Так жалею, что не успела посмотреть в Театре на Валентину Талызину. Все собиралась, собиралась и вот… она ушла навсегда.
Осталась только память, ее фильмы, а еще записи интервью с ней. Их можно пересматривать бесконечно.
Для меня Талызина – один из лучших рассказчиков про «закулисную» жизнь. Да, может, она слишком резковато называла какие-то вещи своими именами, вообще не стремилась сгладить углы. Но мне именно это и нравится.
Поэтому думается, что Талызина не обиделась бы на заголовок к этой публикации
Ну а что? Ведь именно так ее, выпускницу ГИТИСА 1958 года, пришедшую в Театр Моссовета, охарактеризовала режиссёр Нина Данкман.
Вот и стала она со своей внешностью играть роли второго плана, социальных героинь, различных комсомолок в пьесах советских драматургов.
Но, правда, та ж Данкман голос Талызиной назвала «дивным». О, как будет помогать карьере Талызиной этот дивный и сразу теперь узнаваемый голос!
За первых шесть лет к Талызиной ни с одним интересным предложением в Театре не подошли. Собственно, у руководителя Юрия Завадского хватало премьерш, с ними хоть бы справиться.
А тут еще Раневская в Моссовет пришла, и, как говорила Талызина, она ее сразу невзлюбила почему-то. А уж если Раневская невзлюбила…
При этом молодую Валентину опекала еще одна прима – Вера Марецкая. Именно она сказала то, что Талызина называла уроком на всю жизнь: «Не рыдать! Нет ролей – сделай стихотворную программу! Главное – всегда быть в тонусе!»
В 1961 году Нина Данкман поставила детский спектакль «Когда часы пробили полночь» и внезапно дала роль Талызиной. Актриса рассказывала, что для своей Маргариты Людоедочки она придумала усики и какую-то «блюмбочку» (ее слова!) на голове. Роль в Театре посчитали удачей и тогда Ирина Анисимова-Вульф ( режиссёр и правая рука Завадского!) взяла Валентина Талызину в спектакль по Достоевскому «Дядюшкин сон».
И не просто взяла, а дала ей главную роль. И не просто роль – а роль красавицы Зинаиды!
Мать Зинаиды играла как раз Раневская. Вообще-то, спектакль ставился именно для Фаины. На Талызину на репетициях сильно не обращали внимания и даже игнорировали.
Роль не шла. Валентина Талызина рассказывала, как она прорывалась от состояния «тумбочки» к своей Зинаиде. Очень ей помогла мысль: «А кого я боюсь?»
Между прочим, урок как «не бояться» Талызиной преподала еще и Любовь Орлова.
Живая легенда позвонила молоденькой актрисе и сказала, что в Театр пошла старушка с настоящими кружевами позапрошлого века. Надо добиться, чтобы эти кружева купили вам на платье!
Талызина стала мямлить, что кто ее послушает, а Орлова как отрезала: «Идите и добейтесь! Если вы актриса и думаете о костюме, то вы добьетесь, чтобы кружева вам купили!»
И опять Талызина подумала: «А кого я боюсь?»
Кружева были куплены Театром, платье было сшито и теперь оно, кстати, в коллекции историка моды Александра Васильева.
Спектакль «Дядюшкин сон» был очень знаменит и его повезли на гастроли в Париж.
После премьеры за кулисы к актерам пришла Эльза Триоле, сестра Лили Брик и жена писателя Луи Арагона. И обратилась к Талызиной со словами: «Я пришла посмотреть на русскую красоту!»
Понимаете! А где та «некрасивая и непородистая» девушка?
Правда, сама Талызина в эту минуту подумала: «Видела б ты меня без грима!» И еще она вспоминала огромную брошку на груди Триоле - бриллианты с бирюзой.
Французские газеты хвалили советский спектакль, а про Талызину писали как о красавице с лебединой шеей, царственными плечами и осиной талией! Партнеры зачитывали и умирали от смеха: «Валька, покажи, где это у тебя!»
Конечно, можно тут рассказать и о фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968). Режиссёр искал некрасивую зануду в очках. Предполагалось, что ее будет играть Алиса Фрейндлих. Но та была в интересном положении и отказалась.
Помните эту приемщицу в фотоателье, которую именно за невзрачность берет замуж герой Евгения Евстигнеева?
Талызина в этом фильме прекрасна! Мне кажется, что она там лучше, чем записная красавица Ирина Скобцева (она там просто прекрасна, как и везде).
И Алиса Фрейндлих недавно в интервью сказала, что так как Валя, она бы никогда не сыграла!
Вот вам и некрасивая. Вот вам и никакая.
Ну и напоследок. Сама Талызина говорила, что с годами она стала выглядеть лучше. «Какая я страшенная и ужасная была на «Зигзаге удачи», а теперь какая – посмотри!»
И утверждала, что в 80 лет она стала еще красивее!
Настоящее наше достояние – Валентина Талызина. Еще раз вспомним ее.
Ставьте классы, если вам нравится публикация и читайте еще:
Популярное: