Аэрофлота в Праге 1981-1986 гг.
Прошло 40 лет, и я решил написать об интереснейшем этапе моей жизни, да и историческом времени, которое уже никогда не повторится!
Вообще-то, я не знал, что буду представителем Аэрофлота, хотя и окончил авиационный институт - МАИ.
После службы в советской армии, лейтенантом, в авиационной части под Иркутском, я поступил в Москве в аспирантуру МВТУ им. Баумана и защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата технических наук. После чего стал преподавателем на кафедре, не имеющей отношения к авиации.
Зарплата 170 рублей. Для прокорма жены, ребёнка и родительских Жигулей денег не хватало. Вся надежда - получить доцента и в конце жизни выслужиться до зав. кафедрой. Но и это могло не состояться. Приходилось подрабатывать «черным таксистом» и думать…
И тут тесть говорит мне: «Переходи на работу в гражданскую авиацию! В Шереметьево. В Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУМВС). Поработаешь. Потом поедешь представителем Аэрофлота, обеспечишь себя и семью на несколько лет вперёд! Особенно, если попадёшь в капиталистическую страну».
В те годы Аэрофлот летал более чем в 105 стран мира и всюду были его представительства.
Здесь я выпускаю большой кусок повествования, с ответами на многие, могущие появиться у читателя вопросами.
И вот, 12 мая 1981 года я с женой и годовалым ребёнком приземляюсь в социалистической Чехословакии, где заступаю на должность представителя Аэрофлота.
Какие задачи ставились перед представителем?
Организовывать, контролировать и отвечать за всё!
Ниже я распишу это «всё» подробнее, но важную часть работы в период СССР составляла деятельность по обслуживанию огромного числа делегаций и важных персон руководства страной. Но и про остальных пассажиров, которые вылетали из Праги забывать тоже было нельзя. А их в год вылетало из Праги более 100 000 человек!
Работало нас в аэропорту двое, некоторое время - трое, а в офисе в центре города ещё Генеральный представитель Аэрофлота, который руководил работой двух представительств: в Праге, и в Братиславе, где работал ещё один представитель. Все мы считались присланными в командировку из Москвы от ЦУМВС сроком на два года, а потом каждый год командировку продлевали. Я работал хорошо и проработал 5 лет. Потом написал учебное пособие по работе представительств Аэрофлота.
Ещё, в аэропорту работали нанятые в представительство двое чехов, которые очень помогали в работе. На них можно было положиться!
На наше счастье, Генеральный представитель был замечательный человек: умный, порядочный, добрый, с большим жизненным опытом. Это очень важно, т.к. в небольших коллективах разных представительств нередко возникали склоки и скандалы. Разбираться в них у руководства ЦУМВС сил и желания не было и иногда в Москву досрочно возвращали обоих конфликтующих.
Это было самое страшное наказание!
Поговорим о деньгах
В ЦУМВС нам были назначены мизерные зарплаты, помнится около 125 рублей, а за границей платили командировочные в чешских кронах. А последние пару лет ещё и в долларах, так что рублёвую зарплату можно было не принимать во внимание. Любопытно: если кто платил алименты, то они взимались только с рублёвой части зарплаты…
И раз уж заговорили о деньгах.
Все загранработники, и мы не были исключением, привозили в Москву из Чехословакии хрустальные люстры, рюмки, вазы, книги, видеокассеты.
Когда появился двухкассетный магнитофон «ШАРП 800», то в Москве, ещё на подходе к комиссионному магазину, его покупали с рук за 2300-2500 рублей! Это когда «Жигули» стоили 5000 рублей.
Обратно в Прагу везли множество продукции СССР: телевизоры «Шилялис», фотоаппараты, фоторужья, электронные будильники, электронные игры «Ну, погоди!», электродрели и наборы свёрл, а кое-кто и вёз крупу, чтобы сэкономить кроны и сделать ещё более эффективным бизнес.
Пределом мечтаний было купить подержанную Волгу ГАЗ-24 и переправить её в СССР.
Но была работа. Очень тяжёлая физически и ответственная.
Об этом, и главное о людях, пишу далее.
Много ли было работы у представителя и в чём она заключалась?
