Продолжение истории про трехдневную поездку в плацкартном вагоне. Начало здесь:
За окном нашего пассажирского вагона мела метель. Курганская область. Пейзажи проплывали умопомрачительно грустные. Унылая степь, нигде ни травиночки, почерневший мартовский снег выглядел как-то уж очень неопрятно. Два дня назад мы ехали по Кубани, которая поражала буйством красок, разнообразием растительности и неприлично ярким солнцем. И вот такой контраст! Смотреть в окно совершенно невозможно, потому что глаза от монотонности моментально закрываются, и ты засыпаешь.
По вагону пробежал проводник, он суетился уже второй час в предвкушении пересечения границы с Казахстаном!
– Так, пассажиры, строимся! Ну-ка, не ленитесь! Поднимаемся с мест!
Я думала, что про прохождение границы с Казахстаном знаю все. Раньше мы жили в Рубцовске, часто ездили в Семипалатинск за покупками. В студенческие годы я ездила в университет в Екатеринбург, поезд так же шел через Казахстан. Ничего особенного в прохождении границы не было. Заполняли транзитные миграционные карты, нам разрешали выходить из вагонов на станциях в Казахстане. Там всегда можно было купить что-нибудь вкусненькое. По вагонам тогда ходили пограничники с собаками, вежливо спрашивали: не везем ли чего-нибудь запрещенного? Никакой суеты. А тут прям торжественное построение.
Поезд затормозил. Проводники открыли двери. В вагон вошли два мужика, закутанные с ног до головы в какие-то бушлаты. Видимо, на улице было очень холодно. Первым делом попросили открыть туалеты, потом заходили в каждый отсек плацкартного вагона, с помощью зеркал на длинной палке осматривали третьи полки, нижние полки поднимали и благодарили пассажиров за то, что те предусмотрительно встали.
Проводника пограничники тоже благодарили за хорошо организованную работу с пассажирами. Весь осмотр вагона занял минуты две от силы. Не успел поезд тронуться, как проводник тут же всех опять громко предупредил, что это еще не все. Это были российские пограничники, сейчас будут казахские. Пассажиры уже без предупреждения слезли с полок и построились. Казахские пограничники осматривал вагон по той же схеме: туалеты, третьи полки и багажные отсеки под нижними полками. Больше всего их интересовало: не пробрался ли на территорию их страны какой-нибудь нелегал? Ни документы у пассажиров, ни багаж никто не проверял.
Всего нас почтили своим досмотром четыре группы пограничников: на въезде в Казахстан российские и казахские, на выезде – казахские и российские. Проводник после каждого визита пограничников все больше успокаивался и прямо на глазах добрел.
Когда поезд вернулся в Россию, все наконец-то спокойно улеглись на свои полки, проводник взялся рьяно мыть пол. Макал швабру с тряпкой в то самое «универсальное ведро», которое предлагал мне использовать для гигиенических процедур. Пока он водил тряпкой под нашим столом, я не преминула спросить: а что, собственно, такого трудного в прохождении границы? Зачем он нас к этому два дня морально готовил. Я ничего особенного не заметила.
– Так туалеты же приходится закрывать на два часа! – важным голосом объяснил он.
– И что?
– Как что? Это в этот раз все спокойно прошло. А обычно кто-нибудь из пассажиров не выдерживает. Дети там... Старики... Больные… А я туалеты не имею права открывать во время прохождения границы. Люди скандалят. Пытаются свои дела в проходе между вагонами делать. А тут пограничники. За всеми глаз да глаз нужен!
Я хотела в шутку предложить проводнику приспособить его «универсальное ведро» под «ночную вазу» и предоставлять пассажирам платные услуги на время прохождения границы. Но передумала. Мужик явно перенервничал из-за пограничников. Да и ведро ему по-своему дорого. Моего юмора он точно не оценит.
...Мы подъезжали к Омску. От него до Новосибирска – конечной точки нашего маршрута – почти 700 км. Но в дальней дороге кажется, что это ничтожное расстояние. Мы почти что приехали! И, знаете, появляется такое ощущение, что мы в целом нормально доехали, ничего плохого не случилось, попутчики были вполне терпимые, а где-то даже приятные люди. Осталось подождать каких-то семь часов, и мы дома. Омск – чудесный сибирский город! Ну, чем он может нас удивить?
Не тут-то было! В Омске вышли почти все пассажиры нашего вагона. И тут же их места заняла группа детей лет 10-12 – юные каратисты из Омска, ехали на соревнования в Красноярск. С ними был тренер и несколько родителей-сопровождающих.
