Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Фильм Леонида Быкова “В бой идут одни “старики”, основанный на воспоминаниях советских лётчиков, по праву занимает одно из первых мест среди лучших советских кинолент о Великой Отечественной войне.
В этой статье я расскажу, как создавалось великое кино. Помимо известных фактов, многократно освещённых в различных источниках, вы встретите и малоизвестные. Приятного чтения!
“С чего всё началось?”
Идея создания этого фильма посетила Леонида Быкова задолго до начала съёмок. Во время войны Леонид Фёдорович мечтал стать лётчиком, однако его не приняли в лётное училище из-за небольшого роста.
В 1943 году ему хоть и удалось поступить на курсы пилотов в школу в Ойрот-Туре (сейчас это Горно-Алтайск), вскоре его отчислили, сославшись на “маленький рост и заниженный возраст” (на тот момент Быкову было пятнадцать лет).
В 1945 году Быков всё же поступил во 2-ю спецшколу для лётчиков в Ленинграде. Правда, проучился он всего месяц, поскольку ввиду окончания войны школу расформировали.
Тем не менее, любовь и уважение к людям героической профессии продолжила жить в его сердце.
“Актёр не может быть режиссёром?”
На ленинградской студии “Ленфильм”, где работал Леонид Фёдорович, искали режиссёра для экранизации повести Владимира Кунина “Хроника пикирующего бомбардировщика”. Быков выдвинул свою кандидатуру и уж было приступил к работе над сценарием, как вдруг проект передали Науму Бирману.
Дескать: “Товарищ Быков, вы талантливый актёр, однако до режиссёра вы пока не дотягиваете”.
В начале семидесятых, когда Быков переехал из Ленинграда в Киев, он решил снять свой первый фильм на киностудии имени Довженко, посвящённый военным лётчикам.
“Настоящие герои – среди нас!”
В сотрудничестве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким Леонид Быков написал сценарий, основанный на реальных событиях.
В частности, под именем командира 2-й эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка, капитана Титаренко, также известного как “Маэстро”, скрывался Герой Советского Союза Виталий Попков.
В годы войны он служил в знаменитом 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, который возглавлял Василий Сталин.
Эскадрилья получила название “поющая”, так как в её составе был свой хор (в качестве дирижёра выступал Виталий Попков, использовавший трофейную трубу), а два самолёта были подарены фронту оркестром Утёсова. Интересно также, что один из летательных аппаратов имел надпись “Весёлые ребята”.
Полк Василия Сталина дошёл до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолётов – 744. В его рядах состояли 27 Героев Советского Союза, 14 из которых служили непосредственно под командованием Маэстро.
После войны Виталий Попков был удостоен бюста в Москве за свою героическую службу, став дважды Героем.
“А не спеть ли нам песню?”
Впрочем, если говорить более точно, капитан Титаренко является собирательным образом. Помимо Попкова, его прототипами были Герой Советского Союза Иван Лавейкин и Дмитрий Титоренко (он же ведомый Ивана Кожедуба).
Когда Быков работал над сценарием, он старался максимально придерживаться реальных событий.
Да, некоторые моменты он обыграл на свой лад, но в целом исправлений было немного. К примеру, Леонид Фёдорович добавил в сюжет персонажа с позывным “Кузнечик”.
В действительности же именно Попков выполнял низкие виражи над аэродромом на глазах у девушек, за что командир его наказал, запретив ему вылеты на месяц.
“Так ведь и было…”
Основная часть из того, что мы наблюдаем в фильме, соответствует фактам.
- Например, в картину вошла история любви узбекского Ромео (фамилия реального лётчика была Марнсаев) и русской Джульетты, а вместе с тем – их трагическая судьба: девушка рассталась с жизнью во время бомбёжки столовой, а Ромео погиб в одном из сражений.
- Привычка механика крестить самолёты в преддверии боя и впрямь имела место быть.
- Маэстро действительно был задержан боевыми товарищами (чтобы подтвердить свою принадлежность к Красной Армии, ему пришлось ударить одного из них по лицу), и так далее…
“Сценарий достоин экранизации!”
После отправки готового сценария на рассмотрение пришёл неожиданный ответ: материал сочли “негероическим”.
Высокопоставленные цензоры выразили недовольство тем, что советские лётчики в некоторых сценах представлены как комические персонажи. В конечном итоге Быкову запретили ставить фильм.
К счастью, Леонид Фёдорович не растерялся. Чтобы опровергнуть критику, он начал “обкатывать” сценарий на сцене.
Чтение отдельных фрагментов сценария в различных городах Советского Союза вызвало такой восторг у зрителей, что у цензоров больше не осталось сомнений в ценности произведения.
Сценарий активно принялись отстаивать пережившие войну люди. В частности, 14 ноября 1972 года начальник штаба войсковой части 55127, полковник Лезжов, отправил письмо на киностудию Довженко, в котором отметил, что прочитанный им сценарий является честным рассказом о войне и о людях, добившихся победы.
“Без Алексея Смирнова фильму не бывать!”
20 февраля 1973 года начался подготовительный этап съёмок фильма, причём Быков столкнулся с несколькими трудностями.
Одной из них стало утверждение на роль механика Макарыча ленинградского актёра Алексея Смирнова.
Он был известен широкой публике в основном как комедийный актёр, а Быков хотел, чтобы он сыграл фронтовика.
Узнав об этом, представители киноиндустрии выразили резкое недовольство: “Ни в коем случае! У него же глупое лицо!”.
Однако, когда Быков заявил, что снимет фильм только со Смирновым, и объяснил, что “актёр с глупым лицом” – это настоящий фронтовик, который вернулся с войны почти полным кавалером Орденов славы, сопротивление чиновников было преодолено.
Интересно, что Быков дал персонажу то же отчество, которое на самом деле носил Смирнов – Макарыч.
“Я вам верю…”
Маршал авиации, легендарный лётчик Александр Покрышкин, оказал значительную помощь в создании фильма.
Когда Быков обратился к нему с просьбой предоставить настоящие самолёты времён войны для съёмок, маршал сначала отнёсся к этой просьбе с недоверием. В те годы выходило много посредственных фильмов о войне, поэтому он сомневался в потенциале Быкова “создать что-то достойное”.
Александр Иванович попросил оставить ему сценарий на несколько дней, чтобы ознакомиться с материалом. Однако несколько дней не потребовалось: всего за одну ночь Покрышкин прочитал сценарий, после чего приказал выделить для кинематографистов не один или два, а целых пять самолётов – четыре “Як-18” и чехословацкий “Z-326”, который выглядел как “Мессершмит-109”.
Самолёты были доставлены на киевский аэродром “Чайка”, где их перекрасили и придали им фронтовой облик.
“Проявим плёнку – увидим!”
Съёмки фильма стартовали 22 мая на студии Довженко, где были построены декорации “блиндаж КП” и “блиндаж комбата”. Позже процесс переместился на открытые площадки: под конец мая начались съёмки воздушных боёв, в которых участвовали “яки” и “мессеры”.
Оператор Виталь Кондратьев, принимавший участие в тех съёмках, поделился своими воспоминаниями:
Для удобства проведения воздушных съёмок я разработал уникальное устройство, которое устанавливалось между первой и второй кабинами, что позволяло снимать крупные планы во время полёта. Быков одобрил моё изобретение и сразу же решил первым подняться в воздух, чтобы протестировать его. Пилот выполнял в небе фигурные элементы, такие как “бочки” и “мёртвые петли”, а Леонид Фёдорович включал камеру, нажимал на кнопку спуска и кричал в объектив: “Серёга, прикрой! Я атакую!”. После нескольких дублей самолёт возвращался на землю, я менял кассету с плёнкой, и машина снова взмывала в небо. В конце съёмочного дня Быков буквально вывалился из самолёта и приземлился на зелёную траву аэродрома. “Ну как, удалось?”- спросил я, подходя к нему, и услышал в ответ: “Проявим плёнку – увидим!
“Ноты и скрипичный ключ”
В начале июня начались съёмки эпизодов “на аэродроме”. Быков, не любивший работать с дублёрами, старательно выполнял все трюки самостоятельно.
