Начало:
Ох уж эти террористы!
Раз уж коснулись дела безопасности…
Одно время нас просто замучили анонимные звонки о готовящемся взрыве бомбы. Аэрофлоту уже выделили отдельную, дополнительно огороженную стойку регистрации, тщательно осматривали багаж. Прямо скажем, не лучшая реклама для полётов на рейсах Аэрофлота…
Как-то над Прагой без посадки пролетал в Москву самолёт ИЛ-86 из Испании. Минут за 20 до пролёта аноним по телефону сообщил, что самолёт заминирован и при открытии любой двери или багажного люка произойдёт взрыв.
Самолёт срочно приземлился в Праге и как полагается в таких случаях занял самую дальнюю от здания аэропорта стоянку.
Пиротехники через форточку кабины пилотов проникли в самолёт и после длительного осмотра разрешили открыть дверь. Всех пассажиров сразу отвезли в здание аэропорта - кормить. Багаж был выгружен и тщательно осмотрен. В таких случаях багаж выдерживается на складе минимум сутки.
Самолёт ещё много часов тщательно осматривали, а за пассажирами прислали новый самолёт из Москвы. Пассажиров кормили в ресторане аэропорта, так как при задержке рейса более трёх часов пассажиров полагается кормить за счёт авиакомпании. Сегодня это время увеличено до четырёх часов, а вместо обеда пассажиру выдаётся купон на 150 крон (6 евро). В любом ресторане, баре аэропорта, можно скромно поесть, ну а лучше – выпить замечательного чешского пива!
Чехословацкие спецслужбы обратили внимание на такую деталь: звонивший аноним знал расписание рейсов и движение самолётов в районе Праги! Возникло предположение, что он работает в аэропорту. Были записаны все телефонные разговоры работников аэропорта.
Существует так называемый спектр голоса, который, как и отпечаток пальца индивидуален для каждого. Затем сравнили спектр голоса анонима с остальными голосами, и компьютер вычислил владельца. Больше никто уже не звонил.
Если вы не устали читать, я продолжу. Мне кажется дальше материал интереснее и в основном, теперь будет о людях.
Туманы бывают не только в Англии
В ноябре в Праге часто бывают туманы. И, к сожалению, аэропорт расположен в месте наибольшего скопления тумана. Это не просто туманы. Эти сильнейшие туманы, такие, что мне приходилось выходить из машины, чтобы увидеть поворот на аэропорт. И туман такой может не рассеиваться день, два, а то и три!
Аэропорт закрыт! Никакие авиакомпании не летают! Когда откроется аэропорт не знает никто!
А пассажиры на вылет всё прибывают и прибывают. Где их разместить? Многие в последний день потратили на сувениры все деньги. У людей действительно денег нет!
Вот это очень напряжённый, сложный момент в работе представителя. Тут возникает много вариантов с проверкой представителя Аэрофлота на здравомыслие.
Бывает, что Пражский аэропорт закрыт, но метеорологи обещают через два часа некоторое ослабление тумана. Связываюсь с ЦДС в Шереметьево. Я уже писал, что там работали очень толковые люди. Согласуем вылет самолёта из Москвы в надежде, что за время полёта туман в Праге рассеется. Это риск.
А если не рассеется и аэропорт не откроется?
Тогда предусмотрена посадка на запасной аэродром в Дрездене.
В этот раз туман не рассеялся и самолет совершил посадку в Дрездене.
Ждать открытия Праги? Но прогноз снова плохой!
Принимаю решение: пассажиров из Дрездена отправить в Прагу поездом. Пассажиров из Праги отправить в Дрезден поездом и вылететь в Шереметьево из Дрездена. ЦДС согласен.
Но что это значит на практике?
Надо согласовать с железной дорогой и прицепить к поезду два дополнительных вагона. Это же 140 человек! Надо заказать автобусы на 140 человек до Пражского железнодорожного вокзала. Надо приготовить 140 сухих пайков в дорогу пассажирам, выделить сопровождающего. Объявить об этом решении пассажирам.
И тут начнётся: «Я платил за полёт самолётом и на поезде не поеду!».
Приходится убеждать, что хоть и сложным путём, но пассажир движется к дому! Что аэропорт может быть закрыт ещё пару дней… Обычно это помогало.
Помнится, Андрей Миронов, занятый на следующий день в спектакле, сразу оценил такое решение!
И хотя не спишь почти сутки, на следующий день, видишь, что поступил правильно. Значит молодец – похвалишь сам себя!
А сегодня, когда прошло 40 лет, техника сильно изменилась. Самолёты уже не боятся тумана и подвиги совершать не требуется.
Немного аэрофлотовского юмора
Я уже говорил, что из Праги в Адлер летали чешские туристические группы и перевозили их самолётом ТУ 154 в компоновке 164 места. Очень любили чехи пить там шампанское и прилетали в бусах из пробок!
Напомню, что пассажирская загрузка всех рейсов, вылетающих их Праги сообщается в представительство по телетайпу из Центра бронирования в Москве. На основании этого, мы заказываем в катеринге (Catering) ЧСА необходимое количество бортпитания.
Вот и в этот раз, на основании данных Центра бронирования, для рейса на Адлер было заказано 164 порции.
Уже не помню, по какой причине произошел сбой, но из Москвы прилетел самолет, который далее из Праги должен был везти пассажиров в Адлер. Однако на рейс не явился ни один пассажир! А катеринг привёз 164 порции! и обратно по соображениям безопасности бортпитание никогда не принимается!
А бортпитание в те годы было отличное: прямоугольный из станиоля бокс с крышкой, под которой дорогая вкуснейшая копчёная колбаса, ветчина, нарезанный сыр, огурчик и прочее…
Набили мы с чехом-помощником этим добром мои «Жигули» (я имел право подъезжать к самолётам) и стали думать…
Раздали девочкам на стойках регистрации, таможенникам, пограничникам, траповщикам – словом, укрепили дружбу! Да и себе дома серьёзно загрузили холодильники.
Какие же в Чехословакии вкусные, доброкачественные продукты! И сегодня я утверждаю то же самое!
Ни на кого этот эпизод в руководстве Аэрофлота впечатления не произвёл. Гораздо проще рассуждать на партсобраниях об экономии каждого грамма топлива.
О бдительности.
Ну а как же без партсобраний? Это обязательно! Каждый месяц работники Аэрофлота вместе с представителями Интуриста должны были проводить партсобрания. Собиралось нас человек десять. Горячо поддерживались решения очередного Пленума ЦК КПСС по дальнейшему расширению, улучшению, развёртыванию и углублению…
И кроме того, под руководством Посольства в 400-местном зале Дома советской науки и культуры проводились партсобрания всех работников советских загранучреждений в Чехословакии. Сюда приезжали на служебных автомобилях даже из дальних городов Чехословакии. Вот уж бензина потратили…
Но зато это давало возможность ещё теснее сплотиться вокруг ленинского Центрального Комитета партии!
На этих собраниях постоянно призывали к бдительности! Не знаю, не знаю… Ко мне за все пять лет ни разу не подбирались вражеские агенты. Единственное, что от меня хотели – это разрешить не оплачивать перевес багажа. Но это всё были наши соотечественники.
Ещё вспомнилось про бдительность. Каждый год Посольство выдавало распоряжение: «С 18 августа по 24 августа поставить все машины на стоянки. Не посещать городские общественные места, рестораны и т.д…).
Вы возможно не догадываетесь почему?
Забыли!
Напомню: 21 августа 1968 года произошел ввод войск СССР для подавления «контрреволюционного мятежа» в Чехословакии. Ещё его называют Пражской весной.
Нас, аэрофлотовцев, эти ограничения не касались. Рейсы надо обслуживать каждый день. А жили мы в обычных панельных домах среди чехов, поблизости от аэропорта. Квартиры были арендованы и оплачивались Аэрофлотом.
VIP – very important person. Очень важные персоны. Коньяк Л.И.Брежнева
Сегодня ВИП пассажиром может быть любой обеспеченный человек. Оплатил ВИП салон в аэропорту и наслаждайся собственным престижем, отдельным залом ожидания, мягким креслом и бесплатными напитками. А в те, глубоко социалистические времена, дело обстояло принципиально иначе. В СССР были так называемые «Депутатские залы». Пассажирами ВИП автоматически были члены ЦК КПСС, депутаты Верховного совета СССР, Герои Советского союза и Герои труда, руководители государства, - словом - Начальство!
Летали они всегда первым классом и естественно за счет государства.
Поэтому всегда летали из Москвы рейсом СУ 141/142, прилетая в 10 утра. На этом рейсе летал ТУ-154 с компоновкой 8/136, с отдельным салоном в носовой части, где по два (а не по три, как в экономическом салоне) размещалось 8 широких и удобных кресел.
В самом начале 80-х годов в первом классе пассажирам предлагались закуски, включая чёрную икру, на выбор горячее мясное или рыбное блюдо, разного рода десерты. Неограниченно: коньяк, шампанское, водка, вино, прохладительные напитки.
Кстати, блюда подавали на хорошем фарфоре, ножи и вилки были мельхиоровые, бокалы из хорошего стекла.
