Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
В начале 70-х годов XX века кинорежиссёр Леонид Быков загорелся идеей создания киноленты о буднях лётчиков-истребителей времён Второй мировой войны. В основу сюжета легли подлинные истории и судьбы отважных воздушных бойцов. Быков не только занял режиссёрское кресло, но и исполнил главную роль – командира эскадрильи Титаренко. На роль Макарыча, его верного авиамеханика, он пригласил актёра Алексея Смирнова.
Однако худсовет встретил это предложение в штыки. Члены комиссии сомневались в способности Смирнова воплотить драматический образ, напоминая о его комедийной роли Феди в "Операции "Ы" и опасаясь, что зрители не воспримут его всерьёз. Но Быков твёрдо стоял на своём, утверждая, что никого другого в этой роли не видит.
В итоге худсовет сдался, переложив всю ответственность за принятое решение на плечи режиссёра.
В 1974 году на экраны вышел фильм "В бой идут одни "старики", собравший у экранов 44,3 миллиона зрителей. Картина заняла четвёртое место по кассовым сборам в том году, но её истинная ценность заключалась не в этом. Фильм Леонида Быкова стал настоящей классикой, одним из самых пронзительных и правдивых произведений кинематографа о Великой Отечественной войне. А образ Макарыча, блестяще воплощённый Алексеем Смирновым, завоевал сердца зрителей разных поколений, став близким и понятным и ветеранам, и их потомкам.
Актёр считал эту роль, одну из немногих драматических в своей фильмографии, вершиной своей карьеры и с горечью осознавал, что судьба свела его с "его режиссёром" слишком поздно.
Прежде чем началась война, Алексей Смирнов предстал на сцене театра в образе Чёрного Орла
Многие, кто видел Смирнова в амплуа задушевного механика-фронтовика, не догадывались, что его военный опыт был подлинным.
Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской области, в семье Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых. В 20-е годы семья переехала в Ленинград. После преждевременной кончины отца Анна Ивановна воспитывала двоих сыновей: Алексея и Аркадия.
Ещё в юности Алексей увлёкся театром, посещая драмкружок, а позже поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. До начала войны он успел сыграть единственную роль в театре — Чёрного Орла в оперетте "Роз-Мари".
В октябре 1940 года 20-летний артист был призван на срочную службу в ряды Красной Армии, которая продлилась дольше, чем ожидалось.
В наградном листе к медали "За отвагу" говорится:
18 июля 1943 года в бою за станцию Еленск заменил выбывшего из строя миномётчика, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов вражеской пехоты.
После завершения войны Смирнов неохотно вспоминал о своих подвигах на фронте, ограничиваясь общими фразами. Лишь спустя много лет после его смерти журналисты обнаружили наградные документы Алексея Смирнова, а также фотографии военных лет.
На этих кадрах будущая звезда комедий выглядел совсем иначе — бравый солдат с трофейным немецким пулемётом и робкой улыбкой совсем не соответствовал киношным образам, которые ему предстояло воплотить позднее.
Настоящий герой
Алексей Смирнов, командовавший огневым взводом в составе 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской дивизии прорыва, носившей имена Житомирской и Краснознамённой и удостоенной ордена Ленина, проявлял исключительную храбрость в сражениях с врагом.
В ходе прорыва немецкой обороны у Онацковцев 4 марта 1944 года его взвод ликвидировал миномётную позицию, пулемётное гнездо и уничтожил около 30 солдат неприятеля. После освобождения Онацковцев взвод продолжил наступление и 9 марта взял Староконстантинов, уничтожив при этом два пулемёта, 75-мм орудие и около 35 немецких солдат. За проявленную отвагу Смирнову вручили орден Красной Звезды.
Он неоднократно проводил разведывательные операции в тылу противника, добывая важную информацию и захватывая пленных.
В наградном листе к ордену Славы II степени сказано: "17 января 1945 года у Посташевице группа автоматчиков из засады открыла огонь по машинам батареи, заблокировав движение. Товарищ Смирнов с тремя бойцами атаковал врага, лично ликвидировав троих и взяв в плен двоих. Это позволило батарее продолжить путь. 22 января 1945 года, под вражеским огнём, он, рискуя жизнью, переправил миномёт через Одер, уничтожив огнём две пулемётные точки и до 20 солдат противника".
Смирнов не дошёл до Берлина, получив тяжёлую контузию в конце войны. После лечения он был комиссован. За время службы он был награждён 11 боевыми наградами.
Алексей Макарович был весельчаком на экране, но мечтал о другом
Адаптация к мирной жизни оказалась непростой задачей. Полученные ранения и контузии лишили Смирнова возможности отцовства, что существенно осложнило его личную жизнь. Гибель брата Аркадия на фронте спровоцировала развитие психического расстройства у матери Алексея Смирнова.
Он возобновил службу в Ленинградском театре музыкальной комедии, где преимущественно участвовал в массовых сценах. Кинокарьера не складывалась, финансовое положение было крайне тяжёлым. Уход за матерью в дополнение к работе в театре стал аргументом для режиссёров, чтобы не предлагать Смирнову ролей значительнее эпизодических.
Согласно свидетельствам, о боевом прошлом Алексея Смирнова коллеги по театру узнали только в середине 1950-х, когда во время гастролей в Капустином Яру его пригласил на торжественный приём маршал Жуков. Маршал не был знаком с творческими достижениями Смирнова, его интересовал герой войны, которого он знал по фронту.
Вероятно, эта встреча оказала влияние на карьеру актёра. Ему стали чаще предлагать комедийные роли второго плана, где режиссёры активно использовали его крупное телосложение и наивное выражение лица.
Зрители полюбили Смирнова: он естественно смотрелся в этих амплуа. Однако сам актёр испытывал неудовлетворение от этого успеха, мечтая о драматических ролях.
В постановке "Табачного капитана" по пьесе Николая Адуева Смирнову впервые довелось сыграть роль с драматическим оттенком – царя Петра I.
Роль Феди сыграла с актёром злую шутку
Актёрская карьера Алексея Смирнова началась в конце пятидесятых годов. Режиссёры, прежде всего, видели в нём типаж комедийного персонажа, эксплуатируя его выразительную внешность. В 1961 году он ярко проявил себя в роли матроса Кныша в комедийной киноленте "Полосатый рейс", сразу же запомнившись публике.
Спустя пару лет Смирнов мастерски воплотил образ гангстера Билла Дрисколла в новелле "Вождь краснокожих", которая вошла в состав фильма Леонида Гайдая "Деловые люди".
Картина имела оглушительный успех, а крылатая фраза о стремлении добежать до канадской границы прочно закрепилась в народной речи.
В 1965 году Смирнов вновь сотрудничает с Гайдаем в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Эта комедия, ставшая классикой советского кинематографа, во многом предопределила дальнейшую судьбу актёра, а также его коллеги Александра Демьяненко. За Смирновым навсегда закрепился образ пьяницы Феди, а за Демьяненко – образ вечного студента Шурика.
Впоследствии режиссеры настойчиво предлагали Смирнову роли, схожие с Федей, что вызывало у него досаду.
В реальной жизни Смирнов был совершенно не похож на своих экранных персонажей. Близкие знали его как скромного, чувствительного человека, испытывающего робость перед женщинами, увлекающегося японской поэзией, резьбой по дереву и коллекционированием насекомых.
Многие не догадывались о его вокальном таланте. В театре музыкальной комедии ему советовали развивать свой прекрасный грудной бас. Эксперты утверждали, что таких уникальных голосов, как у Смирнова, в стране единицы. Однако этот дар остался в тени его комедийных ролей.
При этом Смирнов не тяготился своей популярностью, ему нравилось общаться со зрителями и ощущать их признание. Обретя известность, он любил проводить время в гостиничном холле во время гастролей, радуясь тому, что его узнают.
Алексей Смирнов был очень доволен образом, воплощённым в фильме Леонида Быкова
В 1968 году актёру Алексею Смирнову выпала возможность сыграть необычную для него драматическую роль в киноленте "Разведчики". Его персонаж жертвует собой, обеспечивая отступление сослуживцев. Вместе со Смирновым в этом фильме снимался Леонид Быков, с которым они ранее уже сотрудничали в комедийной картине "Зайчик". Во время создания "Разведчиков" Быков, ставший близким другом Смирнова, осознал, что огромный потенциал актёра как драматического артиста остаётся нереализованным.
Зная о боевом прошлом Алексея Смирнова, Быков был убеждён, что именно он идеально подходит для воплощения образа механика Макарыча.
Режиссёр не ошибся в своём выборе: человек, прошедший сквозь войну, сумел добавить самые искренние и трогательные детали. Например, сцена, где механик незаметно осеняет крестом хвостовую часть самолёта командира эскадрильи, была придумана самим Смирновым.
В этой роли актёр как бы заново проживал свою военную юность, выражая уважение погибшим друзьям прямо с экрана.
Алексей Макарович пережил друга менее чем на месяц
Алексей Смирнов грезил о глубоких, полных драматизма образах на экране, однако повторить успех в глазах других режиссёров ему не удавалось, заманчивых предложений не поступало. Тяжёлым бременем на плечи актёра легли и ухудшающиеся проблемы со здоровьем. Именно по этой причине он не смог принять участие в съёмках следующей военной драмы Леонида Быкова, известной как "Аты-баты, шли солдаты..."
В конце 1978 года Смирнов пережил серьёзный сердечный приступ, за которым последовало продолжительное восстановление в больнице. В это время его навестил Леонид Быков, стремясь морально поддержать товарища и рассказывая о перспективах будущих совместных работ. Прощаясь, он произнёс ставшую крылатой фразу из их совместного фильма "В бой идут одни старики":
Будем жить, Макарыч, будем жить!
Эта встреча произошла 25 марта 1979 года, а уже 11 апреля того же года Леонид Быков трагически погиб в автомобильной аварии.
Весть о кончине близкого человека оказалась роковым известием для Алексея Смирнова. Седьмого мая 1979 года его жизнь оборвалась из-за разрыва сердца. Ему было всего 59 лет.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу о судьбе актёра Сергея Александровича Подгорного, исполнителя роли "Смуглянки" в фильме "В бой идут одни "старики".
Подписывайтесь также на мой второй канал, "Лунный Буржуй", где я рассказываю о космосе во всех его проявлениях: космические полёты, истории легендарных космонавтов, наблюдения за инопланетянами, вымышленные фантастические миры и так далее. Заодно пишу о паранормальных явлениях.
Возможно, вас также заинтересует:
До новых встреч!