Критически не хватает мусора в Китае. 10 лет назад правительство открыло глаза на огромные мусорные завалы, вызванные стремительной урбанизацией страны. Так как сортировка отходов — это дело долгое и муторное, решили бороться с проблемой проще и весь мусор сжигать.
Вложились по-крупному: в Китае находится больше тысячи мусоросжигающих предприятий — это больше половины мировых мощностей. И недавно всплыла ошибка в расчётах: если раньше мусора было чересчур, то теперь его не хватает. Предприятия простаивают, а заводчане остаются без работы.
Китайцы не первые, кто столкнулся с такой проблемой. Как с дефицитом мусора справились шведы? Может ли Китай поступить так же? И поможет ли ему Россия? Разобраться в этих вопросах нам помогли зампред Комиссии по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева и ОУ по вопросам экологии в Москве Михаил Замарин.
Почему так вышло?
Власти объясняют мусорный дефицит сокращением населения Китая и замедлением экономического роста. По их словам, с сокращением населения "объёмы отходов естественным образом уменьшаются".
Мусоросжигающие заводы и раньше прибыльностью не отличались, а сейчас и вовсе уходят в минус. Некоторые из них простаивают почти весь год. А те, что ещё работают, теперь закупают мусор со строек или у местных органов власти.
Шведская борьба с дефицитом
Швеции мусора тоже не хватает. Поэтому она с радостью импортирует его из Европы. Европейцам выгоднее везти мусор в Швецию, чем сжигать у себя. Например, в Великобритании тонну мусора сожгут за 100 евро, а шведский завод сделает то же самое всего за 60.
По последним данным, в Швеции утилизируется 99% бытовых отходов. Это один из самых высоких показателей в мире. После тщательной сортировки около половины бытового мусора сжигается. И четверть от этого — как раз европейские отходы. Уцелевшее отправляется либо на переработку, либо на производство биогаза.
Как дела с мусором в России
Ещё в 2019 году в России было около двух тысяч нелегальных мусорных свалок. Они утилизировали мусор путём сжигания. Негативное влияние на экологию было колоссальным, недовольство граждан росло. Было решено внедрить современный способ обращения с отходами.
За 6 лет реализовали то, к чему другие страны шли десятилетиями. Немцы, к примеру, ввели мусорную реформу ещё в начале 70-х, а сортировать отходы на практике начали только 10 лет спустя. В России же с 2019 было построено 295 предприятий по сортировке и переработке мусора.
За год россияне производят около 700 млн тонн бытовых отходов. На данный момент больше половины этих отходов попадает на переработку
— подводит статистику Замарин.
А вот сжиганием мусора мы почти не занимаемся из-за ущерба экологии. На территории России сейчас находится всего 10 мусоросжигающих заводов. После сортировки туда попадает лишь 14% отходов.
Что китайцам делать?
Возникает логичный вопрос: если у китайцев мусор в дефиците, а у нас его предостаточно, почему бы нам не выручить соседей? Михаил Замарин утверждает: “мусорного сотрудничества” между Россией и Китаем нам не видать.
Наша страна в целом отходы туда-сюда не возит.
Экспортировать мусор невыгодно из-за расходов на логистику. А импортировать нет смысла, потому что у нас своего хватает
— уточняет Дударева.
Китай мог бы обратиться за помощью к Европе, США или странам-соседям. Если бы не одно “но”: ввоз мусора в Китай из-за границы полностью запрещён ещё с 2018 года. А всё потому, что Европа и США помимо безобидных отходов завозили туда токсичную контрабанду. Да и страна из-за этого импорта со всех сторон обросла свалками. А до этого Китай был крупнейшим импортёром отходов с Запада.
Конечно, китайцы могут снять запрет на ввоз, чтобы восполнить дефицит. Но тогда есть шанс, что печальная история с контрабандой и свалками повторится. Поэтому Китаю лучше поучиться и у шведов, и у нас, и взяться наконец за переработку мусора.