Поить и кормить начинали сразу, ещё до взлёта самолёта, и этот праздник только успевал заканчиваться перед посадкой.
Поэтому большинству прилетевшим из Москвы таким пассажирам требовалась встреча и дополнительное внимание!
Кроме перечисленных пассажиров ВИП, которые ежедневно массово прибывали в социалистическую Чехословакию, Прагу любили посещать артисты. Помню мои встречи с Михаилом Ульяновым, Элиной Быстрицкой, Андреем Мироновым, Евгением Моргуновым и многими, многими другими.
Если ВИП пассажиров всегда встречали «посольские», то про остальные категории нужных или хороших людей по телетайпу из ЦУМВС приходило сообщение: «Прошу встретить и оказать содействие». Это означало, что указанное лицо надо встретить (для этого в представительстве был микроавтобус РАФ с водителем), отвезти в гостиницу, накормить, напоить и повозить по магазинам.
Иногда это делал Генеральный представитель на своей казённой «Волге», иногда делал я на представительских «Жигулях». У Генерального были некоторые запланированные для этого средства.
Про поведение ВИП персон расскажу чуть ниже.
Артисты были люди хорошие.
А вот прибывшие на несколько дней небольшие делегации из мужчин, нередко были людьми своеобразными.
Их тоже предписывалось опекать. Как правило, они за час подписывали какой-либо Договор, а потом два-три дня были свободны.
Почему-то они не интересовались историей, архитектурой Праги, театрами, музеями, а целый день сидели в номере, курили, пили водку и играли в карты.
Может быть, этим они демонстрировали свой надёжный патриотизм?
Иногда их надо было отвезти в магазин, где они по-быстрому покупали какие-то сувениры, а потом их надо было отвезти в пивную. Возглавлять эту поездку поручалось мне, а отвоз/привоз осуществлял наш водитель РАФа.
Кружка пива «Старопрамен» тогда в пивной стоила 1 крону 40 геллеров (сегодня 45 крон) и к каждой кружке бралось по мерзавчику рома за 3 кроны 50 геллеров. После такой, несколько раз повторенной комбинации, мало кто держался на ногах.
А бедный водитель потом из шланга вымывал салон микроавтобуса, готовясь ко встрече следующей делегации.
Конечно! Конечно, это было не всегда и не со всеми! Просто бывало…
Другая категория - это уже упомянутые ВИПы. В их поведении всегда присутствовало некоторое барство. Их тоже порой приходилось «обслуживать». Часто при них был какой-то младший чин – порученец. Приходилось попивать с ними в номере коньяк, заботливо привезённый из СССР. Хотя не подумайте, что я противник коньяка. Даже наоборот!
Вспоминаю, как в Прагу правительственным самолётом прилетел Л.И.Брежнев. Он, конечно, сразу уехал со встречавшим его Густавом Гусаком. Увезли в отель и пилотов со штурманом. А я в салоне самолёта со старшей бортпроводницей долго составлял меню и список продуктов на обратный рейс в Москву. Всё под расписку! Боже упаси забыть какую-нибудь сметану! Только питание бралось не в каком-то там катеринге ЧСА, а в специальном месте. Где? Это вам знать ни к чему…
И тут, на борту, составляя Список, я вволю попил коньяка из запасов Леонида Ильича. Был это молдавский коньяк «Белый аист», три звезды. Ну, скажу я вам: нет слов!
Но вернёмся к распитию коньяка с более простым руководством.
Нередко это заканчивалось разговором: «Сергей, что ты тут сидишь в представительстве! Будешь в Москве, приходи ко мне – устрою тебя на настоящую работу!»… Но мы-то знаем, что в Москве они и не вспомнят кто ты.
И ещё два случая
В первом классе всего 8 мест. Бронирование мест туда и обратно происходит в Москве. Компьютер не позволяет забронировать более 8 мест. Но! Для «великих» людей в Центре бронирования в Москве вручную можно забронировать и больше.
У меня долго хранились списки пассажиров, где в первом классе на 8 мест было забронировано 16 !!!
Кого-то можно было уговорить лететь на следующий день, когда есть свободные места первого класса. Но не всех.
И теперь представьте положение представителя Аэрофлота в Праге. На рейс приходит 10 пассажиров первого класса. У всех места забронированы! На пиджаках сияют звёзды Героя СССР или Героя соцтруда.
Кого из них выбрать и посадить в салон первого класса? Да ещё самолёт переполнен!
Решение было такое. Уговорил двух ВИПов лететь в первом ряду экономического салона. Каждому будет выделено три кресла. Обслуживание будет полностью по первому классу.
