Найти в Дзене

10 лучших антиутопических триллеров всех времен

Оглавление

Антиутопические триллеры представляют собой мощное скрещивание жанров. В лучшем случае они борются с нашими самыми мрачными страхами, связанными с правительствами, технологиями, классовым делением и хрупкостью человеческой свободы. Они могут служить предупреждающими примерами, открывать нам глаза на развивающиеся ситуации, которые со временем могут ухудшиться, или просто предоставлять мрачное развлечение, направленное на то, чтобы мы чувствовали себя лучше в нашей текущей ситуации.

Лучшие антиутопические триллеры успешны как в качестве предостерегающих историй, так и в качестве адреналиновых аттракционов, сочетая в себе напряжение и спекулятивное видение. С учетом этого явного сочетания тем и тонов, в данном списке представлены лучшие антиутопические триллеры всех времен. Приведенные ниже названия охватывают различные стили и тона, но все они используют далекое, коррумпированное будущее, чтобы раскрыть недостатки, уже скрывающиеся в нашем настоящем.

«Гаттака» (1997)

«Раньше говорили, что ребенок, зачатый в любви, имеет больше шансов на счастье. Теперь так не говорят». «Гаттака» пугает именно потому, что она не так уж и далека от реальности. Она изображает общество, стратифицированное не только по богатству, но и по генетике. В этом мире люди, рожденные естественным путем, считаются низшими по сравнению с «валидами», которые были генетически сконструированы для достижения совершенства. Главный герой — Винсент (Итан Хоук), человек, рожденный с недостатками, который осмеливается мечтать о том, чтобы стать астронавтом, бросая вызов системе, созданной для того, чтобы удержать его на земле.

Большая часть напряжения связана с постоянным риском разоблачения Винсента. Каждый шаг к его мечте может раскрыть его тщательно продуманную ложь. Тематически «Гаттака» вызывает резонанс, потому что задает вопрос о том, может ли человеческий дух преодолеть системное угнетение и действительно ли совершенство стоит таких затрат. Спустя десятилетия «Гаттака» актуальна как никогда в эпоху генетической науки и быстро развивающихся инструментов редактирования генов.

«Особое мнение» (2002)

-2

«Вы понимаете дилемму, не так ли?» «Особое мнение» работает сразу на двух уровнях, являясь одновременно высокооктановым триллером с погонями и исследованием вопросов наблюдения и свободы воли. Действие фильма происходит в будущем, где технология «Преступление до совершения» позволяет властям арестовывать людей до того, как они совершат преступление. История следует за шефом полиции Джоном Андертоном (Том Круз) после того, как его обвиняют в будущем убийстве. Далее следует история о безжалостном беглеце, наполненная ослепительными сценами погони и паранойей в стиле нуар.

Спилберг создает будущее, которое кажется реальным, от компьютеров, управляемых жестами, до персонализированной рекламы, которая отслеживает каждого человека. Визуальные эффекты первоклассные в своем грязном стиле, но, опять же, самым интересным является идея. Идея использования искусственного интеллекта для расчета, являются ли граждане «хорошими» или нет, кажется опасно близкой к тому, чтобы стать реальностью в любой момент. Сколько времени пройдет, прежде чем правительства начнут принимать меры на основе прогнозов о том, что люди станут проблемными в будущем?

«Галактика ТНХ-1138» (1971)

-3

«Если вы чувствуете, что не получаете достаточного количества успокоительных, немедленно позвоните по номеру 348-844». До «Звездных войн» Джордж Лукас снял фильм «Галактика ТНХ-1138» — мрачное, минималистичное видение будущего, которое остается одним из самых чистых антиутопических триллеров, когда-либо снятых на экран. Действие фильма происходит в подземном обществе, где граждане лишены индивидуальности, усыплены лекарствами и контролируются безликими властями. Главный герой (Роберт Дюваль) пытается сбежать как из системы, так и из своего состояния.

Проявляя намеки на творческий потенциал, который он позже раскроет в фильме «Новая надежда», Лукас использует экспериментальные визуальные эффекты и звуковое оформление, чтобы подчеркнуть отчуждение. Стерильная белая обстановка и дегуманизированная рутина создают ощущение удушающего контроля. Хотя фильм «Галактика ТНХ-1138» менее динамичен, чем более поздние работы режиссера, финальная погоня по обширным туннелям действительно захватывающая — отчаянный спринт к свободе в мире, который стремится ее уничтожить. По сути, это антиутопия, основанная скорее на атмосфере, чем на зрелищности.

