Найти в Дзене
Строки фронтовые

Как за 5 дней снесли Выборгский укрепрайон: хитрость саперов, которая решила всё»

Строки фронтовые. Советско-финская зимняя война 1939-1940 гг. "РУДН ПОИСК"
Строки фронтовые. Советско-финская зимняя война 1939-1940 гг. "РУДН ПОИСК"

Несколько дней назад на месте дороги были глубокие сугробы. Не ждали белофинны, что, преодолев непроглядные эти снега, подойдут прямо к Выборгу советские войска и ворвутся в городские предместья.

29 февраля третий батальон достиг правого берега реки, истекающей из озера К., и пошел к станции Н. Начальник. Младший лейтенант Спиридонов с лучшими бойцами двигался впереди части. Он бодрствовал днем и ночью и всегда глядел далеко вперед, проникая в тайны противника, разоблачая его коварство и хитрость.

Перейдя по льду через реку, батальон занял железнодорожную станцию В. И здесь были уничтожены два белофиннских ДОТа. По пятам противника выдвигались красные бойцы. До Выборга оставались считанные километры.

Вечером 29 февраля третий батальон первым подошел к деревне Н. под Выборгом. Противник пытался сжечь деревню. Но натиск Красной Армии стремителен. Только на самом перекрестке дорог горело большое кирпичное здание, тревожным пламенем своим ослепляя дорогу.

Последняя роща перед Выборгом. Приморское шоссе поворачивает в лес и уходит к городу. Готовясь к обороне города, белофинны соорудили пулеметные поля по бокам дороги. Но бойцы пошли в обход. Шли по пояс в снегу. Попадавшиеся на пути и на флангах отряды белофиннов отбрасывались натиском наших бойцов.

«Выборг!»

Бойцы с гранатами в руках подкрадывались к огромным стенам, за которыми сидели белофинские снайперы. У каждого одно желание: «Скорей к Выборгу».

На санках везут раненного бойца. Смельчак пробрался к самому Выборгу и добыл ценные сведения. Он приподнимается на локти, собирая последние силы, и говорит:

«Товарищи танкисты, давай на Выборг. Осталось совсем немного».

Ночь. Красные ракеты бороздят небо. Скрещиваются лучи прожекторов. В лесной чаще перед Выборгом наши бойцы. Ночью во всех подразделениях части читается приказ командира подразделения.

"Благодарим!"

Собрать бойцов в боевой обстановке невозможно. Поздравление напечатано на листке бумаги, и листок передается бойцами из рук в руки.

Старший лейтенант вручает Красное знамя политруку роты Карпенко.

Перед боем краткий митинг. Люди говорят почти шепотом. Противник отсюда в нескольких стах метрах. Карпенко говорит:

На этом знамени написано: «За Родину, за Сталина - вперёд». Мы будем идти только вперёд, и над Выборгом будет развеваться знамя нашей победы.

Ночью начался бой. Бой за последние километры предстоял упорный. Мост на дороге был взорван. В несколько рядов шанцев перед Выборгом гранитные надолбы.

Пространство между рядами надолбов было минировано и казалось непроходимым. Противник открыл шквальный огонь с окраины города.

Надо было расчистить дорогу для танков. Взорвать надолбы, уничтожить мины. Саперы двигались по лесным дорогам впереди пехоты. Саперы били врага его же оружием. Взрывали финские надолбы финскими минами. За саперами шла пехота.

Деревня Н. осталась далеко позади. За лесом Выборг. Последние километры. Последние рубежи. На каждом шагу новая хитрость противника. Саперы взрывают гранитные обелиски, открывают проход для танков. Противник молчит. Но как только танк показывается на месте надолбов, по пристреленному месту открывается жестокий огонь. Дошли. Чистый нетронутый снег. Но под снегом железные колья, спотыкачи, проволочные заграждения. Лощина минирована.

У огромного валуна командный пункт батальона. В темноте, прикрывая шлемом фонарик, капитан Гнатюк и старший лейтенант Решетник отдают распоряжения командирам. Остались последние два километра. Враг упорно сопротивляется. Артиллерийская канонада оглашает рощу. Короткие вспышки пламени, и опять темень. Пулеметная дробь. Словно подбитые птицы падают ветви елей. Разговор в такой обстановке бывает очень короткий. Хочется спросить многое. Но нет времени.

- Как дела?

Решетник тихо отвечает: преодолеваем последние ряды надолбов. Новые минные поля...

Возвращается из разведки младший лейтенант Спиридонов. Доложив обстановку, усталым он ложится спать в одной из окрестных дач. Заходим в дачный домик, принадлежавший, очевидно, одному из богатеев. У выхода над дверью прибита подковка. Хозяин был суеверен и верил в счастье.

Секретарь комсомольского бюро Прусаков снимает подкову, она оказывается резиновой. В подвале взорванной при отступлении бел-финансовой электростанции после боя собрались бойцы. Включили репродуктор, слушали концерт Ленинградского радиокомитета.

Историческая ночь подходит к концу. Едва-едва брезжит заря.

Слышны глухие взрывы. Один за другим уничтожают саперы последние ряды надолбов.

Ал. Исбах, С. Бойцов

Ежедневная красноармейская газета 7-й Армии «БОЕВАЯ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ» №64 (138), 04 марта 1940 г.

Подпишитесь 👍 — вдохновите нас на новые архивные поиски!

© РУДН ПОИСК

При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"

Партнер проекта: Российский Государственный Военный Архив(РГВА)