Найти в Дзене
В море книг

Из убогого городишки в столицу нашей Родины

Мы снова возвращаемся к великому князю Александру Ярославичу (Невскому). У Александра Невского был младший сын (из четырёх) Даниил – родоначальник московской линии Рюриковичей, первый князь Московский. По приблизительным расчетам, второй сын (после Юрия) у князя Даниила Александровича был Иван, родившийся приблизительно около 1288 года. В истории он известен как Иван Калита. Причем, Калита, это – прозвище, означавшее большой денежный мешок, кошель. Иван Первый был щедр к нищим, рачительно вёл государевы дела. Москва при Иване Первом (Калите) из маленького, убогого городишки быстро превратилась в духовный и политический центр Северо-западной Руси. Детство и юность Ивана Даниловича (Калиты) ничем особым не отличалось. Ходил с отцом в междоусобные походы, позже участвовал в поездках в Золотую Орду. Смерть отца (Даниила Александровича) мало изменила образ жизни Ивана. Разве что, теперь он участвует в ратных делах своего старшего брата Юрия, который в ту пору люто враждовал с Михаилом Тверс

Мы снова возвращаемся к великому князю Александру Ярославичу (Невскому). У Александра Невского был младший сын (из четырёх) Даниил – родоначальник московской линии Рюриковичей, первый князь Московский.

По приблизительным расчетам, второй сын (после Юрия) у князя Даниила Александровича был Иван, родившийся приблизительно около 1288 года. В истории он известен как Иван Калита. Причем, Калита, это – прозвище, означавшее большой денежный мешок, кошель. Иван Первый был щедр к нищим, рачительно вёл государевы дела. Москва при Иване Первом (Калите) из маленького, убогого городишки быстро превратилась в духовный и политический центр Северо-западной Руси.

Московский князь Иван Калита
Московский князь Иван Калита

Детство и юность Ивана Даниловича (Калиты) ничем особым не отличалось. Ходил с отцом в междоусобные походы, позже участвовал в поездках в Золотую Орду. Смерть отца (Даниила Александровича) мало изменила образ жизни Ивана. Разве что, теперь он участвует в ратных делах своего старшего брата Юрия, который в ту пору люто враждовал с Михаилом Тверским за главенствующую роль между Москвой, где княжил Юрий, и Тверью, где княжил Михаил. Из книги доктора исторических наук, профессора, Николая Сергеевича Борисова «Михаил Тверской», о которой я писал здесь, узнаём, что Михаил Тверской в решающей схватке разгромил войска Юрия. Не помогли Юрию и татарские отряды, приданные ему татарским ханом Узбеком. Михаила и Юрия вызвали в Орду, где Юрий оклеветал Тверского. За разгром татарских отрядов, по навету Юрия, князя Тверского в Орде жестоко казнили.

Прошли годы. Вновь русские князья были призваны в Орду. Приехал Юрий, приехал сын казнённого Михаила Тверского Дмитрий по прозвищу Грозные Очи.

«Накануне дня памяти отца, 21 ноября 1325 года, Дмитрий Грозные Очи, повстречавшись с Юрием, в порыве гнева убил его. Вероятно, это произошло где-то неподалеку от сарайского (дело было в Орде) кафедрального храма, куда оба князя направлялись для участия в торжественном богослужении по случаю праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Дмитрий надеялся, что хан простит ему этот самосуд, так как Юрий давно уже впал в немилость. Однако повелитель Орды как истинный деспот мог простить своим подданным все что угодно, кроме самоуправства. Он велел отправить тело Юрия в Москву для погребения, а его убийцу взять под стражу. Выждав почти целый год, хан объявил наконец свой приговор. Дмитрий Тверской осуждался на смерть. 15 сентября 1326 года ханские палачи сделали свое кровавое дело. По странной прихоти Узбека казнь была совершена в день рождения князя Дмитрия. В этот день ему исполнилось 28 лет...»
Михаил Тверской в Орде у хана Узбека
Михаил Тверской в Орде у хана Узбека

Московское и Тверское княжества остались без князей. Т.к. всем распоряжалась Орда, то ярлык на княжение в Московское княжество получил Иван (Калита), а ярлык на княжение в Тверское княжество получил Александр Дмитриевич – брат казненного Юрия Дмитриевича. Как вы уже поняли, мы плавно перешли к следующей книге доктора исторических наук, профессора Николая Сергеевича Борисова «Иван Калита». Книга, написанная лёгким художественным словом, необычайно интересна. И в этой книге перед нами встают множество князей, их деятельность, их междоусобные сражения. Кроме того, автор постоянно напоминает о том, что летописные сведения чрезвычайно скудны, многое приходится выстраивать логическим путем.

В осень 1326 года Тверской князь Александр Дмитриевич получает в Орде ярлык на великое княжение Владимирское. Через год в Тверь с большой свитой приезжает Чолхан двоюродный брат ордынского хана Узбека. Его свита творит безобразия и жестоко притесняет тверичан. 15 августа 1327 года в Твери вспыхивает антиордынское восстание. Московский князь Иван, будучи соперником Александра за Владимирский стол, непременно захотел воспользоваться этим событием. Он предложил ордынскому хану Узбеку возглавить пятидесятитысячный карательный отряд, названный по имени одного из ордынских темников, Федорчуковой ратью.

«В 1339 году произошел важнейший перелом в истории русско-ордынских отношений, а вместе с ним – и в истории формирования единого Русского государства. Казнь Александра Тверского знаменовала окончательный отказ Орды от политики «разделяй и властвуй» внутри Северо-Восточной Руси и переход к той же политике, но в масштабе всей Восточной Европы. По многим причинам, среди которых далеко не последнюю роль сыграла тонкая политика Ивана Калиты, Орда решила отдать предпочтение московским князьям, дать этой династии возможность консолидировать Северо-Восточную Русь под эгидой великого княжения Владимирского.
Три тяжких удара – казнь князя Михаила Ярославича (1318), «Федорчюкова рать» (1328) и гибель в Орде князя Александра Михайловича и его сына Федора (1339) – положили конец длившемуся около столетия расцвету Твери. Центр политической и духовной жизни Северо-Восточной Руси, переместившийся в конце XIII века из Владимира в Тверь, теперь вновь переместился, но уже из Твери в Москву.»
-3

Федорчукова рать огнём и мечом прошлась по тверским землям. Князь Александр бежал в Литву. Тверь навсегда утратила шанс первенства по отношению к Москве. После интриг в Орде, регулярной и щедрой дани Золотой Орде, хан Узбек позволяет дополнительно прибрести некоторые земли и присоединить их к Московскому княжеству по, так называемой, купчей. Хотя подлинный смысл этого документа летопись не раскрывает. Когда в 1331 году умирает великий князь Александр Васильевич Суздальский, на какое-то десятилетие Иван Калита становится единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Он делает всё, чтобы упрочить положение Москвы, завоевать доверие в Золотой Орде. Калита не давал ни малейшего повода для новых походов карательных отрядов. Сорок лет «великой тишины» позволили Московскому княжеству укрепить свои позиции, пополнить казну и построить несколько великолепных храмов..

«Но Калита как историческая личность был гораздо значительнее, чем просто добрый и милосердный правитель, хороший хозяин, «образцовый устроитель своего удела». Порядок, который он навел в своем Московском княжестве и других подвластных ему землях, был, по существу, новым решением вечной проблемы власти. Разрозненные русские княжества XIII века, стонавшие под властью татар, не способны были консолидироваться в единый политический организм. Историки справедливо говорят о «кризисе средневековой Руси» во второй половине XIII столетия, когда преобладающими в жизни страны стали процессы упадка и дезинтеграции. В сущности, князь Иван сотворил чудо: из мертвых с точки зрения будущего политических молекул он создал живую, способную к развитию клетку – Московское княжество.
Бог наказал Русскую землю татарами, подобно тому, как отец порою больно наказывает свое любимое дитя, чтобы направить его на путь истинный. Московская земля первой возвращается на путь правды. Ее правитель князь Иван Данилович своим благочестием снискал милость Божию, которая проявилась в приезде в Москву святителя Петра, в спасении Москвы от разгрома во время Федорчюковой рати, в передаче князю Ивану великого княжения Владимирского.
Такое осмысление событий неизбежно приводило к мысли, что именно Москва и ее правители избраны Богом для спасения Русской земли, для ее возвращения на путь правды. Все, что делают москвичи, они делают не по своей прихоти, но во имя исполнения благодатного Божьего промысла о Руси.
Так у московских правителей появлялась уверенность в своей правоте. Она укрепляла их силы, но порою приводила к трагическим столкновениям с вечным нравственным законом.
-4
Наведя порядок на дорогах и усмирив произвол местных князей в городах, Иван Данилович заслужил благодарность купцов. В годы его княжения они вздохнули с облегчением. Торговля пошла в гору. Однако, судя по всему, князь не замедлил наложить и на купцов свою тяжелую руку. Одной рукой расчищая им путь, он другой рукой душил их тяжкими налогами.
Внимательный ко всему, что могло принести доход, князь Иван не упустил из виду и торговлю хмельным «медом». Есть основания думать, что он расширил производство «меда» в своих подмосковных «варях», то есть варницах, где собранный бортниками мед диких пчел превращался в веселящую душу медовуху (81, 186).
Спрос на хмельную продукцию княжеских «варей» был постоянным. Пили русские люди в ту темную пору весьма и весьма основательно, отгоняя хмелем тоску и безысходность.; Хмель гулял по избам и по княжеским теремам. Монах Яков в послании к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу (около 1281 года) умолял его – «блюдися запойства!».
Неистовое пьянство сопровождало тяжкие бедствия, которыми так обильна была тогдашняя русская жизнь.
Архангельский собор был последним каменным храмом, построенным Иваном Калитой. Настало время подвести итоги. За семь лет напряженной работы, строжайшей экономии и риска прослыть богачом он превратил свою столицу в один из самых красивых городов Северо-Восточной Руси. Москва стала достойным местопребыванием не только великого князя Владимирского, но и главы церкви – митрополита Киевского и всея Руси.»