«Робокоп» (1987)

-4

«Живой или мертвый, ты пойдешь со мной». На первый взгляд, «Робокоп» — это сверхжестокий научно-фантастический боевик о киборге-полицейском, борющемся с преступностью в Детройте. Однако за взрывами и кровавыми сценами скрывается одна из самых острых антиутопических сатир XX века. В этом будущем корпорации захватили власть, приватизировали правоохранительные органы и относятся к человеческой жизни как к расходной. (Совершенно нелепо, правда?) Когда офицер Алекс Мерфи (Питер Уэллер) жестоко убит и воскрешен в виде Робокопа, он должен бороться за возвращение своей человечности.

Режиссер Пол Верховен великолепно умеет вставлять подрывные комментарии в популярные блокбастеры (см. «Звездный десант»). Здесь он сочетает захватывающий экшен с едкой корпоративной сатирой, дополненной фальшивыми рекламными роликами и новостными выпусками. «Робокоп» развлекает как жанровое зрелище и одновременно является глубокой критикой капитализма и дегуманизации. Все это приводит к веселому, зажигательному противостоянию как преступникам, так и корпоративным владыкам.

«Сквозь снег» (2013)

-5

«Порядок — это барьер, сдерживающий поток смерти». Фильм Бонга Джун-хо «Сквозь снег» — это антиутопический триллер, действие которого буквально разворачивается на рельсах. Действие фильма происходит в замерзшем постапокалиптическом мире, где выжившие люди живут в постоянно движущемся поезде. В центре внимания — восстание, возглавленное Кертисом (Крис Эванс), который вместе с другими пассажирами из низших слоев общества пробивается к передней части поезда. Каждый вагон открывает новую среду, от мрачных бараков до сюрреалистических классных комнат и декадентских столовых, делая путешествие одновременно физическим и метафорическим.

Хотя сцены боевых действий интенсивны и изобретательны, настоящая сила фильма заключается в его аллегории: классовая борьба, сконцентрированная в замкнутой экосистеме, где выживание зависит от эксплуатации. С точки зрения актерской игры, главной изюминкой является Тильда Суинтон, которая исполняет гротескную комическую роль бюрократического рупора угнетения. В целом, «Сквозь снег» — один из самых увлекательных проектов Бонга, который при этом дает много пищи для размышлений.

«Заводной апельсин» (1971)

-6

«О, блаженство! Блаженство и рай...» «Заводной апельсин» — один из самых тревожных и заставляющих задуматься антиутопических триллеров, когда-либо снятых. Он усиливает мрачность и без того мрачного романа Энтони Берджесса, в центре которого находится Алекс ДеЛардж (Малькольм Макдауэлл), жестокий лидер банды, который проходит государственную терапию отвращения, призванную лишить его свободы воли. Начальные сцены фильма, полные крайнего насилия, шокируют (вызвав споры при выходе в прокат), как и попытка государства превратить человека в машину. Это был один из самых провокационных проектов Стэнли Кубрика, вызвавший резко противоположные мнения, и прошло много лет, прежде чем он был признан классикой.

Но классикой он является. Стилизованная режиссура Кубрика создает мир, который в равной степени ужасает и завораживает. Он сопоставляет жестокость с классической музыкой, сюрреалистическим дизайном декораций и холодным голосом Макдауэлла за кадром. По ходу фильма «Заводной апельсин» поднимает тревожные вопросы: что хуже — выбрать зло или подчиниться навязанному силой добру? Элемент триллера заключается в постоянном напряжении между психопатическими импульсами Алекса и авторитарным обществом, стремящимся его контролировать.

«Матрица» (1999)

-7

«После этого нет пути назад». «Матрица» — это, пожалуй, самый знаковый антиутопический триллер современного кино. Его основная идея — что человечество, не подозревая об этом, живет в симулированной реальности, контролируемой машинами — стала культурным эталоном (и, возможно, постепенно становится реальностью, поскольку алгоритмы и виртуальные миры все больше и больше доминируют в нашей жизни). Вачовски могли бы просто исследовать эту интеллектуальную идею, сняв классный фильм о философии киберпанка. Вместо этого они соединили ее с новаторским экшеном, в результате чего получился полноценный шедевр.