За время работы над картиной он довольно неплохо научился управлять самолётами. Хотя в воздух он их не поднимал, ему удавалось в одиночку запускать двигатели и рулить по территории аэродрома.
Конечно, без курьёзов не обходилось. Однажды Леонид Фёдорович не смог правильно рассчитать курс, и правое колесо угодило в яму, образовавшуюся от пиротехнического взрыва. Самолёт наклонился носом вниз, лопасти пропеллера отлетели, а заднее колесо отломалось вместе со стоечной частью. У Быкова на лбу выскочила здоровенная шишка, но его больше расстроило не это.
Произошла авария на том самом самолёте, на борту которого были изображены ноты и скрипичный ключ.
Поскольку транспортировка летательного аппарата в Киев для ремонта затянула бы процесс, было принято решение восстановить его на месте собственными силами. Благо, предусмотрительный механик привёз с собой из Киева несколько запасных лопастей, которые сразу же установили на повреждённый самолёт.
Однако для заднего шасси требовалась сварка. В этой ситуации взялся за дело оператор Виталь Кондратьев. Он положил повреждённую деталь в багажник своего автомобиля и отправился в Чернигов, на станцию юных техников, где у него были знакомые.
Правда, когда он туда приехал, оказалось, что никого нет. Оператору пришлось “выслеживать” мастеров по домам. Узнав, что он работает с Быковым над фильмом "о лётчиках на фронте", специалисты охотно согласились помочь. Они заварили стойку, и уже на следующее утро самолёт был готов к вылету.
“Сергей Подгорный – восходящая звезда!”
Вскоре после этого произошло новое чрезвычайное происшествие: актёр Анатолий Матешко, исполнитель роли Смуглянки, решил покинуть проект ради главной роли в другом фильме.
Из воспоминаний В. Кондратьева:
Я помню, как в то утро встретил Быкова в буфете. Он выглядел расстроенным и сжимал в руке какую-то бумагу. Увидев мой удивлённый взгляд, он протянул мне телеграмму из киностудии: “Срочно отправьте в Киев Матешко”. Что ж, пришлось ехать на съёмочную площадку. Как раз в это время ассистент режиссёра привёз из Киева группу молодых студентов театрального института – “желторотиков”, только что завершивших первый курс. Их познакомили с Быковым, который, внимательно осмотрев молодых актёров профессиональным взглядом, обратил внимание на девятнадцатилетнего парня по имени Серёжа Подгорный…
“Боль не спрятать…”
Тем временем до завершения съёмок оставался всего месяц, а 8-10 сентября уже проходили съёмки финальной сцены: Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу двух лётчиц, одной из которых была невеста их боевого товарища Ромео.
Завершающий кадр, когда Маэстро и Макарыч сидят на могиле Маши и Зои, был снят во время проб к фильму.
Помните, как Макарыч едва сдерживал слёзы в разговоре с Маэстро? Это было чистой импровизацией.
Когда снимали данный эпизод, Алексей Смирнов схватился за сердце, и его забрала “скорая помощь”. Спустя несколько дней, когда актёр вновь вернулся к работе, он заявил: “Я не выдержу ещё одного такого – просто умру”.
Леонид Быков решил включить отснятый материал в фильм, и он стал финальным штрихом в повествовании о “поющей” эскадрилье.
“Созидает только любовь!”
В середине сентября команда переехала на киностудию имени Довженко, чтобы снять сцены в павильонах. В период с 20 по 24 сентября проходила съёмка в декорациях “столовой”: Кузнечик, блестяще справившись с “мессером” на глазах своей эскадрильи, входит в помещение, где его торжественно встречают товарищи.
В те же дни был снят ещё один “столовый” эпизод, в котором лётчики из “второй поющей” поминают погибшего Виктора Щедронова (он же Смуглянка).
В течение следующих нескольких дней были отсняты сцены в декорациях, таких как “хата девчат”, “палатка” и “хата 2-й эскадрильи”. Одновременно проводились съёмки воздушных сражений.