В этой главе описан фрагмент рабочего дня представителя. Иногда слишком детализировано, чтобы показать нагрузку, лежащую на представителе. Следующие главы более живые. А эту можете даже пропустить.
В летнее время в день в Прагу из СССР прилетало 6-7 регулярных рейсов:
Москва-Прага. Это для нас был фактически главный рейс. Он прилетал в 10 утра. ТУ 154 с компоновкой 8/136, что означает 8 мест первого класса (иногда прилетал огромный красавец ИЛ-86. Жаль, что этот самолёт не получил должного распространения).
Москва - Прага. ТУ 154 144 места
Ленинград - Прага ТУ 134 72 места
Адлер - Прага ТУ 154 164 места
Симферополь - Прага ТУ 154 164 места
Киев - Прага ЯК 42 120 мест
Тбилиси - Прага ТУ 154 164 места
Москва - Прага ТУ 134 72 мест
Стоянка каждого самолёта один час.
Летом, практически все рейсы летали с полной загрузкой — т.е. за день на вылет и прилет проходило около 1800 пассажиров.
Так что рабочий день начинался около 8-9 утра и заканчивался около 21 часа. И заниматься другой деятельностью, в которой нас подозревали, было просто некогда!
Кроме того, совершали промежуточные посадки для дозаправки пассажирские чартерные рейсы из Барселоны, а также грузовые ИЛ-76, одно время ежедневно летавшие в Люксембург.
Эти рейсы не были привязаны к расписанию регулярных рейсов и порой на стоянке оказывалось сразу три самолёта Аэрофлота, каждый из которых требовал обслуживания. А представитель-то один, с чехом-помощником, и никаких радиостанций у нас не было. Очень много приходилось бегать по полю и в здание аэровокзала контролировать регистрацию пассажиров и багажа.
Не зря говорили: «Представителя кормят ноги».
Это в Праге.
А были представительства в других странах, куда выполнялся один - два рейса в неделю, где представитель выходил к самолёту как на праздник!
Чем же более конкретно занимался представитель Аэрофлота?
Рассмотрим на примере одного рейса.
Но до этого хочу пояснить кто такой Генеральный агент. Это важно для дальнейшего понимания. Так вот, Генеральный агент Аэрофлота в Праге – это Чехословацкие авиалинии (ЧСА). А для самолётов ЧСА Генеральный агент в Шереметьево - Аэрофлот. Попросту, это означает, что чехи в Праге обслуживают наш самолёт, как свой: регистрируют пассажиров и багаж, готовят бортпитание, подгоняют трап, наземный источник электропитания, убирают салон самолёта, заправляют самолёт топливом и делают многое другое. А в Шереметьево работники Аэрофлота так же в полном объёме обслуживают самолёты ЧСА и в конце года авиапредприятия выравнивают затраты.
Технологическая цепочка для вылетающих из Праги пассажиров следующая:
1. Прохождение таможни. Здесь проверяется количество вывозимого товара и соответствие нормам.
2. Регистрация авиабилета и багажа.
3. Прохождение паспортного контроля (границы).
4. Ожидание приглашения на посадку в самолёт. Здесь вас поджидают бары и магазины.
5. Прохождение спецконтроля безопасности перед посадкой в самолёт. (Здесь снимают ремни, отбирают ножи и газовые баллончики).
6. Ожидание в накопителе прохода на посадку по трапу или телетрапу.
7. Размещение в самолёте по указанным местам. Во время моей работы рассадка в первом классе была свободной, без указания мест.
То есть теоретически представитель вроде бы и не нужен вовсе, на практике это не так.
За все огрехи Генерального агента отвечает представитель Аэрофлота. Это он должен всё контролировать и улаживать конфликтные и спорные ситуации. Работники ЧСА решения в нестандартных ситуациях и ответственность на себя не принимают.
Например, траповщик, подгоняя трап, слегка помял крыло. Виноват представитель Аэрофлота, который не проводил работу с руководством траповщиков. Телетрапов тогда ещё не было.
