Сможете сказать, что не так с предложением на иллюстрации?
«Однажды в молодости, занимаясь в библиотеке [...], у него вдруг возникло непреодолимое желание рисовать…»
Перед нами неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Хрестоматийный пример такой ошибки, ставший уже «мемом», приведён в рассказе А. П. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».
Рассказу в прошлом году исполнилось 140 лет, а ошибки никуда не делись. Если школьник или взрослый обратится к учебнику либо справочнику, то он столкнётся с чем-нибудь вроде: «Деепричастие, обозначающее действие, добавочное к основному, поясняет глагол и в предложении в основном выступает обстоятельством… Субъект действия для основного глагола и деепричастия должен быть единым».
Увы, такие «объяснения» у многих отбивают какое-либо желание разобраться в предмете. Советы «побольше читать русскую классическую литературу» тоже не помогут. Мы проверяли: масса школьников до обучения в принципе не понимает, что с предложением про шляпу что-то не так.
На курсах Школы грамотности Романовых мы называем деепричастный оборот коротко и просто: «доб». Любой наш выпускник может быстро проверить правильность построения предложения с добом при помощи простого алгоритма в три действия. Нужно чётко ответить на три вопроса:
1) Кто здесь главный? 2) Его действия? 3) что делая/или что сделав при этом?
Начнём с чеховского предложения-мема:
1) Кто здесь главный? Шляпа.
2) Ее действия? Слетела у меня.
3) Что делая при этом? Проезжая мимо станции.
То есть мимо станции проезжала шляпа. Абсурдность предложения сразу становится очевидной.
Теперь посмотрим на предложение с иллюстрации. Оно взято из сопроводительного текста к выставке в одном из крупных московских музеев, и его автора трудно заподозрить в «неначитанности».
1) Что здесь главное? Желание рисовать.
2) Его действия? Возникло у него (у художника)
3) Что делая при этом? Занимаясь в библиотеке.
Получается, что желание рисовать занималось в библиотеке. Предложение построено неправильно.
Чтобы исправить такие ошибки, зачастую от доба приходится отказываться:
«Художник рассказывал, что, когда он занимался в библиотеке, у него вдруг возникло непреодолимое желание рисовать…»
Проверим теперь такое предложение:
Студент Ослюк, прогуляв занятия, выпил в столовой полтора литра кваса.
1) Кто здесь главный? Студент Ослюк.
2) Его действия? Выпил полтора литра кваса.
3) Что сделав при этом? Прогуляв занятия.
Всё нормально, никаких нестыковок нет, предложение построено верно.
Разумеется, одним деепричастным оборотом («добом») паузно-речевая пунктуация на курсах Школы грамотности Романовых не ограничивается. Наши ученики учатся грамотно строить предложения любой длины и трудности, правильно расставляют в них знаки препинания, готовятся к вопросам тестовых экзаменов ЕГЭ и ОГЭ. Взрослые учащиеся смогут писать тексты различного назначения и избавятся от неуверенности при письме, вызванной запутанностью школьной программы.
Ближайшие курсы в СПб пройдут 4-23 октября. Запись по тел. +7-911-924-48-52 (WhatsApp, Telegram)