходит, он понимает все, что происходит.

Хороши все девочки - Саша, Рая, Валя. И, конечно, старшина Надежда. И для меня было совершенно неожиданно то, что он ввел мужских персонажей. Вот это никто не делал никогда. Эпизод небольшой, но он связал происходящее с финалом спектакля, поэтому это было неожиданно, но достаточно убедительно у него получилось.

Постановка спектакля  «До войны мы жили в Ленинграде от театральной студии»  «Дебют»
Постановка спектакля «До войны мы жили в Ленинграде от театральной студии» «Дебют»

Какие моменты в постановке вы считаете наиболее удачными?

- Пожалуй, что когда девочки ложатся спать и начинает звучать песня «Темная ночь», начинается пластический этюд, то это какой-то очень такой трепетный, трогательный момент, который раскрывает персонажей очень легко, ненавязчиво, но это остаётся с тобой и после спектакля.

Какие уроки может извлечь современный зритель из этой истории?

- Я не считаю, что театр даёт какие-то уроки. Театр - это сопереживание и возможность подключиться к эмоциям, которые переживают герои. И театр воздействует не столько идеями, сколько через идентификацию зрителей с персонажами. Зрители либо себя видят в этом, либо нет. Эмоциональное подключение — это и есть главное чудо театра.

Что вас привлекает в драматургии?

- Возможность в малую форму вместить историю, которая меня сейчас волнует, собрать всех в одном месте, в одно и то же время, и рассказать эту историю. И это, как правило, я всегда делаю одно место действия и непрерывное развитие событий.

А какие драматурги оказали на вас наибольшее влияние?

- Таких драматургов очень много. Это, конечно же, любимый всеми Островский, бытописатель русской жизни, которому удалось из этого русского быта вырваться и подняться до символа. Это наш главный драматург. Драматургия Гоголя, которая сейчас ставится так, как будто это написано только что.

Из советских драматургов, например, очень интересный автор, он недавно ушел из жизни, Владимир Арро. Также мне в свое время была интересна Людмила Петрушевская. И до сих пор интересна Людмила Разумовская, она член Санкт-Петербургского отделения Союза писателей.

Как вообще происходит у вас процесс написания пьесы?

- Сначала я нахожу исходный материал. Это, как правило, какая-то жизненная коллизия и какие-то персонажи, которые взаимодействуют между с собой, открывая, раскрывая свои характеры, проявляя, скажем, какое-то благородство, проявляя в трудных условиях какие-то лучшие черты своего характера, и вот такие ситуации мне сейчас интересны, я их нахожу и пишу свою версию событий — как это было или как это могло бы быть.

А как вы преодолеваете творческие кризисы?
-
Творческие кризисы - это просто ничего не писать... То есть просто ничего не делать, просто что-то читать, смотреть, гулять, общаться и не писать какое-то время, но непродолжительное, потому что если ты не пишешь больше двух недель, то как бы потом уже трудно снова в это войти.

Вы смотрели наш телеграм-канал?

- Да, у вас интересный телеграм-канал, он эмоциональный, познавательный, и я вам желаю больших успехов в его продвижении.

Спасибо, мы все вместе очень стараемся. И что вы вообще думаете о работе нашей студии в целом?

- Думаю, что для вашей студии главное находить материал, который вас эмоционально задевает. То есть, если он задевает эмоционально вашего режиссера Илью, если он может увлечь этим материалом актеров, тогда будет успех, тогда будет интересно работать и от зрителей вы будете получать отклик. Вот этого я всячески желаю студии «Дебют».

Какие еще напутствия вы можете нам дать?

- Время студенческое - оно очень быстро пролетает, но зачастую люди, с которыми ты подружился в студенчестве, ты остаешься с ними на всю жизнь. Поэтому я бы пожелала всем, кто занимается в этой студии, дорожить этими отношениями - дружба, солидарность и поддержка... И попробовать продлить и в дальнейшей жизни, потому что это — спасает.

А над чем вы работаете сейчас?

Я, как правило, пишу одновременно 2 или 3 пьесы. И, кстати, вот насчет кризиса тоже. То есть, если я с одним материалом впадаю в кризис, то я просто переключаюсь на другой. Сейчас в работе у меня — исторический материал.

Какие творческие планы у вас на будущее?

- Все мои планы связаны с пьесами, с поездками по городам, в которых эти пьесы поставлены или будут поставлены. Так, на осень у меня запланированы поездки в Пензу, Минск, Москву и Тамбов.

Я читала, что вы вместе с актерами тоже были в роли режиссера.

- Да, я закончила изначально Московский институт культуры как режиссер любительского театра. Спектакль по своей пьесе «Дневник плохой матери» я поставила в театре «Наш дом», это в городе Озерске Челябинской области. Он вышел там под названием «Птица счастья».

Беседа с Еленой Юрьевной оставляет после себя яркий след. Её слова, пронизанные любовью к театру и глубоким пониманием человеческой сущности, надолго останутся в памяти. Желаем ей новых творческих вершин!