Великие учения, изложенные в Библии, указывают на их сверхчеловеческий источник.
УЧЕНИЕ О БОГЕ
Библейское описание Божества оказывает честь всему, что благородно и возвышенно. Бог Библии — это не какой-то племенной или городской божок, а Творец неба и земли. Бог Библии — это не медь, железо, дерево или камень, "которые ни видят, ни слышат, ни разговаривают" (Дан. 5:23), а всеведущий Дух. Бог никогда не опускался до зависти, мести, сладострастия и прочего безнравственного поведения, как было свойственно языческим богам. Библейский Бог непорочен: Он "верен и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен" (Втор. 32:4). Бог является воплощением любви. Когда Ему приходится наказывать, Он всегда скорбит. Он — один великий и добрый Отец всего человечества, глубоко заботящийся о его благополучии.
Предоставленные сами себе, люди всех веков и народов поклонялись богам. Однако их божества никогда не изображались со столь благородными качествами, какие свойственны Богу. Разница между богами, сотворенными человеком, и библейским Богом убедительным образом указывает на то, что такой превосходный Бог не является плодом человеческого вымысла. Ясно, что если у авторов Библии существовало представление о Боге, которого сами они не могли придумать, значит они должны были иметь сверхчеловеческую помощь.
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Как библейское учение о Боге почитает все возвышенное и благородное, так библейское учение о человеке почитает его несмотря на его недостатки. Библейское описание природы человека оказывается не только самым превосходным из всех, но и самым точным.
По образу Божьему, но все же грешный
В Библии человек превозносится над животным миром. Он сотворен по образу Божьему и поставлен лишь немного ниже ангелов. Однако в изображении той же Библии человек в Божьих очах — не больше кузнечика и чрезвычайно грешен. Подобный двусторонний взгляд позволяет человеку осознавать свою важность и свою греховность и препятствует развитию у него как комплекса неполноценности, так и эгоизма. Библия говорит человеку, что Бог и ценит его, и в то же время показывает, что ему недостает чистоты и святости. Такое двоякое представление о роде человеческом особенно ярко проявилось в смерти Иисуса: только существа неоценимого достоинства и неизмеримой вины могли потребовать распятия Христа.
Свободный нравственный выбор
Хотя Бог мог сделать человека роботом, полностью механистическим и запрограммированным, Он решил, что созданный Им человек должен обладать совершенной свободой в осознании добра и зла с правом выбора — служить сатане или Богу. В противоположность детерминизму и фатализму, Библия делает человека ответственным за свое поведение и позволяет самому избрать свою судьбу.
Равенство людей
С точки зрения Библии, нет превосходства одного народа над другим, но очень часто какая-то одна группа людей заявляет о своем превосходстве. Иудеи, как и многие другие народы, стали жертвой заблуждения в этом вопросе. Бог избрал еврейский народ, чтобы привести в мир Мессию, но Он не считал иудеев выше других народов. В этом отношении Бог особо предупреждал иудеев не воображать себя лучше остальных. И все же они допустили самовозвышение.
Греки, в свою очередь, считали остальные народы варварами. Точно так же и римляне были убеждены, что в результате неизбежного покорения низших народов Рим будет единовластно господствовать над всем миром. В их представлении неримляне были просто врагами, которых следовало завоевать.
Человек всегда рассматривал борьбу между народами как неизбежность. Цельс, коварный и образованный язычник II века, заявлял, что христианство не может надеяться на успех, так как в будущем видит одну религию для всех народов.
Адольф Гитлер убеждал своих последователей в том, что немцы как представители арийской расы будут править миром тысячу лет. С не меньшим энтузиазмом японцы в 1940-х годах считали себя восходящим солнцем для всего человечества.
Библия, однако, наглядно показывает, что Бог сотворил все народы от одного человека. Она учит, что Иисус умер за всех людей. Та истина, что "Бог нелицеприятен" (Деян. 10:34), несет на себе знак правоты. Люди никогда не жили всеобщим братством, но рассудком это нельзя опровергнуть. Поскольку природные иудеи не являются создателями этого учения, то встает вопрос, откуда Библия — если бы она была сугубо человеческой книгой — могла почерпнуть эту идею
УЧЕНИЕ О ДОЛГЕ
Как библейское учение о природе человека отражает незаурядное мышление, так и учение Библии об ответственности человека отражает самые возвышенные понятия. Весь человеческий долг суммирован в двух великих заповедях: возлюби Бога и возлюби ближнего. На них зиждутся все библейские заповеди (Мф. 22:36-40)
Любовь к Богу
Согласно Библии, главную любовь и высшую верность человек сосредоточивает на своем Творце и небесном Отце. Любовь к Богу должна быть выше верности другу, стране и семье. Действия человека определяются тем, что правильно в глазах Бога, а не тем, что целесообразно. Это эталон преданности, которому следуют немногие даже среди верующих в Библию. Бог не может занимать второе место.