Но для этого надо снять с рейса 6 пассажиров экономического класса! Удалось найти и таких, с условием, что они вылетят завтра, а на сутки им будет предоставлена гостиница, питание и доставка в аэропорт.
Вот такие задачи приходится решать представителю.
Второй случай. Опасный для карьеры!
В первом классе вылетает из Праги в Москву очень крупный партийный руководитель. Все ВИПы любят сидеть в первом классе по левому борту в первом ряду у окошка. А тут на борт заходит дважды Герой соцтруда, и, вопреки жалкому лепету бортпроводницы, что мол, место занято – занимает всеми любимое место. Причём совершенно ведь законно! Места в первом классе не нумерованы.
Вошедший за ним партийный руководитель в ярости.
Сразу по его прилёту в Москву, у Генерального представителя в Праге раздаётся звонок от генерального директора ЦУМВС: «Вы чем там занимаетесь в Праге!? Вы там для чего сидите!? Бортпроводницу и представителя, обслуживавшего этот рейс, уволю!!!».
Как вы уже поняли, этим представителем был я, хотя перебронирование произведено в Москве.
Потом вместе с Генеральным представителем мы писали объяснительные в Москву.
«Но ведь всё было по правилам перевозок…», - начал я.
«По каким ещё правилам? – сказал Генеральный. Бортпроводница должна была заранее сесть и держать жопой это место! А ты – контролировать, чтобы она не вставала!».
Но гроза прошла… на самом-то деле никто из нас не нарушил никаких правил.
Особое поручение Министра гражданской авиации СССР
Как-то из Москвы привезли люстру. Не новую. Для ремонта. Но это была не простая люстра. Это была люстра Министра гражданской авиации СССР!
И никто в Праге не брался её отремонтировать.
Прошел месяц и из Москвы поступил звонок Генеральному представителю: «Вы что там сидите? Соображаете о чём речь?».
Разрешить ситуацию было поручено мне!
Я погрузил люстру в представительские «Жигули» и отправился на границу Чехословакии, где в горах был расположен завод по производству хрустальных люстр.
Приняли меня очень хорошо, дружелюбно. Но когда осмотрели люстру и открыли архив, выяснилось, что люстра выпуска 1934 года и никаких запчастей к ней конечно нет. А там, помню, были разбиты какие-то трубочки, чашечка, потеряны некоторые хрусталики…
«Хотите, мы вам просто дадим подобную новую люстру?» - предложили чехи.
Созвонились с Москвой.
«Ни в коем случае! Заявил министр. Никакой новой люстры! Как потом это расценивать! Это что, взятка?».
И знаете, хорошо, что я кандидат технических наук!
С руководством завода я пошел по цехам, где трудились на сборке люстр десятки трудолюбивых женщин из Вьетнама. Удалось подобрать очень похожие запчасти, а специалисты завода собрали и отремонтировали люстру.
Победа!
В Праге я лично тщательно запаковал люстру в старую картонную коробку и отправил в Москву. Важное задание было выполнено!
Этими разрозненными воспоминаниями я хочу ещё раз подчеркнуть, что каждый день случается что-то новое, непредвиденное. Разрешение ситуации требует быстрой реакции, здравого смысла и умения брать на себя ответственность.
Отрывки этого воспоминания я уже размещал на фейсбуке, да и знакомые иногда об этом спрашивают: «Работал ли ты в КГБ, раз представлял в Чехословакии Аэрофлот?».
Ещё раз с усталостью объясняю. Никогда я не работал в КГБ, не сотрудничал с этой организацией и никогда мне не предлагали там работать.
И не забывайте, что Чехословакия была социалистическим государством, всё давно было уже известно и без меня!
Кроме того, выше я написал какая была напряжённая работа с утра до позднего вечера и КГБ-нить было просто некогда. Я был обычной рабочей лошадкой.
Нет, конём!
И кроме Аэрофлота было ещё посольство, торгпредство, фильмэкспорт , техноэкспорт, автоэкспорт, судоимпорт и конечно, Интурист…
Вспоминать я могу до бесконечности. Но напоследок хочу сказать, что атмосфера между работниками Пражского аэропорта и представителями авиакомпаний была очень доброжелательной, дружеской, со взаимопониманием. Не важно кто из какой страны! Мне очень нравилось работать.
Потом, в Москве, работая на кафедре Международных воздушных сообщений МИИГА, в 1989 году я написал небольшую книжечку для будущих представителей Аэрофлота: «Организация перевозок на международных воздушных линиях».
Но многое из того, что изложил здесь - в этой книжечке не написал.
Предыдущая часть: