Найти в Дзене

Находки из фанагорийской синагоги: картина денежного обращения раннего средневековья

Оглавление

Ученые продолжают изучать и публиковать материалы, обнаруженные в синагоге, найденной в Фанагории в 2023 году. Особый интерес представляют монетные находки, которые, с одной стороны, позволяют реконструировать денежное обращение на Боспоре в VI веке н.э., а с другой – проливают свет на обычаи местной иудейской общины.

Исторический контекст: гибель синагоги

Остатки синагоги были разрушены в результате пожара, вызванного нападением на город варварских племен (о чем упоминает византийский историк Прокопий Кесарийский). Следы катастрофы прослеживаются по всему раскопу: это толстые слои золы и сажи, фрагменты сгоревших деревянных конструкций, обрушившаяся кровельная черепица, разбитая посуда, остатки обгоревшего зерна в амфорах и пифосах, а также каменные ядра для метательных машин.

Состав монетных находок

Всего в слое пожара было обнаружено около 300 позднебоспорских статеров, а также византийские медные и золотые монеты VI века, многие из которых несут на себе следы воздействия огня. В радиусе 10–18 метров от синагоги найден клад из 82 монет и четыре кошелька.

Клад из 82 позднебоспорских статеров, обнаруженных в слое пожара VI века
Клад из 82 позднебоспорских статеров, обнаруженных в слое пожара VI века

Непосредственно в здании синагоги найдено 58 монет: 13 в кладе и 45 разрозненных экземпляров. За исключением одного сестерция Савромата I (93/94–123/124 гг. н.э.) и двух варварских подражаний боспорским статерам, все остальные – статеры боспорских царей Фофорса (285/286–309/310 гг. н.э.), Радамсада (309/310–318/319 гг. н.э.) и Рескупорида VI (318/319–341/342 гг. н.э.).

Монеты как отражение иудейских религиозных традиций

Часть монет (23 экземпляра) была намеренно разбросана под полами синагоги, в том числе в местах расположения бимы (возвышения для чтения Торы) и скамеек. Эти находки интерпретируются учеными как заклады, которые совершались при строительстве или реконструкции здания. Считается, что такие ритуалы с монетами проводились для апотропеической защиты – оберега от сглаза (ayin ha-ra в еврейской традиции). Именно этот обычай, вероятно, стал причиной того, что пол синагоги почти нигде не сохранился in situ: перед поджогом нападавшие срывали его в поисках спрятанных денег.

Еще одна группа монет может быть связана с практикой цдаки. Этот вывод ученым момогла сделать находка крышки от ящика для пожертвований (kuppah).

-3
Цдака (пожертвование) – это обязательное проявление справедливости через материальную помощь нуждающимся, которое считается одной из главных добродетелей в иудаизме.

Нумизматическая картина денежного обращения Боспора VI века

Солиды Юстиниана I, позволившие  датировать слой пожара в Фанагории, хранятся в фондах музея-заповедника «Фанагория» ФМ-КП 104/2–3 Н 3354–3355 ГК 32214413, 32214385
Солиды Юстиниана I, позволившие датировать слой пожара в Фанагории, хранятся в фондах музея-заповедника «Фанагория» ФМ-КП 104/2–3 Н 3354–3355 ГК 32214413, 32214385

Совокупность этих находок позволяет составить реальное представление о денежном обращении Боспора в VI веке:

  • Основную массу обращавшейся монеты составляли сильно изношенные бронзовые статеры III–IV веков н.э. (Фофорса, Радамсада и Рескупорида VI). Они продолжали использоваться спустя более 200 лет после прекращения боспорской чеканки в 341/342 году.
  • Параллельно с ними, хотя и в крайне незначительном количестве, встречаются медные византийские фоллисы.
  • Для крупных торговых операций использовались золотые солиды V–VI веков (в Фанагории зарегистрированы три солида Юстиниана I, два из которых были обнаружены в синагогальной винодельне вместе с позднебоспорскими статерами и фоллисом Анастасия I или Юстина I).

Данный материал подготовлен по научной статье: Абрамзон М.Г., Кузнецов В.Д., Остапенко С.Н. 2024. Монеты из синагоги в Фанагории // ВДИ 4, 998–1018. Статья доступна для чтения онлайн.