Год назад я стал одним из первых, кто с энтузиазмом встретил появление на нашем рынке Tank 300. Брутальный, рамный, с серьезным внедорожным потенциалом и дизайном, который заставлял оборачиваться. За год машина дарила в основном положительные эмоции: уверенность на любой дороге, ощущение надежности и, чего уж там, определенный статус. Пробег составил всего 16 000 километров — можно сказать, обкатка только завершилась.
Но жизненные обстоятельства меняются. Семья стала больше, приоритеты сместились в сторону практичности и экономичности. Идея показалась мне гениальной в своей простоте: сдать почти новый Tank 300 в трейд-ин и, без каких-либо доплат, а может даже с небольшой компенсацией, пересесть на новый, вместительный и простой Haval M6. Ведь мой "Танк" — это почти четырехмиллионная машина, а M6 стоит в районе двух с небольшим. Логика казалась железной. Как же сильно я заблуждался.
Визит к дилеру начался за здравие
Приехав в крупный дилерский центр, я с порога ощутил себя желанным гостем. Менеджер по продажам рассыпался в комплиментах моему автомобилю: "Состояние нового, минимальный пробег, отличный цвет, мы его быстро продадим". Мы детально обсудили Haval M6, который полностью соответствовал моим новым требованиям — большой багажник, просторный салон, понятная конструкция.
Пока я проходил тест-драйв, мой Tank 300 отправился на оценку. Я был абсолютно спокоен, изучал рынок подержанных машин: годовалые "Танки" с подобным пробегом выставлялись на продажу в диапазоне 3,3–3,5 миллиона рублей.
Я понимал, что дилер должен заработать, и мысленно закладывал дисконт в 10-15% от минимальной рыночной цены. Это стандартная практика. Мои расчеты показывали, что оценить машину должны примерно в 2,8–3,0 миллиона. Этого с лихвой хватало на топовый M6 и еще оставалось на страховку и комплект зимней резины.
Холодный душ реальности
Вернувшись после тест-драйва, я сел за стол переговоров с оценщиком. Улыбка с его лица пропала, уступив место деловой серьезности. И тут прозвучала цифра, которая заставила меня усомниться в своем слухе.
"Мы готовы предложить вам за ваш Tank 300... 2 миллиона 150 тысяч рублей".
Я взял паузу, ожидая продолжения шутки, но ее не последовало. Передо мной сидел абсолютно серьезный человек. 2,15 миллиона за годовалый внедорожник в идеальном состоянии, который новым стоит почти в два раза дороже. Это была не просто низкая цена.
Это было откровенно наглое, унизительное предложение. Это была цена базового Haval M6, то есть о сделке "ключ в ключ" не шло и речи. Мне предлагали доплатить за машину, которая классом и стоимостью значительно ниже моей.
Аргументы дилера, которые могут убедить только ребенка
Я, естественно, потребовал объяснений. И полился классический набор аргументов оценщика, который, видимо, рассчитан на совсем несведущего клиента.
- "Высокая потеря стоимости у новых китайских брендов". Да, я согласен, что ликвидность "китайцев" ниже, чем у "японцев" или "немцев". Но потерять почти 50% стоимости за год при таком пробеге? Это уже не рыночная амортизация, это какой-то грабеж. Такие потери не снились даже самым неликвидным премиальным автомобилям.
- "Сложность с реализацией". Мне только что менеджер по продажам говорил, что машина "улетит" за пару дней. На вторичном рынке на них есть устойчивый спрос. Дилер лукавил, причем очень неумело.
- "Затраты на предпродажную подготовку". Какие затраты? Машина на гарантии, в состоянии новой, без единого дефекта. Помыть кузов и пропылесосить салон? Эти "колоссальные" расходы они оценили в полтора миллиона рублей?
- "Мы же даем вам скидку на новую машину". Классическая уловка. "Скидка" на Haval M6 была стандартной, ее мог получить любой клиент с улицы. Они пытались представить стандартную акцию как эксклюзивное предложение в рамках трейд-ин, что является прямым введением в заблуждение.
Почему это происходит на самом деле?
Причина такого поведения проста — жадность и расчет на финансовую безграмотность клиента. Дилер хочет заработать дважды, а то и трижды:
- Максимально дешево выкупить ваш автомобиль. Мой Tank 300 они, без сомнения, выставили бы на продажу за 3,2-3,4 миллиона, положив в карман более миллиона рублей чистой прибыли.
- Продать вам новый автомобиль с максимальной наценкой. Все "скидки" уже заложены в стоимость, а дополнительные услуги и оборудование с лихвой компенсируют любые уступки.
- Продать вам кредитные и страховые продукты. Это еще один важный источник дохода для любого автосалона.
Выводы и совет другим автовладельцам
Я встал и ушел. Эта ситуация стала для меня отличным уроком. Я понял, что трейд-ин для относительно новых и дорогих китайских автомобилей — это ловушка. Дилеры, пользуясь новизной моделей и отсутствием устоявшейся статистики по потере стоимости, пытаются навязать свои, грабительские условия.
Мой совет всем, кто оказался в похожей ситуации: не тратьте время. Продавайте автомобиль самостоятельно. Да, это потребует чуть больше усилий: сделать качественные фотографии, написать объявление, отвечать на звонки и показывать машину. Но разница в деньгах будет колоссальной. В моем случае — это более миллиона рублей.
А вы сталкивались с подобной наглостью дилеров при оценке вашего автомобиля в трейд-ин? Делитесь своими историями в комментариях, давайте обсудим, как не позволить себя обмануть.