Съёмки картины завершились в середине октября, после чего начался процесс монтажа, который продолжался до 6 декабря. Однако, согласно воспоминаниям дочери Леонида Быкова, итоговый фильм стал лишь небольшой частью изначальной задумки: планировались совершенно иные съёмки, другая техника и другие актёры.
Это должен был быть красивый цветной фильм о любви, который бы передавал мысль о том, что “Ненависть разрушает! Созидает только любовь!”.
“Не зная броду, не суйся в воду…”
Через шесть дней после завершения работы над фильмом он был без каких-либо правок принят на студии, а 27 декабря состоялась его сдача в Госкино Украины. На этом мероприятии присутствовали не только высокопоставленные представители украинского кинематографа, но и те, о ком, собственно, шла речь в фильме – лётчики-фронтовики.
Среди них был именитый советский ас, трижды Герой Советского Союза, который сбил 59 фашистских самолётов за время 156 воздушных боёв, – Александр Иванович Покрышкин. Фильм произвёл на него огромное впечатление: когда в зале включили свет, всем стало заметно, что на глазах Александра Ивановича блестят слёзы.
Виталий Иванович Попков, разумеется, тоже ознакомился с кинокартиной. Вот что он рассказывал по этому поводу:
Я находился по служебным делам в Киеве и решил позвонить Леониду Быкову. Вместе мы направились в Министерство культуры Украины, где посмотрели фильм. Министр был твёрд в своей позиции: он задавал вопросы касательно фильма, подчёркивая, что в нём люди гибнут под радостные песни. Потом он заявил, что такого не могло быть на фронте. Я спросил его, был ли он сам на линии фронта. Чиновник ответил, что не был, но имеет представление о происходящем. Тогда я рассказал ему о том, что летал на одном из двух самолётов, приобретённых на деньги Утёсова и переданных нашему полку. Я упомянул, как Леонид Осипович и его музыканты приезжали к нам на аэродром, и как мы там играли и пели. Возможно, на него оказали сильное впечатление не только мои слова, но и генеральские эполеты вместе с двумя Звёздами Героя…
“А нужны ли ещё премиальные?”
Во многом благодаря положительным отзывам ветеранов войны, которым удалось посмотреть фильм до его официального релиза, Госкино СССР приняло решение наградить создателей картины. 6 февраля был подписан приказ о выплате денежного вознаграждения.
Это решение было обоснованным, поскольку фильм сняли со значительной экономией: из выделенных на него средств в размере 381 тысячи рублей было использовано 325 тысяч. В числе награждённых оказалось 39 человек.
Особое внимание на церемонии награждения уделили режиссёру Леониду Быкову, которому, помимо выплаченной премии в 200 рублей, было присвоено звание “режиссёра-постановщика 1-й категории”, в то время как актёры Алексей Смирнов, Владимир Талашко и Сергей Иванов получили по 50 премиальных рублей.
В дальнейшем руководство киностудии имени Довженко сочтёт премиальные для создателей картины недостаточными и будет обращаться в Госкино СССР с просьбой увеличить гонорар Леонида Быкова, Евгения Оноприенко и Александра Сацкого, как авторов сценария, с шести тысяч до максимальных восьми тысяч рублей.
Данная инициатива успехом не увенчается: в Госкино решат, что “работа коллектива уже достаточно вознаграждена, и увеличение гонорара не имеет смысла”. При этом стоит отметить, что всего через несколько месяцев фильм “В бой идут одни “старики” получит множество наград на различных кинофестивалях и принесёт доход в сотни миллионов рублей.
“В заключение”
Выход фильма на широкий экран состоялся 12 августа 1974 года. К концу того же года он привлёк 44 миллиона 300 тысяч зрителей, заняв четвёртое место по посещаемости.
Это стало серьёзной неожиданностью, поскольку к тому времени ленты о Великой Отечественной войне практически не демонстрировали подобного успеха в прокате.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, расскажу, как снимали фильм "Офицеры".
Подписывайтесь также на канал в Telegram.
Если вам по нраву те материалы, которые я размещаю на канале, вы можете поблагодарить меня донатом.
Предлагайте темы для статей в комментариях. До новых встреч!