Когда-то мы уже ехали в вагоне с большой группой детей. Очень стрессовая поездка. Я о ней рассказала в этом рассказе:
Я думала, что юные каратисты сейчас устроят апокалипсис. Шум, гам, крики и бесконечные шатания по вагону – это само собой разумеется. Но дети приятно удивили. По команде тренера все застелили свои постели и молча сели ужинать: каждый на своей полке. Тренер прошелся по вагону, заглянул во все тарелки. Один из пацанов заварил себе лапшу быстрого приготовления. Тренер сказал: лапшу убрать и есть домашние припасы. Пацан заныл, что у него нет другой еды. Тренер набрал по телефону его маму. Был предельно лаконичен:
– У вашего сына есть с собой нормальная еда из дома? Есть? Точно? Ну, вот… А то он тут у меня исполняет!
Отключился. Еще раз наругал пацана. Всем громко объявил, что всякие завариваемые продукты надо оставить на обратную дорогу, а сейчас съесть все скоропортящееся.
Дети не возражали. Они вообще вели себя подозрительно тихо. Я с большим удивлением за ними наблюдала. Их человек 30, не меньше, этих самых детей. Но никто не бегал, не кричал, даже не разговаривал громко. Поели, легли и постарались быстро заснуть. Даже в телефоны им пялиться не разрешали, а они и не возмущались.
Радость моя длилась недолго. Как только дети уснули, шесть сопровождающих мам собрались в соседнем с нашим купе и быстро накрыли на стол. Каждый взял в дорогу какой-то алкоголь, домашнюю снедь.
Позвали к столу тренера. Тот, увидев, какой пир намечается, радостно похвалил родителей:
– Вот это вы молодцы, вот это вы исполняете!
Дальше началось что-то невообразимое. Вот кто вел себя шумно! Несколько часов подряд родители злоупотребляли спиртное, ели, чокались, говорили тосты и пили на брудершафт с тренером. Потом, на какой-то станции, предварительно созвонившись с таксистом-частником, отправили тренера забирать дополнительный алкоголь. Я не знаю, о каких напитках шла речь, но компания долго спорила, хватит ли им шесть бутылок или лучше заказать восемь.
В процессе гулянки некоторые дети просыпались от шума, приходили в купе к родителям и тренеру с разными просьбами. Один раз кто-то даже упал с полки и заныл. На все это тренер реагировал одной фразой:
– Так, ну-ка это…Че вы тут мне исполняете? Быстро спать!
Мамашки на детей вообще никак не реагировали. Упал, заплакал, захотел пить, позвал на помощь – никто не реагировал. То ли это были не их дети, то ли авторитет тренера тут настолько непререкаемый, что вмешиваться в процесс воспитания никто не решался. Тренер сказал, что надо спать – значит, все должны спать. Сказал, что не надо исполнять – значит, не исполняем.
Когда из отсека с родителями и тренером стали доноситься пьяные вопли, похожие на пение, я не выдержала. Пошла, сделала замечание. На меня пьяная компания родителей отреагировала неоднозначно. Им было так весело, что они никак не хотели понимать, что мешают остальным пассажирам. Я попросила вести себя потише, ночь на дворе. Меня заверили, что они скоро закончат. А тренер удивленно добавил:
– Мы же тут тихо сидим… Ничего не исполняем…
Я сходила к проводнику. Спросила: почему он не реагирует на распитие спиртного в вагоне? Он развел руками, сказал, что ему некогда. В поезде есть охрана, она периодически патрулирует вагоны. Вот им вопросы и нужно задавать.
А компания все не успокаивалась. Они уже не просто громко говорили, а горлопанили. Пили, смеялись, перебивали друг друга криками, потом плавно перешли на мат. Я еще раз подошла, сделала замечание. Так одна женщина мне так недоуменно сказала:
– Ну, вы что? Не понимаете, что ли? Мы же вырвались от семей, от работы. Ну, дайте нам отдохнуть.
– А разве вы не должны следить за детьми? Другие родители же рассчитывают на вас, доверили своих чад?
Тут опять встрял тренер. Едва ворочая языком, опять выдал свой минимальный набор слов:
– Ну, мы же ничего такого не исполняем…
Одна из мамашек пообещала, что они еще чуть-чуть посидят и разойдутся. Был четвертый час ночи. Мы уже подъезжали к Новосибирску. Когда выходили, тренер и родители еще вовсю отмечали свой отрыв. Матерились, чокались, целовались, пели, спорили. По доносившимся разговорам я поняла, что сегодня после обеда у детей будут соревнования. А вечером они отправляются в обратный путь.
Вот это организмы у тренера и родителей! Вот это спортивный режим! Не спать всю ночь, литрами пить алкоголь, потом весь день дежурить на соревнованиях, ехать обратно в Омск. И, судя по всему, на обратном пути они тоже будут исполнять, ну, то есть, отрываться. Вот это задолбались люди в повседневной жизни, вот это замучила их рутина…
На выходе из вагона мы тепло попрощались с проводником. Все-таки, не чужой человек! За три дня мы, благодаря ему, получили целый вагон дорожных впечатлений.