14 августа 1327 года был освящен первый каменный храм в Москве – Успенский собор. В 1329 была построена церковь Святого Иоанна Лествичника, сейчас на этом месте колокольня Ивана Великого. В 1330 году был построен Собор Спаса Преображения на Бору. Он располагался во дворе Большого Кремлёвского Дворца, и был разрушен коммунистами (эти только разрушать умели) 1 мая 1933 года. В 1333 году был построен Архангельский собор Москвы (он был перестроен, согласно указу Ивана Третьего). Кроме того, в Переславле-Залесском был построен храм во имя Успения Богородицы на Горицах. Значительным достижением Ивана Калиты стал перенос в 1325 году митрополичьей кафедры. Еще до получения ярлыка на великое княжение во Владимире Иван уговорил митрополита Петра, главу Русской православной церкви, переехать из Владимира в Москву. Позже его преемник, митрополит Феогност, окончательно сделал Москву своей резиденцией. Москва стала духовной столицей всех русских земель. Церковь, обладающая огромным авторитетом, стала главной идеологической опорой московских князей. Это позволило Москве действовать от имени всей Руси.

Московский кремль Ивана Калиты
Московский кремль Ивана Калиты

Иван Калита перестраивает Московский кремль. Он усиливает его пятью башнями из дубовых бревен, встраивает первые каменные элементы. Ныне в музеях Москвы можно увидеть дубовые элементы московского кремля той эпохи.

Орда ценила русского князя Ивана Даниловича (Калиту). Ценило за ум, за прагматичность, за щедрость. Хан Узбек прекрасно сознавал, что Калита ведёт политику объединения русских земель. Московское княжество укрепляет свою мощь, как политическую, так и военную

«Прощаясь с князем Иваном, Узбек подарил ему на память шапку-тюбетейку, сделанную из искусно спаянных золотых проволочек. В бесконечном кружеве ее узоров словно переплелись нити их общих судеб. Пройдут годы – и тюбетейка Узбека, слегка переделанная московскими умельцами, превратится в знаменитую «шапку Мономаха» – главный символ московской государственности (45, 20). Начисто забыв ее подлинное происхождение, московские придворные книжники составят легенду о том, как византийский император Константин Мономах прислал эту шапку в знак уважения своему внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху. Но странный подарок ордынского хана был наделен тяжелой, таинственной силой. И, возлагая его себе на голову в день коронации, московские цари, сами того не ведая, становились наследниками древних повелителей степей...».
Шапка Мономаха
Шапка Мономаха

Почему Золотая Орда не остановила укрепление объединенной Руси? На Европейском континенте объединялись поляки, шведы и литовцы против Золотой Орды. Междоусобные распри в самой Орде уже не позволяли ей создать сильное войско против европейских стран. Орде нужен был союзник, но не в виде слабых раздробленных русских княжеств, а в виде сильной объединенной Руси. Но история распорядилась иначе. Иван Калита заложил основу для последующего разгрома Золотой Орды. И он состоялся.

Иван Калита умер в 1340 году. Из трех сыновей Калиты Всевышний сохранил лишь одного – богобоязненного и кроткого Ивана Второго (Красного). В 1350 году у Ивана Красного родится сын, которого нарекут Дмитрием. Пройдут годы, и Дмитрий овеет неувядаемой славой русские дружины на поле Куликовом.

Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-7