Чем знамениты эти — 10 000 часов? Те самые, которые, как нам обещали, сделают из нас настоящих профи в любом деле.
Спойлер: не так все плохо, рецепт в конц.
Небольшое отступление
Только что попалось рекламное объявление следующего содержания:
"Фотошкола***. Получи профессию за 10 занятий. Нет своей камеры? Не беда! Начни снимать на нашей технике!"
И вы наверное удивитесь, но я уже давно не вижу в этом ничего предосудительного. Одни зарабатывают и дают толчок молодым и начинающим. Молодые и начинающие (пока не фотографы) верят, что станут профессионалами за 10 занятий и горят желанием побыстрее постичь секреты заветной профессии.
Но есть и другие желающие стать профи в фотоделе, которые не верят в вышеописанные байки, но знают секрет более действенный и даже с гарантированным результатом. И, как самые хитрые и находчивые, используют волшебное правило 10000 часов. Смеются они над будущими "профессионалами за 10 занятий" и утверждают, что этот пирог так быстро не слепишь. И конечно они правы на все 100%
Но вот только зря они думают, что их путь чем-то отличается от первой категории. На выходе все одинаково:) Только вот первая категория на то, чтобы это понять не потратит такое огромное количество времени, как вторая. А время, как мы знаем, самое дорогое, что есть у человека.
Как появилась эта цифра?
Всё началось с книги Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». В 2008 году он взорвал интернет своей теорией: чтобы стать мастером в чём угодно, нужно оттарабанить ровно 10 000 часов практики.
Звучит как чёткий план, правда?
Вдохновляющие истории успеха
- Билл Гейтс — парень, который буквально жил за компьютером, забивая на все и вся.
- The Beatles — легендарная четвёрка, которая оттачивала своё мастерство по 8 часов кряду в клубах Гамбурга
И правда, впечатляет! Казалось бы, вот он — рецепт успеха!
Но не всё так просто… 🤔
Учёные решили копнуть глубже и конечно-же выяснили (вообще, чтобы это понять не нужно быть ученым. Достаточно быть просто фотографом с опытом):
- Фактор индивидуальности играет огромную роль. То, что работает для одного, может не подойти другому.
- Качество важнее количества. Можно просидеть 10 000 часов, тупо повторяя одни и те же ошибки, и так и не стать профи.
- Обратная связь — наше всё! Без критики и советов опытных наставников прогресс будет медленным.
- Мотивация и талант — не последние игроки в этой игре.
- Насмотренность - если смотреть только на себя в зеркало и на одинаковые свадьбы через видоискатель своей камеры, то желание добиться чего-то нового просто не появится. Выгорание появится, больные суставы появятся, а прогресс и новый уровень - неа:)
Отсюда и горький опыт
Тысячи людей честно «отрабатывают часы» и остаются посредственными фотографами.
И даже хуже: встречаешь фотографа со стажем 30+ лет, он учит молодёжь, оставляет советы под постами. А смотришь на его работы — и хочется спросить: почему так скучно? Почему так блекло и не цепляет, если за плечами не 10 000, а все 50 000 часов?
Ответ простой и жёсткий: часы сами по себе не делают мастера. Они делают привычку.
Часы работают… но против тебя
Представьте фотографа, который снимает двадцать пятую свадьбу подряд.
Те же ЗАГСы, те же лестницы, те же позы. Камера в руках "лежит" уверенно, настройки выставляются на автопилоте.
А результат?
Как был среднячок, так и остался.
Или любимый пресет, который фотограф тянет через все съёмки. Через два года он сам путается: это разные свадьбы или одна?
Часы тикают, опыт растёт, а мастерства нет.
Почему? Потому что все эти годы он тренировал рутину, а не развитие.
Как заставить правило "10000 часов" работать?
Есть сферы профессии, где повторения действительно дают результат:
- техника: камера становится продолжением руки,
- свет: видишь его ещё до того, как поднесёшь глаз к видоискателю,
- софт: Photoshop и Lightroom знаешь, как свои пять пальцев.
Но всё это — ремесло. Оно даёт уверенность в руках, но не делает тебя интересным для зрителя.
10 000 часов ничего не дадут в таких вещах:
- Вкус. Он не рождается из сотни одинаковых свадеб. Его растят кино, книги, искусство, архитектура.
- Идеи. Они не появляются из рутины. Их рождают жизнь, любопытство, новое окружение.
- Коммуникация. Камера не научит раскрывать человека. Это приходит от опыта общения.
- Современность. Стиль устаревает быстрее, чем обновляется техника. Если не впитываешь новое, часы работают против тебя.
Именно поэтому многие «старички» с гигантским стажем снимают так, будто застряли в 90-х.
Они накопили часы… но не осознанность.
Настоящий секрет 10 000 часов:
Чтобы правило сработало, часы должны быть живыми.
- Не просто «щёлкать свадьбы», а взять за правило: новая свадьба - пара новых идей. Конечно, основной материал снимаешь по отработанному сценарию, но если вступаешь в осознанный марафон на 10000 часов - ставь задачи и выполняй.
- Не просто «обрабатывать фото», а искать новые способы. А может быть и добавлять новые жанры к своей собственной стилистике. Ну например. Часть фотографий в отработанной манере, часть вообще без обработки. Тот самый живой репортаж, на который засматривался у других фотографов, но сам в работу не брал, считая, что стилистика вообще не твоя. Эту задачу ставь перед съемкой, а не в момент обработки.
- Не просто «копить опыт», а искать критику, учиться у других, открывать новое. Не в Дзене, не на своих страничках в соц сетях. Иначе рискуешь либо сложить камеру в стол, либо словить звезду. Лучший вариант - конкурсы. Чем недостижимее, тем круче. Пока ждешь результатов - отсмотришь миллион фотографий. Сравнишь, оценишь, вдохновишься. Дело не в победе, не в том, на сколько тот или иной конкурс продажный или несправедливый. Пофигу! Вот именно здесь можно применить фразу - главное не победа, а участие.
- Не просто «ходить по кругу», а бросать себе вызовы. Искать, разочаровываться, злиться, бросать снимать навсегда, а потом снова возвращаться....
Инсайт
10 000 часов — это не билет в мастерство. Это увеличительное стекло.
Они усиливают то, что у тебя внутри.
- Если ты повторяешь одно и то же, часы закрепят посредственность.
- Если каждый день ищешь новое, часы ускорят рост.
И вот в чём суть: мастерство рождается не из количества, а из качества практики.
Не важно, сколько лет у тебя за плечами — важно, чему именно ты учишься каждый день.
Поэтому те самые «старики» с десятилетиями опыта могут снимать так же блекло, как вчерашний новичок. Их часы ушли в закрепление старых привычек. А молодой фотограф за три года может вырасти в профи, потому что его часы наполнены поиском, экспериментами и живыми задачами.
Если же смотреть глобально, то на мой взгляд настоящие гуру никогда не останавливаюся. И не ставят на счетчик свою деятельность. Они могут снимать тридцать лет, но каждый день оставаться учениками.
А гении, говорят, обычно даже близко не догадываются, что они гении. Они просто не могут иначе — им всегда мало, всегда хочется искать новое.
Так что следует задуматься: если однажды ты сказал себе «Я достиг совершенства, мне больше нечему учиться» — значит, скорее всего, ты уже зашёл в тупик.
Ну что? Кто готов прокачаться?)) Может организовать марафон?) Как вам такая идея?
Пишите в комментариях свои мнения! И спасибо что читаете!