Империя Нильфгаард в представлении Северных Королевств — это монолитный образ абсолютного зла, сплочённая орда фанатиков в чёрных доспехах, говорящих на непонятном языке и искренне верящих в то, что они делают благие вещи, разоряя деревни и города. Неудивительно, что у читателя/игрока/зрителя складывается впечатление, будто захватчики с юга — некое вселенское зло, с которым необходимо бороться. Ошибочное впечатление. Нильфгаард — очень сложное государство, пережившее глубочайшую внутреннюю трансформацию. При этом движущей силой большинства этих изменений стал один человек — император Эмгыр вар Эмрейс, известный также как Белое Пламя, Пляшущее на Курганах Врагов. Как известно, такие прозвища не появляются просто так. Правление Эмгыра — не только история покорения Севера, но и радикальных модернизаций внутри государства. Именно они сделали Нильфгаард той державой, которую мы привыкли видеть в книгах и играх.
До Эмгыра империя была классическим государством, раздираемым внутренними противоречиями. Власть старой аристократии, опиравшейся на земельные владения и родовитость, ослабляла централизованное управление. Империя топталась на месте, а её экспансия на Север была вялой и неуверенной.
Эмгыр должен был стать законным правителем государства после своего отца — Фергуса вар Эмрейса. Однако заговор приближенных к престолу привёл к государственному перевороту, жестокому убийству императора и превращению ещё не вставшего на трон юноши в ежа. Никто не думал, что Эмгыр выживет и волей Предназначения окажется мужем цинтрийской принцессы Паветты.
Однако история любит иронию: никем не узнанный изгнанный вар Эмрейс младший, будучи князем государства Севера, готовил собственный кровавый план по возвращению в родную землю. Его изгнали в рамках заговора большой кровью, а после он сполна отплатил обидчикам той же монетой... отнюдь не чеканной.
Эмгыр инсценировал свою смерть, заодно, пусть и ненамеренно, но убив свою супругу. Затем отвоевал корону у узурпатора — истинное имя правителя было вычеркнуто из истории. Далось это ему несложно — самозванный император устанавливал жестокие порядки, карал за любой промах, а в обществе царила несправедливость. Правление же Эмгыра было легальным, оно полностью устраивало знать, так как они планировали манипулировать молодым правителем. Однако наследник вар Эмрейса вернулся в своё государство с позиции силы, и руководить собой он никому не позволил.
Эмгыр знал, что в Нильфгаарде ценится крепкая рука, поэтому одной из первостепенных целей для него стала беспощадная централизация власти — особенно в период между Северными войнами. Он понимал, что старая аристократия, не приносящая пользы — главный тормоз на пути к созданию могущественной, управляемой лично им империи, величайшей машины по покорению Севера. Эмгыр методично ослаблял могущественные династии с бездарными управителями и военачальниками (такие как де Ветты, например), конфискуя их владения и перераспределяя их в пользу короны или лояльных ему «новых» дворян.
На смену родовой знати пришли талантливые выдвиженцы, обязанные своим положением лично императору. Ярчайший пример — Мэнно Коегоорн, блестящий полководец незнатного происхождения. В результате Эмгыр отстранил от командования плохих военачальников, что создало новый класс управленцев, верных лично императору. Однако хорошими полководцами сражения не выигрываются. Нужна превосходная армия.
В целом, когда Эмгыр пришёл к власти, на этом поприще Нильфгаарду уже удалось добиться некоторых успехов. В армии была приличная дисциплина, новый император лишь сделал её справедливей и чуть более гуманной. Что отличало её от вооружённых формирований Севера — у Нильфгаарда было достаточно длительное профессиональное обучение, а солдаты были хорошо экипированы. Крестьяне с вилами — это не про южную империю.
Кроме этого, Нильфгаард отличало постоянство — после прихода к власти Эмгыр проводил размеренную и стабильную политику. Неожиданные манёвры, атаки на союзников и провокации были не в его интересах (хотя теневые игры вроде подкупа чародеев и поставок вооружения и провизии Белкам всё же были). В армии установилась чёткая иерархия, существовала жёсткая цепь командования, ведущая прямиком к императору. Брожения и самоуправство не приветствовались и карались. Кроме того Нильфгаард делал ставку на инновации: развивался инженерный корпус, тактика, разведка и контрразведка. Солдатам же прививалась не просто лояльность, а фанатичная вера в Золотое Солнце и высшую цель по «цивилизационному» объединению Континента. Это тоже выгодно отличало Нильфгаард от своих противников — пока Север выяснял противоречия друг с другом, разбирался с внутренними врагами и открывал охоту на ведьм и нелюдей, общество Юга было более гомогенным.
Для простых солдат этого было достаточно. Однако люди поумней, коих в развитой империи было много, всё же могли задавать вопросы: «А нам точно ли надо захватывать этих варваров?». Пропагандистская машина развернулась и здесь. Эмгыр мастерски переупаковал голый имперский экспансионизм в привлекательную идеологическую обёртку. Его вторжения на Север преподносились не как захват, а как «цивилизаторская миссия». Империя позиционировала себя как носительницу порядка, закона и прогресса, в противовес «варварским» и отсталым обычаям нордлингов. Одновременно с этим складывался и культ личности предводителя — всё же длинное прозвище «Белое Пламя, Пляшущее на Курганах Врагов» не даётся только за красивые глаза. Это дополнительно сплачивало нацию и оправдывало любые жертвы по обе стороны конфликта. Однако резня — не самый привлекательный способ ведения войны для империи. Каждый раз, когда представлялась такая возможность, Нильфгаард предпочитал обзаводиться друзьями-вассалами бескровно разными методами, в основном путём доверительных или родственных отношений между местным правителем и Эмгыром.
Северу вар Эмрейс предлагал покончить с феодальной междоусобицей, хаосом и несправедливостью под сенью сильного, централизованного государства. В одной из концовок «Ведьмак 3» эта стратегия была успешна.
Однако Эмгыр допускал ошибки, и порой весьма существенные. На смену старой аристократии пришла бездушная, но эффективная и столь же жестокая бюрократическая машина. В определённый момент Нильфгаард стал пожирать сам же себя — он не мог существовать без войн, так как вся экономика империи зависела от них, а от ряда крупных проигранных сражений терялся боевой дух чёрных и повышалась мораль у нордлингов. Зачастую Эмгыр сильно недооценивал противников, их живучесть, их жертвенность, их периодическую сплочённость перед лицом общей угрозы, поэтому его наполеоновские планы, как и он сам, становились жертвами заговоров третьих лиц — недобитой аристократии, Купеческой гильдии или чародеев. В одной из концовок третьего «Ведьмака» поражение Нильфгаарда в войне приведёт к новому государственному перевороту и убийству Эмгыра вар Эмрейса.
По итогу бывший заколдованный принц создал самую мощную империю Континента — централизованное, идеологически сплочённое государство с мощными армией и бюрократическим аппаратом, ставшее причиной большинства злоключений главных героев вселенной «Ведьмак». Трагедия Эмгыра в том, что, создав идеальную машину для завоевания, он не смог до конца решить, что делать с миром после победы. Его империя, как и он сам, была заточена на вечную войну. Но несмотря ни на что, Эмгыр навсегда изменил лицо Континента, доказав, что сила может заключаться даже в воле, уме и безжалостной решительности всего лишь одного человека.
Празднуем десятилетие третьей части компьютерной игры и обсуждаем лор вселенной здесь.