Всем доброго времен суток, с вами вновь Неоновый Герой. Я познакомился с гангстерской тематикой в 12 лет, когда впервые посмотрел кинофильм "Крёстный отец": несомненно, классику голливудского кино. Как раз же именно в этот момент сыграл я впервые и в Mafia: The city of Lost Heaven - первую часть знаменитой игровой серии. Гангстерская тематика тогда очень сильно увлекла меня. Вслед за "Крёстным отцом" последовали "Славные парни", "Донни Браско", "Казино", "Однажды в Америке", "Лицо со шрамом" и замечательный сериал "Сопрано"; из игр за Mafia последовали The Godfather, Made Man, Scarface: The World is Yours и Reservoir Dogs. Был у меня и приятель, с которым мы вместе приобщались ко всей этой гангстерской тематике. Мы вместе с ним смаковали наиболее запоминающиеся сцены из фильмов и игр, и оба недоумевали, почему в конце Mafia Томми Анджело предал семью Сальери ради каких-то жалких денег из банка. Сознание в подростковом возрасте работает больше на эмоции и на вау-эффекты. Мы не задумываемся о мотивации и причинах главного героя на тот или иной поворот сюжета, нам важно лишь его решение, и, зачастую, грубое решение силы мы наиболее приветствуем, поскольку главные герои большинства гангстерских историй - преступники. Что им стоит чужие человеческие жизни, когда на кону их собственная? Кроме того, преступники тогда, в нашем понимании, были людьми благородными, со своей моралью и принципами: грабить только богатых и не обижать людей на своём районе. Они всего добивались сами, богатея и обманывая "лохов" - подобных персонажей можно встретить как и в голливудских фильмах, не связанных с мафией(например "Сделанный в Америке" или "Волк с Уолл-стрит"), так и среди видеоигр, прямым примером которых служит серия GTA. Но так ли всё обстояло на самом деле?
Голливудские фильмы - оно понятно. Ведь концепция "американской мечты" прямо нам и говорит: неважно, как вы достигли успеха, главное, что вы занимаете ровно такое место, которое заслуживаете! А ради достижения богатства и власти порой отчаянные люди и различного рода авантюристы идут по головам, не жалея ни своих, ни чужих. Притом, практически все режиссёры и сценаристы осуждают образ жизни главного героя, однако аудитория таких фильмов в подавляющем большинстве наоборот - восхваляют логику и мотивацию преступников. И я тоже раньше был среди этой аудитории. Однако, с возрастом, я стал понимать, что мафия и преступники - это вовсе не благородные преступники со своим кодексом чести и предпочитающими грабить богачей, а их богатства раздавать бедным. Мафия - это рвущиеся во власть негодяи, которые пойдут на всё, ради власти и денег. Ну а мне по духу больше теперь старенький сериал "Спрут", где мафия показана, как криминальная структура, оплетающая своими щупальцами все государственные институты и силовые структуры, и только отважный комиссар Каттани в исполнении Микеле Плачидо, теряя родных, близких и друзей, продолжает неравный бой с мафиозными кланами. Впрочем, совсем отказываться от жанра гангстерского кино, я не стал, поскольку в большинстве случаев мораль одна: если ты стал преступником и хочешь лёгкой и богатой жизни - готовься к тому что в один прекрасный день ты потеряешь всё!
В этой связи Mafia: The Old Country - новая часть знаменитой гангстерской игровой серии выглядит ещё одним, но отличным образцом криминальной истории. И я был немало удивлён тому, почему многие обзорщики ругают игру за линейный и банальный сюжет, а также за скучный геймплей и отсутствие открытого мира. Пройдя сюжетку и изучив окружение, в котором происходят события игры, я получил большое удовольствие, сродни просмотру хорошего гангстерского кино(или сериала). Old Country, как несложно догадаться, возвращает нас к началу XX века на историческую родину мафии - Сицилию. В связи с этим, в игре нет хромированных Bolt или шикарных Lassiter, здесь нет широких плащей и автомата "Томпсона" с барабанным магазином под ним, как и нет джаза. Зато есть слегка чарующая и мелахоличная игра на мандолине, а вместо машины и "Томми-Гана" - верный конь и складной нож.
