В фильме подчёркивается, что связь с умершими носит односторонний характер: живые могут отправлять сообщения (в форме воспоминаний, мыслей или эмоций), но ответа не получают. Это метафорически представлено через гравитационные аномалии и пятое измерение, где время становится физической величиной, но обратная связь невозможна без внешнего вмешательства.
При этом с точки зрения астрофизики, это отражает принцип причинности в общей теории относительности: события за горизонтом событий чёрной дыры не могут повлиять на внешнего наблюдателя, подобно тому как ушедшие не могут вернуться в мир живых.
Следует отметить, что гравитация в фильме действует как сила, способная преодолевать пространство и время, что символизирует непрерывность связи между живыми и умершими. Например, Купер использует гравитацию для передачи сообщений через время, что аналогично тому, как любовь и память о ушедших "пронизывают" измерения.
С научной точки зрения, гравитация — единственное фундаментальное взаимодействие, способное существовать в высших измерениях, что коррелирует с идеей вечности чувств.
В фильме показано, что попадание Купера в тессеракт — это погружение в пространство, где время становится физическим измерением. Здесь каждая секунда прошлого доступна для наблюдения, но не для изменения, что это процесс воспоминаний: мы можем "видеть" моменты с ушедшими, но не можем их вернуть.
С точки зрения физики, тессеракт представляет собой гиперпространственную конструкцию, где время линейно развёрнуто, что символизирует неизменность прошлого и его влияние на настоящее.
Научные термины в фильме применяются как инструмент драматизации утраты.
То есть червоточины и чёрные дыры используются как метафоры перехода между мирами: живых и мёртвых. Например, горизонт событий Гаргантюа символизирует окончательность ухода, но также и возможность сохранения связи через гравитационные эффекты.
Замедление времени (эффект общей теории относительности) на планете Миллер отражает субъективное восприятие горя: для тех, кто остался, время будто останавливается, ушедшие "существуют" в ином временном потоке.
Сцены с видеосообщениями от детей Купера подчёркивая открывают болезненность односторонней коммуникации: они обращаются к отцу, зная, что он не ответит, но это не отменяет важности самих сообщений.
В монологе Брэнд о любви как силе, способной "пересекать измерения", научно обосновывается через концепцию квантовой запутанности, где частицы остаются связанными независимо от расстояния — подобно тому как живые и ушедшие остаются связанными эмоционально. Делая философский вывод о значимости памяти режиссёр показывает нам, что даже если сообщения от ушедших не доходят, сам акт воспоминания со стороны живых придаёт смысл существованию тех, кто ушёл. Это перекликается с идеей квантового бессмертия в многомировой интерпретации: где каждое воспоминание "сохраняет" ушедших в параллельной реальности, а в контексте астрофизики, это аналогично информационному парадоксу чёрных дыр: информация о ушедших не исчезает бесследно, а сохраняется в иной форме, недоступной для прямого наблюдения.
Таким образом, фильм «Интерстеллар» использует научные концепции астрофизики и физики (гравитация, чёрные дыры, тессеракты) для драматизации философской идеи об односторонней связи с ушедшими. Нолан подчёркивает, что, несмотря на невозможность обратной связи, сама память и любовь живых выступают формой гравитационного воздействия на их собственную реальность, придавая смысл как жизни ушедших, так и существованию тех, кто остался. Это грустное, но научно обоснованное напоминание о том, что уход близких не обрывает связь, а трансформирует её в измерение, где время и пространство подчиняются законам вечности.
* При написании настоящей статьи за основну брал научные статьи, обзоры и иные материалы, находящиеся в свободном доступе на просторах сети «Интернет», в том числе из иностранных сайтов.