Вы увидели выражение лица нашей ассистентки режиссера? (да, именно так, правильно называется профессия "хлопушки")
Так вот, теперь представьте, что на этой фотографии идет седьмой час НОЧНОЙ смены... то бишь за окном почти раннее утро, а мы снимаем клевый, яркий, клубный движ...
Все уже срываются друг на друга, в том числе ваш автор (в чем иногда каюсь), у всех слипаются глаза, оператор кое-как выставил свет, артисты вспомнили текст, режиссер, не спавший двое суток, орет - Мотор! Камера! и тут... вся съемочная группа орет - ХЛОПУШКА! Потому что хлопушка (ассистент режиссера) на самом деле невероятно важный человек на площадке, от которого очень сильно зависит ритм и темп съемочного процесса, закимарила где-то в углу.
Почему же она так важна? Давайте разбираться!
Немного вернемся назад
Вообще откуда произошла эта черно-белая досочка с циферками?
Первая хлопушка появилась, так сказать, в раннем кинематографе, в
эпохе великого немого кино. Придумали ее для записи и дальнейшего определения типа пленки, которая использовалась для съемок. Изобретение хлопушки приписывают двум людям. Первый – австралийский режиссер и продюсер
Фрэнсис Уильям Тринг.
По большей части его приспособление представляло собой две обычные
деревяшки. Все важные пометки делались на отдельном планшете, который держал либо другой член съемочной группы, либо «человек с хлопушкой», которому приходилось таскать табличку под мышкой.
А вот идея той самой хлопушки, которую мы все знаем, пришла в голову человеку со именем Леон М. Лион. Сам он признавал, что изобрел приспособление случайно, путем логического мышления. Устав наблюдать, как бедняге с хлопушкой в очередной раз приходилось жонглировать то скрепленными деревяшками, то планшетом, в один день он просто вскрикнул: «Скрепите их вместе, окей?»
Очень по-режиссерски.
Кто работает Хлопушкой?
Считается, что профессия "хлопушки" самая элементарная. На нее могут привлекать студентов, помощников на площадке, да и вообще актеров, которые не заняты в сцене (мы так делали). Казалось бы, что там делать - подбежать, хлопнуть и убежать! Ах, если бы... ах, если бы...
Но это все ложь! По своему многолетнему опыту могу сказать, что есть на съемочной площадке 2 самые важные профессии: осветители и хлопушка!
Осветители, потому что именно от них зависит, насколько быстро будут исполнены "хотелки" режиссера и оператора в отношении кадра, а хлопушка потому что...
Задачи Хлопушки
Начнем с самого, так сказать, инструмента... То бишь, черной дощечки с белыми буквами или уже на современный манер, белой пластмассы с черными буквами.
Итак, функции хлопушки:
1) Синхронизация картинки и звука
На самом деле это ее основная функция. В эпоху пленочного кино, когда звук записывался отдельно от картинки, с помощью резкого звука хлопушки при соприкосновении дощечек, можно было на монтаже синхронизировать громкий звук и хлопок на видео, таким образом совместить 2 киностихии - звук и картинку.
2) Операторские "приблуды"
Видите на картинке с хлопушкой кучу непонятных символов? Shutter, WB (нет не вайлдбериз), FPS, ISO, день/ночь ?
Это операторские понятия, обозначающие частоту кадров, чувствительность и другие. Но для чего? Неужели оператор сам не знает, что снимает?
Видите ли, зачастую, одну сцену можно снимать не один день... даже нет, не так... Вы можете снять начало сцены сегодня, а конец сцены скажем, через неделю... И для кино это прям стандартная практика. Так вот, чтобы через неделю, когда вы снова вернулись к сцене, вы смогли настроить камеру также, как это было, вам и необходимы подобные указания на хлопушке.
3) Авторские права
Видите на хлопушке еще написаны разные пароли явки фамилии и имена?
Это необходимо для фиксации того, что снимали и кто снимал. А также в дальнейшем, если вдруг возникнут прецеденты и кто-то скажет:
- Это я снял фильм "Затмение"!
Вы можете спокойно открыть исходник вашего проекта где белым по черному на хлопушке будет написано:
Режиссер - Такой-то Такойтович.
И вуаля.
Что же делает Ассистент-Хлопушка?
- Почему же, я считаю, эту профессию столь важной, если с ней справится даже ребенок? (это правда, дочь не редко "хлопала" на площадке)
- Ну во-первых, КОНЦЕТРАЦИЯ
После команды Мотор-Камера (о которой я писал здесь https://dzen.ru/a/ZWoulPh8qlPTZeup)
Хлопушка должна правильно назвать: Номер сцены, Номер кадра, Номер дубля. После чего быстро, скоростно и незаметно ретироваться за границы кадра. Не поверите насколько часто говорят не те кадры (особенно после 18 часовой смены) и ты сходишь с ума на монтаже или убегают так, что потом оказываются в кадре.
- Во-вторых, иметь ФОКУС внимания на кадре.
Когда Хлопушка все-таки поняла, что ей говорить, ей нужно понять, где стоять. И на это тратится огрооомное количество времени.
- Нет повыше!
- Теперь левее!
- Чуть дальше...
И так до бесконечности. Поэтому! Ассистент должен иметь понимание того, что же будет сниматься в кадре! То есть, она (он) смотрит на плэйбэк (тоже есть статейка https://dzen.ru/a/ZWWt2ojSgAYXT77j) и понимает куда ей надо подходить. А подходить ей надо! в точку Фокуса! То есть, максимально близко к актеру, которого снимают и так, чтобы оператор не крутил туда-сюда фокус! Уже сложнее? Идем дальше!
- В-третьих На выбор дубля.
После окончания съемки кадра, ассистент подбегает к режиссеру и спрашивает какой дубль или дубли мы берем в работу, то есть, какие режиссеру понравились. Записывает их и затем передает монтажеру для понимания будущего монтажа кино. Если этого не записать, то в итоге режиссер будет отсматривать все дубли всех кадров и тратить время на постпродакшене.
Вместо Итогов
Вот и получается, что казалось бы простая профессия, может как сильно увеличить производительность производства так и кратно его замедлить.
И такая простая вещь как две деревяшки, скрепленные вместе, стали незаменимым атрибутом кинопроизводства! (А это я вам еще про ЭПЛ-бокс не рассказывал)
С вами была команда Маэстро! Подписывайтесь и комментируйте!