Действительно, «Матрица» — это мастер-класс по сочетанию стиля и содержания: культовые визуальные эффекты «bullet time» и хореография боевых искусств сосуществуют с глубокими вопросами о свободной воле, восприятии и правде. Элементы триллера также присутствуют повсюду, например, побег Нео (Киану Ривз) от агентов, пленение Морфеуса (Лоуренс Фишберн) и кульминационные сражения на крышах. В конце концов, то, что делает «Матрицу» неподвластной времени, — это сочетание захватывающего экшна с экзистенциальным беспокойством, благодаря которому философия кажется опасной и крутой.

«Бразилия» (1985)

-8

«Безжалостное меньшинство людей, похоже, забыло о старых добрых добродетелях». Режиссер Терри Гиллиам из группы «Монти Пайтон» снял один из самых кошмарных антиутопических фильмов в истории кино. Это черная комедия-триллер, действие которой происходит в мире бюрократического безумия. Джонатан Прайс блестяще исполняет главную роль Сэма Лоури, низкопоставленного государственного служащего, мечтающего сбежать из тоталитарного государства. Триллерная часть начинается после того, как Сэм случайно попадает в заговор, становясь одновременно беглецом и жертвой той самой системы, которой он когда-то служил.

Визуальный стиль фильма, в равной степени напоминающий Оруэлла и абсурдистский мультфильм, делает его незабываемым, а его концовка — одной из самых мрачных в истории кино. Гиллиам наполняет кадр гротескными деталями, действительно оживляя этот странный мир: бесконечная бумажная волокита, неработающая техника и абсурдные ритуалы контроля. В результате получается антиутопический триллер, который одновременно и смешной, и ужасающий, и тем более пугающий, что он кажется таким знакомым.

«Дитя человеческое» (2006)

-9

«Очень странно, что происходит в мире без детских голосов». «Дитя человеческое» — это дистопический триллер потрясающей силы, действие которого происходит в ближайшем будущем, когда человечество стало бесплодным, а общество балансирует на грани коллапса. Клайв Оуэн играет Тео, разочарованного бюрократа, который становится защитником первой беременной женщины за последние десятилетия. Фильм захватывает зрителя своим повествовательным импульсом и высокими ставками: неохотный Тео отчаянно пытается переправить Ки (Клэр-Хоуп Ашити) в безопасное место.

Это убийственная концепция, возведенная в ранг шедевра благодаря гениальному режиссерскому мастерству Альфонсо Куарона. Длинные, непрерывные дубли, такие как засада на проселочной дороге и осада лагеря беженцев, погружают зрителя в хаос, создавая ощущение непосредственности, которое достигают немногие триллеры. Мир, созданный в фильме, столь же разрушителен: разваливающиеся правительства, военизированные группировки и кризис с беженцами, который кажется пугающе пророческим. Одним словом, «Дитя человеческое» сочетают в себе напряженный сюжет и глубокий гуманизм, задавая вопрос о том, что поддерживает надежду, когда будущее утрачено.

«Бегущий по лезвию» (1982)

-10

«Я видел вещи, в которые вы не поверите». «Бегущий по лезвию» — это типичный антиутопический триллер, фильм, который оказал влияние практически на все последующие научно-фантастические картины. Действие фильма происходит в дождливом, залитом неоновым светом Лос-Анджелесе 2019 года. Главный герой Декард (Харрисон Форд) — уставший бегущий по лезвию, которому поручено выслеживать биоинженерных существ, стремящихся к свободе и долголетию. Триллерные моменты фильма (расследование в стиле нуар, погони по крышам и напряженные конфронтации) наполнены экзистенциальным смыслом. Его центральный вопрос: «Что значит быть человеком в мире, где само человечество может быть создано искусственно?»

«Бегущий по лезвию» был нелепо опередил свое время, превзойдя все ожидания во всех аспектах, от изображения, спецэффектов и музыки (такая музыка Вангелиса!) до актерской игры и морально неоднозначного сценария. Например, Рой Бэтти в исполнении Рутгера Хауэра произносит один из самых пронзительных монологов в истории кино, в реальном времени превращаясь из злодея в трагического антигероя. Спустя более сорока лет «Бегущий по лезвию» остается непревзойденным шедевром антиутопического жанра.