Любящий Бога всем сердцем повинуется даже плохому правительству. Он радуется даже во время гонения; он доволен и благодарен в любой ситуации. Он хранит свои помыслы чистыми и непорочными, добровольно отрекаясь от себя.
Любовь к ближнему
Как бы ни была важна та любовь, которую мы проявляем к Богу, Он не принимает ее от того, кто не любит своего ближнего. Библейская любовь к ближнему — нечто гораздо большее, нежели служение уст. Она проявляется, когда мы кормим голодных, помогаем страждущим и заботимся об отверженных. Она призывает любить врага, а не мстить ему. Она побеждает зло добром. Любовь к ближнему требует смирения и искреннего желания поставить нужды другого выше своих. Библейская этика поведения по отношению к ближнему столь высока, что лишь немногие фактически следуют ей.
Отказ от ложных добродетелей
Библейское учение о человеке, особенно в Новом Завете, не только возвеличивает все превосходное, но и явно отвергает качества, восхваляемые языческими религиями: физическую доблесть, патриотизм и дружбу. Что касается физической храбрости, то Иисус велел Петру спрятать свой меч, объясняя это тем, что взявшиеся за меч от меча и погибнут (Мф. 26:52). Физическая сила не восстанавливает справедливость, и лучше пострадать за доброе дело, чем давать отпор. Что касается патриотизма, то, хоть человек и должен любить свою страну, существует более высокая верность небесному гражданству. Что же касается дружбы, то, хоть мы должны быть готовы умереть за друзей, истина должна быть выше дружбы, когда друзья не стоят за Божью истину. Нужно быть настолько преданным Богу и Его истине, что при необходимости отойти от друзей: "Враги человеку — домашние его" (Мф. 10:36).
В некоторых сферах жизни действительно нужно стремиться к таким добродетелям, как доблесть, патриотизм и дружба. Однако в наивысшем кодексе поведения даже эти качества ограничены. Когда люди возвышают человеческие добродетели, они свергают Бога с Его престола. Когда эти три качества (или любые другие) вступают в противоречие с высшей верностью Творцу, они перестают быть добродетелями и становятся пороками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без помощи извне человек не создавал таких великих учений, как те, что представлены в Писаниях: о Боге, о природе человека и о долге человека. Существуют надежные свидетельства того, что от беспомощного человека столь великие учения произойти не могли. Следовательно, эти учения являются внутренним доказательством сверхчеловеческого происхождения Библии.
Проникновение в самую суть и высокая проба библейских учений сегодня оказывают на людей такое же воздействие, как проповеди Иисуса в Его дни. Жители Назарета, родного города Иисуса, несказанно дивились мудрости Его слов. Они не понимали, откуда могли взяться такой блеск ума и такая просвещенность. Они изумленно восклицали: "Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему?" (Mк. 6:2). Они знали, что этот молодой человек родом из их города; они были знакомы с Его родителями, братьями и сестрами. Практически вся Его жизнь была у них на виду. Он нигде не учился. Но даже если Он и получил хорошее образование, то демонстрировал более глубокую проницательность и мудрость, чем люди вдвое старше его, тридцатилетнего молодого человека. На свой вопрос они не имели ответа.
Так и сегодня ни один неверующий не может ответить на вопрос: "Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему?" Тот же, кто верит пророчеству, реченному за восемь веков до рождения Иисуса — что на потомке Иессея будет Дух, который даст Ему премудрости, разума и совета (Ис. 11:2), — может понять источник беспримерных высказываний Иисуса. А иначе причина Его премудрости и сегодня была бы такой же глубокой тайной, как и две тысячи лет назад.
Личные высказывания Иисуса свидетельствуют об их нечеловеческом источнике. По сути, на свое божественное происхождение указывают все учения Библии, уникальные по своему благотворному воздействию на человека. Ответ на вопрос, откуда у этого человека такая премудрость, не скоро придет к тому, для кого Библия — не более чем человеческое измышление. Однако тот, кто ищет руководства и направления в библейских учениях, легко находит ответ на этот вопрос: эти учения — от Бога.