Трактор-тягач ЧСА, без водителя, плохо заторможенный, и без подложенных под колесо тормозных башмаков, выкатился на поле и упёрся в самолёт Аэрофлота, поцарапав борт. Виноват представитель, что не провёл контрольную беседу с руководством аэропорта…
Ещё немножко технологических деталей
Итак, рассматриваем прибытие одного рейса и что при этом происходит.
Москва – прилетает в 10:00. Но до этого надо в офисе Аэрофлота в аэропорту посмотреть пришедший на телетайп из Москвы от Центра бронирования список пассажиров на вылет (PNL) и уточнить количество заказанного накануне бортпитания экономического и первого класса.
Затем, зайти на стойку регистрации, где работницы ЧСА уже оформляют пассажиров на рейс до Москвы. Конечно, когда летит 144 пассажира возникают проблемы.
Первая - это перевес багажа и нежелание пассажира платить. Кто-то хочет провезти свою большую любимую собаку в салоне, а не как положено, в багажном отделении в клетке.
Кто-то хочет затащить в салон самолёта огромную коробку с хрустальной люстрой и не хочет сдавать её в багаж. Все же хотят сделать свой маленький бизнес!
И все хотят попросить представителя нарушить правила.
Тут легко нажить множество врагов.
Кстати, ни разу за всю мою историю, люстры, в заводской упаковке, сданные в багаж, не повредились.
Представитель должен находиться одновременно в нескольких местах, что опровергает законы физики: быть у стойки регистрации пассажиров и багажа, решать конфликты при регистрации и на таможне, контролировать подачу трапа и высадку пассажиров прибывшего рейса. Затем сразу войти в самолёт, переговорить с экипажем и раздать экипажу положенные за стоянку «суточные» 39 крон и 75 геллеров. Именно такая точность! Не ровно 40. Но если вы принимаете 6-7 рейсов в день и в сумме раздаете деньги 80 членам экипажа, то вы должны носить с собой заранее приготовленный мешочек с мелочью.
Затем, надо взять с борта, приготовленные для Посла свежие газеты и быстренько вернуться в здание аэропорта – передать газеты поджидающему вас атташе Посольства. С этой целью приезжал такой худой и кудрявый парень. Потом он заматерел, стал солидным государственным деятелем. Недавно умер. Сегодня, во времена интернета эти газетные страдания многим, наверное, просто непонятны.
И деньги экипажу на борту не раздают.
Мелкая дурь накапливается и порой сильно усложняет работу. Ведь надо одновременно контролировать все многочисленные технологические операции…
Но опыт и ноги позволяли как-то решать эти вопросы.
Стоило ли лететь в Чехословакию, чтобы покончить жизнь самоубийством?
Неоднократно приходилось отправлять в Москву «груз-200», попросту гроб с покойником-соотечественником.
Чтобы не шокировать пассажиров, могущих наблюдать загрузку багажа, «груз-200» выглядел как прямоугольный дощатый ящик. Вроде бы как холодильник перевозят.
Вообще мне не понятно. Из СССР прилетало очень много групп туристов. И неоднократно туристы кончали жизнь самоубийством в отеле. Стоило ли ради этого лететь в Чехословакию? Проходить собеседование при райкоме партии?
Но вспоминаю и такой случай. Из Москвы в Прагу в грузовом отсеке вместе с чемоданами прилетел никак не упакованный, обтянутый красной тканью гроб. Наверное, в Шереметьево очень торопились. Крышка сдвинута. Оттуда торчат цветы.
Грузчики ЧСА выгружать гроб в таком виде не хотят. Говорят мне: «Самолёт твой. Вот ты и выгружай!». Лето. Жара. Не отправлять же гроб обратно в Шереметьево!
Пришлось мне бежать в бар аэровокзала и покупать грузчикам две бутылки виски.
Выгрузили. Никаких специальных фондов на таки случаи не предусматривалось. Но мы находили выход…
Людей с психическими отклонениями вокруг вас гораздо больше, чем вы думаете
Как-то мне позвонили из торгпредства и просили посодействовать отправке в Москву 16-летнего парня. Летит сам, без родителей.
«Конечно, я прослежу и помогу. Не вижу никаких проблем», - отвечаю.
Провожать парня приехали в аэропорт его родители. Очень интеллигентные люди.
После регистрации я проследил, чтобы парень из накопителя прошел на посадку.
