Повозмущаться мы любим. Далеко ходить не надо – прочтите комментарии под любым моим постом. Значительная часть контента социальных сетей, по всем важным темам - вакцины, политика, экономика, футбол – выражение яростного "фи".
В общем, в интернете опять кто-то неправ.
А почему?
А потому, что возмущаться поступками или поведением других людей приятно. Кажется, что возмущение — негативная эмоция, но это не так. На свете не так уж много вещей, вызывающих наш подлинный, искренний гнев. Значительно чаще негодование выражают с целью морального самолюбования.
Аналогично тому, как люди постят отретушированные фото, чтобы показать свою жизнь с яркой стороны, спор в интернете позволяет продемонстрировать собственную добродетель и высокие моральные принципы.
Возмущение в социальных сетях – стремление возвыситься. Это нормально. Для наших предков статус определял все. Что ты будешь есть, с кем спать и чем заниматься. Сигналы, свидетельствующие «да он крут!» - положительно влияют на выживание.
А так как статусы – игра с нулевой суммой, то чтобы возвысить себя, следует унизить оппонента. Чем более глупым выставишь соперника – тем умнее выглядишь сам. Причем статус повышает унижение даже заурядного человека, несчастную забитую гамму (буллинг в школе часто фокусируется на нескольких слабейших).
Мы переживаем, когда собеседник критикует нас, нашу работу, наше мнение. Не стоит. Практически всегда эти нападки не имеют под собой ничего личного. Не отражают истинного отношения оппонента к предмету спора. Просто наш собеседник хочет возвыситься. Чтобы его похвалили и сказали, какой он умный и все правильно делает.
© Авторский блог Николая Молчанова: кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, популяризатор науки.
Специалист в области управления поведением: на мнение Николая ссылаются Forbes, Коммерсантъ, Psychologies, РБК, Banki.ru, Snob, RB и другие издания.
PwC (ТеДо) признал бестселлеры Николая Молчанова («Стратегия вверх тормашками» и "Человек покупающий и продающий") лучшими деловыми книгами России 2020 и 2022 года.
Ведет самый популярный блог о поведенческой экономике «Психология Маркетинга» – техники влияния, ловушки мышления и приемы психологии для работы и жизни. Подкаст - здесь.
200K+ подписчиков уже в курсе. Не упусти шанс изменить себя к лучшему.