Как и любая часть серии Mafia, The Old Country рассказывает не о мафии, а историю становления главного героя и его связь с мафией. В данном случае это молодой сицилиец Энцо Фавара. История Энцо весьма трагична: его отец продал в детстве Энцо за долги в серную шахту дона Спадаро. Большая часть мальчиков в таких условиях не доживала даже до своего совершеннолетия, однако Энцо - исключение. Его называют Carussu - именно так называли мальчиков-шахтёров, проданных в рабство. Несмотря ни на что, Энцо вместе со своим другом Гаэтано мечтают накопить денег и уехать в Америку. Однако этому не суждено было сбыться: Гаэтано погибает, а Энцо сбегает, попутно порезав лицо местному смотрящему за шахтой по прозвищу Иль Мэрло. Волей случая Энцо попадает на территорию дона Торризи, и люди дона спасают беглого каторжника, дав ему работу и кров. Однако, волей случая, Энцо проявляет себя и,впоследствии, становится одним из самых ценных людей дона Торризи, влюбляется в дочку дона, и, в общем-то, жизнь налаживается. Однако, бизнес дона Торризи - это не просто виноделие, тут и множество преступных дел, включая рэкет, вымогательство и создание фальшивых денег. И в какой-то момент всё катится к чертям, начинается война с кланом Спадаро, а сам Энцо начинает сомневаться в правильности своего пути. Как и в большинстве частей Mafia, в Old Country отлично прописаны персонажи с их мотивацией и характерами, притом как главные, так и антагонисты(вышеупомянутого Иль Мэрло уже на середине сюжета хотелось задушить собственноручно). Кроме того, здесь можно увидеть старых знакомых из других частей Mafia: молодого Лео Галанте и дона Фрэнка Винчи, медвежатника Джузеппе, а также маленького Сэма(его отец Лука играет большую роль в становлении Энцо, как молодого солдата дона Торризи). Сам дон Торризи: умный и в меру спокойный мужчина, однако персонаж ощущается более живым и понятным, чем тот же дон Сальери из ремейка первой части, и на контрасте меняется более выразительно к концу сюжета. Между тем, на фоне сицилийских разборок и криминала начала XX века мы наблюдаем красивую историю любви между Энцо и дочерью дона Изабеллой, чего ещё не было ни в одной части Mafia(ремейк не в счёт, так как отношения Томми и Сары вторичны для сюжета в целом).
Между тем, проходя The Old Country, игрок ловит очень явные отсылки к первой части. У Энцо Фавара и Томми Анджело вообще много общего: оба попали в криминал по обстоятельствам, оба отстаивали честь Семьи в гонках( а Энцо подобное проделал даже два раза) и оба сыграли решающую роль в уничтожении вражеской Семьи. Однако, история стала более реалистичной и менее художественной, а всё потому, что аудитория несколько пресытилась типичными криминальными сюжетами. Да, и открытый мир, за скудность которого игроки ругают Old Country, как и в прошлых частях - не более чем декорация, красивая и добротная, с атмосферой Сицилии XX века. В недостатки данной игры я, пожалуй, запишу лишь только многочисленные схватки на ножах, не потому что мне не зашла подобная механика, а потому что очень часто приходится не к месту, в пылу неплохих перестрелок. В остальном Mafia: The Old Country ощущается как хороший криминальный сериал, где нет положительных героев из основных(за исключением Изабеллы, которая, к слову, в финале станет играбельным персонажем, что для серии Mafia в диковинку). Мотивация и поступки героев вполне логичны, и, скорее всего, именно поэтому к середине повествования игрок понимает, что ничем хорошим дело не закончится.
Подведём итоги. Криминальные драмы считаются хорошими историями, если в них хорошо прописаны персонажи, их мотивация и прослеживается общая мораль: за красивую преступную жизнь придётся заплатить высокую цену. Mafia: the Old Country справляется с этим на все 100 процентов. Как и любое художественное произведение, в Old Country есть свои допущение и гиперболы: из измождённого в тяжёлом физическом труде серной шахты carussu, который раньше и ножа в руках не держал, превращается в эксперта по ножевому бою, которому сам чёрт не страшен. Тем не менее, история Mafia: the Old Country вновь напоминает нам о том, как легко можно зайти в криминал, а выйти оттуда - практически невозможно. Жестокая драма, как ради богатства и власти власть имущие не жалеют никого и им чужды такие эмоции, как любовь и дружба, зато правят балом пороки человеческие, такие как алчность, гордость и зависть. Именно зависть к Энцо и заставляет его лучшего друга Чезаре в финале сделать выбор не в пользу дружбы. И вместе с тем, показывает, как криминал унитожает всё хорошее и доброе, что есть в человеке. Всем любителям криминальных игр с драматичным сюжетом, я однозначно рекомендую оценить новую часть Mafia.