И тут вдруг, уже у трапа, он сказал мне, что не полетит. Боится! Я с улыбкой объяснил ему, что экипаж опытный, самолёт надёжный и причин для волнения нет. Но парень вцепился в поручни трапа и закричал: «Мы разобьёмся, я умру…». Тут я понял в чём дело…
Подошли два чешских полицейских и отрывая парня от поручней трапа, стали затаскивать его в самолет Всё это зрелище через стекло наблюдали десятки пассажиров из зала ожидания. В самолёте парня силой усадили на место и пристегнули ремнём. Он продолжал выкрикивать что боится, что самолёт разобьётся…
Сидящие рядом пассажиры, были в шоке.
А ведь родители должны были предупредить работников аэропорта, что парню перед полётом требуется соответствующая медицинская помощь.
Лента опустевшего багажного транспортёра уже не вращается. А вашего чемодана нет!
Потеря багажа порой случается. Как правило, при этом багаж по ошибке отправляется в другое государство на другом самолёте.
Практически всегда багаж находится в течение суток! Для этого существует Всемирная автоматизированная система World Tracer.
Пассажиру предъявляют фотографии самых различных сумок и чемоданов и предлагают выбрать похожий. В компьютер вводятся данные о весе вашего пропавшего багажа, рейсе, аэропорте назначения и описание содержимого.
А тем временем, в аэропорт прибывает багаж, который никто не забирает. Этот невостребованный багаж тоже описывается и вводится в систему. Все аэропорты мира входят в эту систему, а далее компьютер ищет совпадения. Найденный багаж ближайшим рейсом отправляется в нужный аэропорт и далее авиакомпания привозит багаж пассажиру прямо на дом или в отель.
Эта услуга, разумеется, бесплатная.
Хуже дело, когда вы прилетаете в страну выступить завтра на международной конференции, а ваш костюм, туфли, рубашка и галстук улетели на другой континент.
Но и тут есть выход. В описываемые мною времена Аэрофлот выдавал пассажиру 100 долларов на приобретение необходимой одежды. Сейчас этот вопрос несколько запутан, но принцип сохраняется.
Самый простой случай
Звонок. Сломался автобус, везущий в аэропорт тургруппу 35 человек. Резервный автобус за пассажирами приедет через час. Это самая простая ситуация. В Праге объявляется задержка вылета рейса в связи с ожиданием пассажиров. Далее представитель бежит к телетайпному аппарату (мы научились на нём работать) и сообщает в Москву в центральную диспетчерскую (ЦДС) о задержке рейса ожиданием группы пассажиров.
В ЦДС работали очень опытные и толковые люди. Кстати, всё что пишется по телетайпу фиксируется: «Я не слышал. Я не знал» - потом не принимается!
Неявка пассажира на посадку. Первым делом надо обойти бар
По правилам безопасности вылет самолёта запрещён, если на борту находится багаж неявившегося пассажира. Первым делом, работники ЧСА начинают сверять список пассажиров, прошедших регистрацию и список прошедших через накопитель на выход к самолёту. По радио начинают по фамилии приглашать пассажира срочно пройти на посадку в самолёт. А пассажир не объявляется! Это случалось. Особенно почему-то со спортсменами.
Иногда мне помогала выработавшаяся кратковременная память на сотни лиц, если я находился на стойке регистрации. Первым делом надо заглянуть в бар, где уставший в СССР от борьбы с алкоголизмом, почувствовавший волю, соотечественник мог находиться в невменяемом состоянии…
Ну, а если никакими силами найти неявившегося пассажира не удаётся, приходится делать опознание багажа. Тогда, конечно, будет задержка вылета рейса.
Дело опознания - муторное, и не быстрое. Грузчики выгружают весь багаж и располагают цепочкой на бетоне возле самолёта. Пассажиры выходят из самолёта и группками по 10 человек указывают свой багаж, который грузчики вновь загружают в багажное отделение самолёта. И так, пока не пройдут все пассажиры и не укажут свой багаж. Оставшийся сиротливо стоять на бетоне - и есть багаж неявившегося пассажира. К счастью, когда я проводил опознание багажа, дождя не было.
Продолжение:
Предыдущая часть: