Посмотрел я новый отечественный фильм, и опять про подводников (первым был «Кракен»). Что я могу сказать? Фильм – нормальный. Именно, не плохой, не хороший – нормальный. Смотреть можно? Можно. Картинка красивая? Да, неплохая. Патриотично? Ну, вполне. Интересно? Ну, такое. Буду ли пересматривать? Да ни боже мой!
О том, что шедевра не будет, можно было догадаться, не читая сценария. О чём фильм? В 1962 году Хрущёв поставил задачу: на атомной подводной лодке добраться до Северного полюса и тем самым утереть нос американцам. Ну, подводники и добрались. А потом вернулись назад. На этом, как бы, и вся история!
Сюжет прост, как песня Бузовой. Но, если показывать два часа подряд, как лодка просто бороздит глубины океана, тогда зрители просто разбегутся. Поэтому надо чем-то забить хронометраж, и сценаристы начинают придумывать какие-то мало-мальски интересные плюшки в виде препятствий, мешающих походу. И навешивать их на сценарий, как на новогоднюю ёлку. Такая себе ёлочка получилась, неказистая.
Тут и коварные американцы, пробившие дырку в нашей лодке, и перекосившийся перископ, через который внутрь лодки протекает вода, и отклонение от курса, исправить которое можно лишь с помощью двух взрывов, и несчастные осиротевшие полярники, спешащие на полюс для того, чтобы их забрали с собой подводники.
Да, всё это придумали. И всё это, увы, не очень интересно. Посмотреть разок можно, но по смотрибельности фантастический «Кракен» кладёт патриотичный «Северный полюс» на обе лопатки.
Что бы посоветовал лично я, чтобы исправить ситуацию? Покажите взаимоотношения внутри экипажа, заинтересуйте зрителя. Но предупреждаю: для этого нужен шикарный литературный текст, крылатые выражения, которые потом будет цитировать вся страна, спустя десятилетия… не можете? Так зачем тогда берётесь за то, чего не можете?
Как антипример могу привести разговор командира лодки, которого играет Андрей Мерзликин, с вдовой моряка, ранее служившего на лодке, и умершего от лучевой болезни.
Вдова до их пор скорбит о погибшем муже, и Мерзликин пытается её подбодрить: «Ничего-ничего, вот вернёмся назад, найдёте себе кого-нибудь молодого, красивого…»
На минуточку, он ходил в море с её мужем плечом к плечу, был его боевым товарищем, возможно, даже другом! И тут такую ересь несёт, типа, да найдёшь ты ему замену, ещё и лучше!
Ну, вы понимаете, на каком уровне находятся наши сценаристы?
С вашего позволения, о сюжете больше ни слова.
Давайте поговорим о странностях и недостатках. Я в очередной раз скажу о том, что я не подводник, поэтому режиссёр вместе со сценаристами могут выдохнуть: с матчастью я не знаком и критиковать за неё не стану.
Но за всё остальное высказаться мне никто не помешает.
Нашего командира авторы пытаются изобразить примерным семьянином, но, если проанализировать его поступки, очевидно, что на маленькую дочь ему абсолютно плевать.
Он в очередной раз приходит из рейса и дарит дочке куклу. И дочь уныло плетётся к подоконнику и сажает туда подарок. А на подоконнике… уже сидят четыре точно такие же куклы!
Тут одно из двух: либо командир страдает от провалов в памяти, либо у него отношение к дочери следующее: «Держи и отвали, по подарку – отчитался!»
Вспоминаю, как мой отец возвращался с работы, и иногда приносил в кармане какие-то сюрпризы: то солдатика, то стреляную гильзу, то вообще какую-нибудь чепуху вроде болта с гайкой. Но как же я, маленький, радовался этой чепухе! Это был настоящий сюрприз, и не важно какой! Возможно, современных детей этим не удивишь, но лично мне было достаточно одного внимания!
А потом девочка заказала отцу игрушечного кита. Он купил его, но забыл в приёмной у главкома ВМФ. Ну, забыть-то он мог, немудрено, когда перед тобой такие глобальные задачи ставят. Но ты возьми такси, вернись и вручи ребёнку подарок!
Вместо этого суперотец просто уходит в море.
По возвращении он-таки вручает кита девочке. А девочка ничем не хуже отца: папы не было дома несколько дней, он уходил в дальний и опасный поход, а она не бросается ему на шею, а хватает и обнимает… кита.
Но потом спохватывается, откладывает игрушку и заявляет: кит ей не нужен, ей нужен папа! Ну, и мама!
Так обними отца!!! Режиссёр, скажи ей!!!
Вы понимаете, на каком уровне у нас режиссёры?
Кстати, подводную лодку в фильме называют строго «К-3», хоть у неё вполне себе было название – «Ленинский комсомол». Неудобное название, правда? Ещё покорёжить может кого-нибудь из тех, кто вырос в 90-х по американским учебникам. Поэтому пусть будет исключительно «К-3».
Об этом фильме через год никто не вспомнит, поэтому и расписывать тут особо нечего. Лучше посмотреть «Кракена», о нём забудут не так быстро, года через три.
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Северный полюс» (2025).