Ровно 120 лет назад, 15 сентября 1905 года в Благовещенске был основан Торговый дом «Кувшинов с сыновьями». Согласно Табеля улиц и домов Благовещенска на 1914 год, торговый дом находился по адресу: улица Иркутская, 14 (сейчас улица Горького), сообщает Народный музей им. Кириллова.
Главой и основателем торгового дома был купец Федор Кувшинов, происходивший из молокан. На 1888 год Федор Кузьмич владел в городе недвижимостью на 1 350 рублей. У него было пятеро сыновей: Андрей, Федор, Алексей, Антон, Тимофей — все они были компаньонами семейного предприятия, и дочь Пелагея.
В год создания своего предприятия Кувшинов запустил в городе самую крупную паровую мельницу, строительство которой в начале улицы Иркутской началось в 1904 году. Четырехэтажное кирпичное здание с цокольным этажом в те годы доминировало над всей прилегающей застройкой и выглядело внушительно. Центр мельницы акцентировал высокий парапет с круглым чердачным окном.
По данным бюро статистики областного правления, в 1909 году мощность паровых машин мельницы ТД «Кувшинов с сыновьями» составляла 250 лошадиных сил. Производительность — 2 500 пудов крупчатки и 8 000 пудов муки простого размола. Пакгаузы и склады на мельнице были рассчитаны на 500 000 пудов. Предприятие было оборудовано мощными американскими и немецкими паровыми механизмами системы «Компаунд». Мельницу Кувшиновых даже отметили на всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. В 1915 году был создан синдикат «Благовещенские мукомолы», в который вошла и паровая мельница ТД «Кувшинов с сыновьями». В 1917 году синдикату было предоставлено монопольное право на скупку зерна.
Здание мельницы сохранилось в Благовещенске до сих пор: сейчас это памятник архитектуры и градостроительства регионального значения. После реставрации, сохранившей самобытность старинной архитектуры, здание по адресу: улица Горького, 15/1 выглядит необычно и очень нарядно. Сейчас в нем располагается отделение Социального фонда России по Амурской области, а о прошлом строения напоминает мемориальная табличка.
Напротив мельницы в начале ХХ века располагались лесопильный завод и склад леса. Кроме того, Торговому дому «Кувшинов с сыновьями» принадлежали несколько пароходов, магазины «Галантерейный», «Обувь» и «Мануфактура», а также булочная и кондитерская.
Интересную историю о кувшиновских пароходах рассказал АСН24 благовещенский краевед Алексей Горлач.
Зимой 1905-1906 годов ТД «Кувшинов с сыновьями» приобрел пароход «Тарас Бульба» у товарищества «Союз речного пароходства», пароход ходил в навигации 1907-1908 годов. Зимой 1908-1909 годов Кувшиновы построили для него в Благовещенске новый деревянный корпус — почти той же длины, но шире и с большей осадкой — увеличивший его грузоподъемность. Все механизмы для него были переставлены со старого корпуса, который неожиданно был поврежден: стоя на низком прибрежном откосе, он 21 апреля 1909 года при сильном подъеме воды всплыл и был унесен ледоходом на Зею, а затем был раздавлен льдом на Амуре.
Новый же пароход Кувшиновых к 21 мая 1909 года получил и новое название — «Ретвизан», под которым ходил до весны 1915 года. Зимуя в затоне в Благовещенске, 7 февраля 1911 года пароход едва не сгорел, но пожар был быстро потушен. Так как у владельцев было сильное подозрение на попытку поджога со стороны конкурентов, особенно от Торгового дома «В. М. Лукина наследники», было проведено следствие, которое подтвердило факт поджога, но не нашло виновных. К 25 апреля 1912 года пароход «Ретвизан» был приобретен «Благовещенским коммерческим товариществом».
Дети Федора Кузьмича
По данным Народного музея, рядом с главным семейным предприятием — мельницей — в нынешнем 93-м квартале Благовещенска располагались и домовладения сыновей Кувшиновых. Квартал этот находится в границах улиц Партизанской, Горького, Лазо, Амурской (тогда: Казачьей — Иркутской — Корсаковской — Амурской).
Компаньоном-распорядителем Торгового дома «Кувшинов с сыновьями» был Андрей Федорович Кувшинов, старший сын Федора Кузьмича. Он родился в 1870 году во Владикавказе, получил домашнее образование. Купец 2-й гильдии, имел коммерческие предприятия в Благовещенске, член городского общества взаимного страхования от огня. Его супруга Устинья Алексеевна, урожденная Тулупова, у них было семеро детей.
После революции в 1918 году Андрей Федорович эмигрировал с семьей в Маньчжурию, жил в Харбине. Это фото, предоставленное Алексеем Горлачем, сделано в 1936 году. На сайте Государственного архива Хабаровского края нашлись и фотографии других членов семьи в эмиграции: жены Устиньи Алексеевны, сыновей Николая, Виктора, Иннокентия.
Там же, на улице Иркутской, в своих домах проживали и Федор Федорович с женой и сыном, и Тимофей Федорович (умер в 1914 году), и Алексей Федорович, о котором известно чуть больше.
Он родился в 1877 году в Тамбовской губернии, был выборщиком в городскую Думу на 1910-1914 гг. по имущественному цензу. Владел пароходом «Колумб», был членом правления товарищества «Амурского речного флота», участником Съезда судовладельцев Амурского бассейна в апреле 1922 года. Но вскоре после этого имущество Кувшиновых было национализировано, и Алексей Федорович стал простым рабочим. В августе 1931 года был арестован ДТО ОГПУ Уссурийской железной дороги по ст. 58-7 УК РСФСР «Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, совершенный в контрреволюционных целях путем соответствующего использования государственных учреждений и предприятий или противодействия их нормальной деятельности, а равно использование государственных учреждений и предприятий или противодействия их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций». В декабре 1931 года дело было прекращено.
Фото: АСН24, Алексей Горлач, ok.ru/istoriyabl, gakhkk.khabkrai.ru