Видео остается одним из ключевых форматов электронного обучения. Часто съемки проводятся на локациях заказчика: в офисах и лабораториях, на складах и производстве. Организация таких съемок и подготовка к ним – задача со звездочкой для подрядчика.
Возможные затруднения
Одна из главных сложностей – понять, что из себя представляет локация, на которой придется снимать: как выглядят изнутри огромные заводы или рабочие места специалистов, поместится ли человек с камерой в тесной лаборатории, выйдет ли сделать подсъем движущегося конвейера. Нам нужно не только представить, но и детально расписать, что и как снять, чтобы съемка прошла быстро и гладко.
Для этого автор сценария делает раскадровку. Но пока сценарист четко не понимает, как устроена локация, – он воображает ее, а воображение часто значительно отличается от реальности. Чтобы соотнести плод фантазий с реальностью, раскадровку изучает и согласует заказчик.
Однако это не гарантия, что раскадровка окажется жизнеспособной – часто заказчиком выступает отдел образования или HR, менеджер которого ни разу не был «в поле» и только в общих чертах представляет, как там все устроено. Поэтому он должен связаться с сотрудником на месте, погрузить его в контекст и дать сценарий на проверку.
Тут появляется следующая сложность – многие эксперты «с полей» никогда не работали над созданием курсов, поэтому их приходится учить «читать» документы: на что обращать внимание, а на что – нет, что именно оценивать. Это затягивает процесс. Кроме того, эксперт может вынести вердикт, что «все не так», и мы снова вернемся к этапу сценария. Но даже после всех переделок не факт, что все пройдет без сучка и задоринки: эксперт может что-то проглядеть или не понять технических тонкостей.
Таким образом, непонимание локации – это проблема, которая:
- растягивает и усложняет подготовку к съемкам
- может «откатить» процесс разработки продукта к этапу сценария
- а в случае игнорирования – привести к сложностям на съемках вплоть до их переноса или отмены
Что такое скаутинг
Изучением локации в мире «больших съемок», например для фильмов или сериалов, занимаются скауты (их еще называют локейшен-менеджерами или локейшн-скаутами). Простыми словами, скаутинг – это поиск локации. Скаут изучает место будущих съемок: что за локация, что на ней находится и чего не хватает, какое там освещение, какие есть источники электричества, нужно ли разрешение на съемку, какие интересные ракурсы и объекты можно подобрать, есть ли другие любопытные локации рядом. Скаут все осматривает, записывает видео и фотографирует, а полученные материалы отправляет режиссеру и оператору. Они внимательно их изучают и разрабатывают режиссерский сценарий и раскадровку.
Локация на съемках фильмов и сериалов – инструмент реализации идеи. В реалиях съемок для электронного обучения, если речь не идет про студию, то локацию предоставляет клиент, а мы принимаем ее как рабочие условия, из которых нужно выжать максимум.
Если на съемках сериала скаут нашел по фото интересное место, приехал, а там плохой свет и шумно, то он разворачивается и едет смотреть другую локацию. Если же наша съемочная команда приезжает на локацию и понимает, что интервью со спикером в машинном отделении из-за шума не снять, то они активизируют весь свой съемочный опыт и адаптируются. Например, записывают интервью в соседнем цеху, а подсъемки машинного отделения делают для перебивок.
И все же это не значит, что скаутинг не актуален для образовательного продакшена. Да, киношный формат с командировками не подходит для наших проектов, но проведение скаутинга своими силами очень выручает.
Скаутинг своими силами
Вам понадобится человек, который хорошо знает выбранную локацию и часто там бывает. Чаще всего это производственник со стороны эксперта. Причем подключать его нужно не после создания раскадровки для ее проверки, а до начала работ. Сразу поясните все особенности заказчику, попросите нужный контакт и помощь в организации встречи.
Проведите встречу с экспертами и спросите, как выглядит локация, что там можно снимать с точки зрения производственной безопасности, насколько там светло или шумно (можно ли записать голос).
Пройдитесь с экспертами по процессу. Например, если снимаете производство колбасы, то уточните, как выглядят станки, конвейеры, цеха и можно ли их снять в принципе. Вдруг процесс происходит внутри большого станка, а снаружи ничего не видно? Соответственно, вы ничего не снимете. Или часть процесса – в чистой зоне, куда с камерами доступ закрыт.
Если возможно – запросите фото или видео локации, чтобы эксперт самостоятельно снял, как у них все устроено. Красота здесь не важна – главное получить наглядный обзор локации с закадровыми комментариями: «Вот станок, тут у нас колбаска упаковывается. Подойти можно только с этой стороны, там уже стена. А вот старший инженер Петрович, он проверяет работоспособность станка дважды в день».
На локациях заказчиков бывают объекты, которые запрещено снимать из соображений безопасности. Например, если речь идет про энергетические сооружения или если на локации расположен стратегически важный станок. В таком случае об этом тоже важно узнать на этапе скаутинга, чтобы заранее продумать, что будет в кадре вместо них.
Подведем итоги
Скаутинг позволяет уже на этапе сценария понять, что можно снять, а что – нет, что можно показать, а что никак не получится.
Без скаутинга ожидания и реальность могут сильно разойтись: начиная с большого количества итераций правок в сценарий и раскадровку и заканчивая тем, что съемочная команда приедет на локацию и уедет ни с чем, потому что не сможет снять нужный материал. Это выльется в дополнительные расходы и «костыльные» решения на постпродакшне. Поэтому лучше продумать все мелочи заранее.