Я вызвала такси из приложения. В наличии только вариант «Комфорт», который ждать 40 минут. Ну, что делать? Подождем. Зашли в здание вокзала, в зал ожидания. Я давно здесь не была. Оценила старания руководства по модернизации зоны. Там, как и во всех вокзальных залах ожидания, всегда есть спящие пассажиры. Те, которые не сидят на сидениях, а лежат. Ни наклон кресел им не мешает, ни твердая поверхность, ни железные ручки. У желающих спать тела обретают причудливые физические свойства. Они обтекают все неровности и труднопроходимые места. Пассажиры протискивают ноги сквозь ручки кресел, принимают хоть и замысловатое, но все же горизонтальное положение.
Раньше, когда на поездах я ездила чаще, неоднократно была свидетелем, как работники вокзалов проходили раз в полчаса-час и будили спящих, заставляли их принимать вертикальное положение. Потому что вокзал – это не ночлежка. В зале ожидания ожидать нужно сидя. Но предпринятые меры не помогали. Люди просыпались, присаживались. А, как только работники вокзала уходили, снова ложились. В этот раз руководство подошло к проблеме вдумчиво и даже несколько креативно.
В зале ожидания вместо ровных рядов кресел установили деревянные полусферы. Думали, видимо, что максимально усложнили пассажирам возможность поспать. Потому что протиснуть ноги под ручками кресел можно исхитриться. Но спать, завернувшись полукругом, совсем неудобно. Хотя… Судя по тому, что творилось в зале ожидания, руководство ЖД вокзала плохо знает своих пассажиров. Не на тех напали! Люди, которые хотят спать, прекрасно принимают обтекаемое положение. Им все равно, как обтекать: полукругом или квадратом, да хоть параллелепипедом.
Мы кое-как нашли три места в разных местах зала. Все было занято обтекаемыми людьми. Рядом со мной валялся мужик средних лет. Судя по запаху, ничей. Немытый и в давно не стиранной одежде. Он снял обувь и благоухал своими носками на несколько метров вокруг. Я не выдержала. Достала духи и слегка побрызгала на него.
Мужик стал поворачиваться на лавочке и рухнул с нее, потому что забыл, что находится в обтекаемом положении. Поднялся, присел, принюхался к своему новому запаху. Поворчал, что на вокзалах вечно чем-то воняет. Я сочла за лучшее сбежать поближе к мужу и дожидаться такси там. Пока ждала, решила написать петицию и направить на сайт РЖД. Над содержанием еще, конечно, надо поработать. Но примерно будет выглядеть так:
ПЕТИЦИЯ руководству РЖД с целью улучшения качества обслуживания пассажиров плацкартных вагонов:
1. Предлагаю закрепить за поездом «Анапа - Красноярск» единый номер, во избежание казусов с покупкой билетов. Либо принудительно заставлять кассиров учить наизусть названия поездов, которые меняют нумерацию в пути.
2. Считаю нужным изыскать средства и модернизировать вагоны поезда «Анапа - Красноярск» хотя бы в плане биотулетов, душа и беспроводного Интернета.
3. Подчеркиваю необходимость расширения кругозора проводников (хотя бы в плане биотулетов, душа и беспроводного Интернета) путем прохождения курсов повышения квалификации.
4. В вагонах следует установить датчики неприятных запахов. В случае обнаружения источника запаха пассажиры получают неограниченное право справляться с источником запаха на свое усмотрение: вытолкать источник из вагона проветриваться в тамбур, устроить ему публичные водные процедуры или принудительную стирку вещей руками проводников.
5. Волевым усилием приступить к изданию информационных брошюр для пассажиров дальнего следования, направленных на поддержание здоровых привычек в таких вопросах, как продолжительность акта дефекации и процесса мочеиспускания.
6. Предусмотреть в составе поезда специальный вагон для культурно-массовых мероприятий, предназначенный для пассажиров, нуждающихся в отрыве от повседневной действительности.
7. Разработать еще более замысловатые конфигурации кресел для залов ожидания, в корне пресекающих попытку пассажиров устроиться на ночлег и исполнять эквилибристические этюды.
Ну, как-то так…
Петиция, кстати, это коллективное обращение. Поэтому мне понадобится поддержка. Так что, уважаемые читатели, сообщите в комментариях: подпишите ли вы петицию? Или будем продолжать занимать равнодушную гражданскую позицию?
_____________________________________
Кстати, под впечатлением поездки в поезде я тут решила освоить профессию машиниста поезда метро. Вроде неплохо получается)))