Я участвую в конкурсе ТопБЛОГ от президентской платформы «Россия – страна возможностей». Дошла до финала. Сейчас готовлю социальный медиапроект на тему влияния юмористического контента на формирование культурного кода россиян. Эта публикация выполнена в рамках задания проекта.
Социальные проблемы окружают нас каждый день. О них говорят с серьезными лицами в новостях, пишут гневные посты в соцсетях, их обсуждают на кухнях. Но есть и другой способ говорить о наболевшем — через юмор. Однако здесь таится главная опасность: как сделать так, чтобы было смешно, а не больно? Как заставить задуматься, а не оттолкнуть?
Актуальность для блогеров
Для блогера, который является автором юмористического канала, эта тема — золотая жила и минное поле одновременно. Юмор — мощнейший инструмент вовлечения. Он вирусный, он запоминается, он создает комьюнити. Шутка о вечном ремонте в подъезде, абсурде бюрократии или трендах здорового образа жизни найдет отклик у тысяч людей, которые узнают в ней себя. Это создает ментальную связь между автором и аудиторией. Но один неверный шаг — и блогер рискует прослыть бесчувственным хамом, а его юмор из целительного превратится в ранящий.
Юмор, который вдохновляет, и юмор, который ранит
Пример вдохновения: мои истории про Офелию, которых уже хватило на четыре книги. Офелия – реальный персонаж. Отнюдь не положительный. Гром-баба, одержимая идеей выйти замуж, добивается всего скандалами и рукоприкладством. Однако почему-то этот типаж вдохновил многих моих подписчиков на положительные изменения в жизни. Тот напор, с которым пятидесятилетняя женщина решает свои проблемы и уничтожает преграды на пути к счастливой семейной жизни, для многих стал примером для подражания.
Начало истории про Офелию здесь:
Пример страдания: беда многих юмористов — «пинание» тех, кто уже уязвим. Шутки над бездомными, людьми с вредными привычками, жертвами семейных разборок — это не сатира, а кикдаунинг (англ. kickdown — пнуть того, кто ниже). Такой юмор не решает проблему, а лишь усугубляет стигматизацию и заставляет страдающих людей чувствовать себя еще более изолированными. Смех здесь основан не на узнавании, а на унижении.
Как развивать юмористический блог на Яндекс.Дзен с пользой для общества?
Яндекс.Дзен — это огромная аудитория, живущая самыми разными интересами. Важно, чтобы юмор стал инструментом передачи культурного кода, а не кикдаунингом. Культурный код – это то, что вызывает восхищение, чувство единения, определенный менталитет. Это наши традиции, наши привычки, шутки, поговорки, смекалка. Я в своем блоге придерживаюсь определенных правил, чтобы юмор был вдохновляющим, а не «пинающим»:
1. Шучу «над системой», а не над жертвами. Например, героем шутки стараюсь сделать не человека, который не может получить справку, а абсурдную систему, которая эту справку требует в пяти экземплярах, заверенных у нотариуса. Высмеиваю не людей, которые ездят в плацкарте, а политику РЖД, которая не улучшает условия в поездах дальнего следования.
2. Использую «узнаваемость». Культурный код — это общие для социума смыслы. У нас огромная страна, мы живем в разных городах, но есть общие для всех воспоминания: пионерское детство, специфические фразы родителей («Чтобы я этого больше не видела!», «А ну, быстро домой!»), очереди за колбасой. Обыгрывая их, я создаю мощный эффект «А помнишь?», который объединяет аудиторию разного возраста.
3. Превращаю страхи в абсурд. Коллективные страхи общества (ипотека, кредиты, будущее детей, одиночество) — благодатная почва. Но я не говорю «как это ужасно», а довожу ситуацию до абсурда, чтобы над ней можно было посмеяться. Например, моя шуточная петиция к руководству РЖД создана исключительно для того, чтобы руководители железнодорожной отрасли обратили внимание на существующие проблемы, а пассажиры поездов дальнего следования посмеялись над ситуацией и стали легче к ней относиться.
4. Аккуратно работаю со стереотипами. Не укрепляю их, а показываю всю внутреннюю нелепость. Например, шутки про экскурсоводов в других странах, которые озабочены не тем, чтобы оставить у туристов хорошие впечатления о стране, а тем, чтобы получить с них дополнительные деньги за посещение сомнительных достопримечательностей. Шутки про владельцев придорожной недвижимости, которые стремятся заработать на турпотоке на юг, при этом не имеют ни малейшего представления о сервисе.
Или еще пример: видео, где жена воспитывает мужа (тоже, кстати, сделала в рамках задания от ТопБЛОГа). Я не высмеиваю типаж «мужа-подкаблучника», которого очень ярко сыграл мой супруг. Я показываю нелепость поведения жены, которая пытается все контролировать.
5. Занимаю позицию стороннего наблюдателя. Самая безопасная и эффективная позиция – это позиция друга, который с улыбкой и недоумением наблюдает за безумием мира и делится этим с другими. Я не судья, не проповедник, а такой же участник всего этого хаоса.
Для аудитории моего канала «Знойная женщина» юмор – это не просто шутки. Юмористический контент выполняет гораздо больше задач. За время существования блога я получила более 53000 комментариев. На их основе я сделала выводы: зачем читателям нужен юмористический контент?
- Юмор помогает дистанцироваться от стрессовой ситуации. Перевод серьёзной проблемы в шутку снижает её значимость и помогает взглянуть на неё с другой стороны.
- Юмор меняет перспективу: можно увидеть смешную сторону даже в неприятной ситуации, что снижает чувство беспомощности и усиливает чувство контроля.
- Юмор помогает выразить эмоции в более приемлемой и безопасной форме, чем прямое выражение гнева, страха или печали.
- Юмор помогает установить социальные связи: смех вместе с другими подписчиками укрепляет чувство сообщества и принадлежности.
Юмор — это не только развлечение. Это социальный инструмент, который позволяет нам коллективно выдохнуть, переосмыслить сложные темы и почувствовать, что мы все в одной лодке. Задача блогера — не просто рассмешить, а сделать так, чтобы после смеха приходило понимание. Понимание, что любую проблему можно пережить, если посмотреть на нее под правильным, пусть и смешным углом.
Разделяете мое мнение, уважаемые читатели? Или у вас есть какое-то свое видение того, каким должен быть юмористический контент, преследующий цель сохранения культурного кода россиян?
#ТопБЛОГ #РоссияСтранаВозможностей.