Найти в Дзене
SMART VIBES

Изамбард Брюнель: гений промышленной революции

Изамбард Брюнель — инженер-новатор. Рост в 152 см заставлял его прятаться за высокими шляпами-цилиндрами, но его имя стало синонимом инженерного гениальности. В 2002 году британцы признали Брюнеля вторым по значимости человеком в истории страны после Уинстона Черчилля.

Отец и сын

История Брюнелей начинается с отца, Марка Брюнеля, родившегося в 1769 году в Нормандии. Французская революция вынудила его, роялиста, бежать из Франции. Его путь лежал через Нью-Йорк, где он работал инженером, пока не переехал в Англию.

Там Марк женился на Софии Кингдом и начал свою карьеру. Его главным достижением стало создание автоматизированной линии для производства корабельных шкивов. Если раньше сотня мастеров вручную собирала детали, то новая система позволила это делать десяти рабочим.

В 1806 году в Портсмуте у Марка и Софии родился сын, Изамбард. С детства отец прививал ему любовь к инженерному делу, обучая точным техническим рисункам и расчетам. Ведь в те времена инженерного образования как такового не существовало. Изамбард проявлял редкий талант, а его амбиции выходили далеко за рамки отцовских достижений.

Мосты, вокзалы и железные дороги

В начале XIX века Великобритания была лидером в текстильной, судостроительной и транспортной индустрии. Инженеров не хватало, а классовые барьеры мешали пробиться талантам из низших слоев. Изамбард, сын состоятельного Марка Брюнеля, получил доступ к возможностям, о которых многие только мечтали. Да, ему повезло, но его успех определили талант и амбиции.

Одним из самых известных проектов Изамбарда стал подвесной мост Клифтон в Бристоле. Его строительство началось в 1830-х годах, но завершилось уже после смерти инженера. Этот мост через долину реки Эйвон, стал символом инженерного искусства. Еще одно знаковое сооружение — вокзал Паддингтон в Лондоне. Спроектированный к Всемирной выставке 1851 года, он работает и сегодня.

Но Брюнель мечтал о скоростных железных дорогах. В 1833 году он начал работу над Великой Западной железной дорогой (Great Western Railway) Лондон-Бристоль. Он настоял на более широкой колее для устойчивости и комфорта и вместе с инженером Дэниелом Гучем разработал локомотив, разгоняющийся до 120 км/ч. Но, широкая колея не прижилась, и в 1892 году линию перестроили под стандарт. Тем не менее Great Western Railway работает до сих пор.

А вот эксперимент с атмосферным поездом провалился. Идея использовать паровые котлы и вакуум столкнулась с проблемами: кожаные уплотнители изнашивались, а жировую смазку съедали крысы. Проект забросили.

Корабли, покорившие океан

В 1838 году Брюнель спроектировал SS Great Western — первый пароход для трансатлантических рейсов. Деревянный корпус, усиленный железом, и длина в 77 м сделали его чудом своего времени.

Однако настоящим шедевром стал SS Great Eastern, построенный в 1857 году. Этот гигант, длиной 211 м и весом более 32 000 т, был в шесть раз больше любого судна той эпохи и развивал мощность в 8000 лошадиных сил. Но Брюнель опередил время: корабль оказался слишком большим для портов, а его строительство и эксплуатация – невероятно затратными. Great Eastern так и не совершил запланированный рейс в Австралию, но использовался для прокладки трансатлантических кабелей. Его списали в 1886 году, а разбирали полтора года.

Туннель под Темзой

Совместный проект отца и сына Брюнелей — туннель под Темзой — стал инженерным прорывом. Марк разработал проходческий щит, чтобы вести работы в илистой почве. Строительство было опасным: наводнения, токсичные пары и обрушения угрожали рабочим. В 1829 году Изамбард едва не погиб во время затопления. Но в 1843 году первый в мире речной туннель длиной 396 м был завершен. Изначально предназначенный для конного транспорта, он вскоре стал пешеходной достопримечательностью, а затем частью лондонского метро.

Жизнь Изамбарда оборвалась в 1859 году в возрасте 53 лет. Болезнь почек, стресс и привычка выкуривать десятки сигар в день подорвали его здоровье. Но наследие Брюнеля живет в его творениях, вдохновляя инженеров по всему миру.