Давайте сразу определимся: героиня повествования — не домашняя Бурёнка, дающая парное. Стеллерова корова — морской зверь! Ну ладно, ладно — со зверем погорячились. Название вида корова получила в честь первооткрывателя — натуралиста Георга Стеллера. В народе же сирену из семейства дюгоневых нарекли «капустницей».
Вид открыли в 1741 году, а последнюю особь уничтожили в 1768-м. То есть всего 27 лет хватило человеку, чтобы полностью стереть с лица Земли существо, жившее на Земле миллионы лет!
Но стоит признать, что надежда не угасла: время от времени появляются сообщения о наблюдении коров в ряде районов Камчатского края. И пока энтузиасты ищут подтверждения, самое время познакомиться поближе с удивительными привычками и особенностями этого морского гиганта.
Десять тонн добродушия
Грузное тело капустницы венчала маленькая, но подвижная голова. На минуточку, до 10 тонн весом — что сопоставимо с двумя взрослыми слонами! А теперь представляем длину до 9 метров и становится понятно, почему наша героиня относится к представителям мегафауны. Даже по сравнению с ближайшими родственниками — ламантинами и дюгонями, чьи габариты считаются крупными, — капустница явно впереди.
Серьёзная прослойка подкожного жира толщиной до 10 см давала возможность этим созданиям сохранять тепло в ледяных водах Командорских островов, где температура воды редко поднимается выше 5-7 °C.
Капустная диета
Автор, так почему капустница? — спросит внимательный читатель. И это очень своевременный вопрос! А всё потому, что это огромное существо питалось исключительно... капустой! Правда, не той, что с грядки, а морской. И как можно было прокормить такую тушу одними лишь водорослями? У коровы даже не было зубов — пищу она перетирали двумя роговыми пластинами.
Считается, что взрослая стеллерова корова съедала в день несколько сотен килограммов водорослей. Собственно, капустница селилась исключительно близ зарослей ламинарии. И провизия рядышком, и сделать вид, что корова и не корова вовсе — очень даже легко!
Кора дуба вместо кожи
Природа постаралась обезопасить корову от случайных травм. Её кожа отличалась невероятной грубостью и толщиной около 2,5 см. Зоологи XVIII века сравнивали её с корой старого дуба. По прочности и эластичности можно сравнить с современной автомобильной покрышкой. Броня надёжно защищала корову от порезов об острые прибрежные камни и льдины. Что было очень кстати, особенно под грузом столь внушительного веса.
Но и недостатки имелись. Эпидермис был испещрён складками и трещинами, и буквально усеян паразитами — китовыми вшами и самыми разными ракообразными, которые селились на корове, как в общежитии. И всё же настоящая беда пришла не с морского дна. Броня, способная выдержать удар о скалу, оказалась абсолютно бесполезной против изобретательности самого жестокого существа на планете.
Аэродром для пернатых
Стеллеровой корове было сложно погружаться в водную толщу. Из-за огромного запаса жира она была невероятно плавучей! Её тёмная спина, всегда открытая солнцу и ветру, издалека напоминала плавучий остров или огромное бревно. Этой особенностей охотно пользовались морские птицы, используя корову как аэродром для отдыха во время длительных перелётов.
Пернатые не только отдыхали, но и активно выискивали паразитов. По сути избавляли капустницу от одних проблем, но создавали другие. Топтание и острые клювы доставляли корове массу неудобств. Георг Стеллер описывал, что животное часто фыркало и тяжело вздыхало — возможно, именно так оно выражало своё недовольство назойливыми пернатыми «попутчиками».
Ни лапы, ни ласты
У стеллеровой коровы были конечности. Ну, как конечности? Ещё не ласты, но уже ластообразные плавники. По сравнению с массивным телом, они выглядели непропорционально короткими, их длина составляла каких-то 60–70 см. Из-за этого, а также из-за слабо развитой мускулатуры, корова было очень медлительной и не могла быстро уплыть от опасности. Какой там впопыхах лететь в другую сторону от врага?
Венчал ластообразную конечность интересный кожный нарост, напоминающий копыто! Под ним скрывались редуцированные кости пальцев. Во время кормёжки на мелководье корова использовала «руки» для нескольких целей: опиралась на них, чтобы медленно передвигаться по дну. Срывала ими водоросли. И ими же защищала дорогого сердцу детёныша.
Считается, что капустницы были моногамны и создавали пары на всю жизнь. Появившийся на свет «телёнок» оставался с матерью больше года.
Семейные ценности
Медлительность и доверчивость к окружающим сделали корову лёгкой добычей для алчных охотников. По началу капустницы даже не пытались спасаться бегством, а флегматично дожидалась, пока охотник подплывёт на расстояние удара гарпуном. В силу беззащитности, стеллеровы коровы стали стали жить в семейных группах. Нет, не для того чтобы собраться и выдать супостату на орехи. Так было проще заботится о потомстве! При этом Стеллер описывал, как коровы отважно пытались спасти своего сородича, окружали его и пытались избавить от гарпуна, несмотря на многочисленные удары.
В отличие от многих других млекопитающих, активно использующих звуки для общения, стеллеровы коровы сохраняли молчание. А всё потому, что у них отсутствовали голосовые связки! К сожалению, молчаливость сделала их ещё более беззащитными перед лицом опасности.
Не только мясо
По заверениям моряков, одна взрослая корова могла обеспечить пропитанием команду из 30 человек на 1 месяц. Основной причиной истребления коров стало не только мясо, но и жир. Для моряков и промышленников XVIII века, осваивавших северные территории, эти две составляющих стали настоящим сокровищем. Жир морской коровы не имел запаха и не коптил при горении, а посему использовался для освещения.
Наполненные жиром лампы горели долго и ярко, что было критически важно в условиях долгой полярной ночи. В дело шли и шкуры капустниц. Из них изготавливали одежду и обувь, ремни, а также обшивали лодки-байдары.
И наступил беспорядок
И вот, уже после того, как наша героиня стала историей, выяснился очень интересный факт — Стеллерова корова была важнейшим звеном экосистемы, своеобразным «морским садовником». Водоросли начали бесконтрольно разрастаться и нарушали баланс прибрежных вод. Исчезновение капустниц привело к деградации целой экосистемы, что, в свою очередь, ударило по популяциям морских ежей и рыб, и сказалось на многих других животных. Причём, пострадал и человек, который спровоцировал исчезновение вида. Головой надо было думать, а не желудком.
✦
Подписывайтесь на канал в Дзене, читайте заметки в Телеграме, откройте эксклюзивные материалы в Премиуме и поддержите развитие канала: