Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Как снимали фильм "В бой идут одни "старики": интересные факты, включая малоизвестные, и фотографии со съёмок

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера". Фильм Леонида Быкова “В бой идут одни “старики”, основанный на воспоминаниях советских лётчиков, по праву занимает одно из первых мест среди лучших советских кинолент о Великой Отечественной войне. В этой статье я расскажу, как создавалось великое кино. Помимо известных фактов, многократно освещённых в различных источниках, вы встретите и малоизвестные. Приятного чтения! Идея создания этого фильма посетила Леонида Быкова задолго до начала съёмок. Во время войны Леонид Фёдорович мечтал стать лётчиком, однако его не приняли в лётное училище из-за небольшого роста. В 1943 году ему хоть и удалось поступить на курсы пилотов в школу в Ойрот-Туре (сейчас это Горно-Алтайск), вскоре его отчислили, сославшись на “маленький рост и заниженный возраст” (на тот момент Быкову было пятнадцать лет). В 1945 году Быков всё же поступил во 2-ю спецшколу для лётчиков в Ленинграде. Правда, проучился он всего месяц, поскольку ввиду оконча
Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Фильм Леонида Быкова “В бой идут одни “старики”, основанный на воспоминаниях советских лётчиков, по праву занимает одно из первых мест среди лучших советских кинолент о Великой Отечественной войне.

В этой статье я расскажу, как создавалось великое кино. Помимо известных фактов, многократно освещённых в различных источниках, вы встретите и малоизвестные. Приятного чтения!

“С чего всё началось?”

-2

Идея создания этого фильма посетила Леонида Быкова задолго до начала съёмок. Во время войны Леонид Фёдорович мечтал стать лётчиком, однако его не приняли в лётное училище из-за небольшого роста.

В 1943 году ему хоть и удалось поступить на курсы пилотов в школу в Ойрот-Туре (сейчас это Горно-Алтайск), вскоре его отчислили, сославшись на “маленький рост и заниженный возраст” (на тот момент Быкову было пятнадцать лет).

В 1945 году Быков всё же поступил во 2-ю спецшколу для лётчиков в Ленинграде. Правда, проучился он всего месяц, поскольку ввиду окончания войны школу расформировали.

Тем не менее, любовь и уважение к людям героической профессии продолжила жить в его сердце.

“Актёр не может быть режиссёром?”

-3

На ленинградской студии “Ленфильм”, где работал Леонид Фёдорович, искали режиссёра для экранизации повести Владимира Кунина “Хроника пикирующего бомбардировщика”. Быков выдвинул свою кандидатуру и уж было приступил к работе над сценарием, как вдруг проект передали Науму Бирману.

Дескать: “Товарищ Быков, вы талантливый актёр, однако до режиссёра вы пока не дотягиваете”.

В начале семидесятых, когда Быков переехал из Ленинграда в Киев, он решил снять свой первый фильм на киностудии имени Довженко, посвящённый военным лётчикам.

“Настоящие герои – среди нас!”

-4

В сотрудничестве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким Леонид Быков написал сценарий, основанный на реальных событиях.

В частности, под именем командира 2-й эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка, капитана Титаренко, также известного как “Маэстро”, скрывался Герой Советского Союза Виталий Попков.

В годы войны он служил в знаменитом 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, который возглавлял Василий Сталин.

Эскадрилья получила название “поющая”, так как в её составе был свой хор (в качестве дирижёра выступал Виталий Попков, использовавший трофейную трубу), а два самолёта были подарены фронту оркестром Утёсова. Интересно также, что один из летательных аппаратов имел надпись “Весёлые ребята”.

Полк Василия Сталина дошёл до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолётов – 744. В его рядах состояли 27 Героев Советского Союза, 14 из которых служили непосредственно под командованием Маэстро.

После войны Виталий Попков был удостоен бюста в Москве за свою героическую службу, став дважды Героем.

“А не спеть ли нам песню?”

-5

Впрочем, если говорить более точно, капитан Титаренко является собирательным образом. Помимо Попкова, его прототипами были Герой Советского Союза Иван Лавейкин и Дмитрий Титоренко (он же ведомый Ивана Кожедуба).

Когда Быков работал над сценарием, он старался максимально придерживаться реальных событий.

Да, некоторые моменты он обыграл на свой лад, но в целом исправлений было немного. К примеру, Леонид Фёдорович добавил в сюжет персонажа с позывным “Кузнечик”.

В действительности же именно Попков выполнял низкие виражи над аэродромом на глазах у девушек, за что командир его наказал, запретив ему вылеты на месяц.

“Так ведь и было…”

-6

Основная часть из того, что мы наблюдаем в фильме, соответствует фактам.

  • Например, в картину вошла история любви узбекского Ромео (фамилия реального лётчика была Марнсаев) и русской Джульетты, а вместе с тем – их трагическая судьба: девушка рассталась с жизнью во время бомбёжки столовой, а Ромео погиб в одном из сражений.
-7
  • Привычка механика крестить самолёты в преддверии боя и впрямь имела место быть.
-8
  • Маэстро действительно был задержан боевыми товарищами (чтобы подтвердить свою принадлежность к Красной Армии, ему пришлось ударить одного из них по лицу), и так далее…

“Сценарий достоин экранизации!”

-9

После отправки готового сценария на рассмотрение пришёл неожиданный ответ: материал сочли “негероическим”.

Высокопоставленные цензоры выразили недовольство тем, что советские лётчики в некоторых сценах представлены как комические персонажи. В конечном итоге Быкову запретили ставить фильм.

К счастью, Леонид Фёдорович не растерялся. Чтобы опровергнуть критику, он начал “обкатывать” сценарий на сцене.

Чтение отдельных фрагментов сценария в различных городах Советского Союза вызвало такой восторг у зрителей, что у цензоров больше не осталось сомнений в ценности произведения.

Сценарий активно принялись отстаивать пережившие войну люди. В частности, 14 ноября 1972 года начальник штаба войсковой части 55127, полковник Лезжов, отправил письмо на киностудию Довженко, в котором отметил, что прочитанный им сценарий является честным рассказом о войне и о людях, добившихся победы.

“Без Алексея Смирнова фильму не бывать!”

-10

20 февраля 1973 года начался подготовительный этап съёмок фильма, причём Быков столкнулся с несколькими трудностями.

Одной из них стало утверждение на роль механика Макарыча ленинградского актёра Алексея Смирнова.

Он был известен широкой публике в основном как комедийный актёр, а Быков хотел, чтобы он сыграл фронтовика.

Узнав об этом, представители киноиндустрии выразили резкое недовольство: “Ни в коем случае! У него же глупое лицо!”.

Однако, когда Быков заявил, что снимет фильм только со Смирновым, и объяснил, что “актёр с глупым лицом” – это настоящий фронтовик, который вернулся с войны почти полным кавалером Орденов славы, сопротивление чиновников было преодолено.

Интересно, что Быков дал персонажу то же отчество, которое на самом деле носил Смирнов – Макарыч.

“Я вам верю…”

-11

Маршал авиации, легендарный лётчик Александр Покрышкин, оказал значительную помощь в создании фильма.

Когда Быков обратился к нему с просьбой предоставить настоящие самолёты времён войны для съёмок, маршал сначала отнёсся к этой просьбе с недоверием. В те годы выходило много посредственных фильмов о войне, поэтому он сомневался в потенциале Быкова “создать что-то достойное”.

Александр Иванович попросил оставить ему сценарий на несколько дней, чтобы ознакомиться с материалом. Однако несколько дней не потребовалось: всего за одну ночь Покрышкин прочитал сценарий, после чего приказал выделить для кинематографистов не один или два, а целых пять самолётов – четыре “Як-18” и чехословацкий “Z-326”, который выглядел как “Мессершмит-109”.

Самолёты были доставлены на киевский аэродром “Чайка”, где их перекрасили и придали им фронтовой облик.

“Проявим плёнку – увидим!”

-12

Съёмки фильма стартовали 22 мая на студии Довженко, где были построены декорации “блиндаж КП” и “блиндаж комбата”. Позже процесс переместился на открытые площадки: под конец мая начались съёмки воздушных боёв, в которых участвовали “яки” и “мессеры”.

-13

Оператор Виталь Кондратьев, принимавший участие в тех съёмках, поделился своими воспоминаниями:

Для удобства проведения воздушных съёмок я разработал уникальное устройство, которое устанавливалось между первой и второй кабинами, что позволяло снимать крупные планы во время полёта. Быков одобрил моё изобретение и сразу же решил первым подняться в воздух, чтобы протестировать его. Пилот выполнял в небе фигурные элементы, такие как “бочки” и “мёртвые петли”, а Леонид Фёдорович включал камеру, нажимал на кнопку спуска и кричал в объектив: “Серёга, прикрой! Я атакую!”. После нескольких дублей самолёт возвращался на землю, я менял кассету с плёнкой, и машина снова взмывала в небо. В конце съёмочного дня Быков буквально вывалился из самолёта и приземлился на зелёную траву аэродрома. “Ну как, удалось?”- спросил я, подходя к нему, и услышал в ответ: “Проявим плёнку – увидим!

“Ноты и скрипичный ключ”

-14

В начале июня начались съёмки эпизодов “на аэродроме”. Быков, не любивший работать с дублёрами, старательно выполнял все трюки самостоятельно.

За время работы над картиной он довольно неплохо научился управлять самолётами. Хотя в воздух он их не поднимал, ему удавалось в одиночку запускать двигатели и рулить по территории аэродрома.

-15

Конечно, без курьёзов не обходилось. Однажды Леонид Фёдорович не смог правильно рассчитать курс, и правое колесо угодило в яму, образовавшуюся от пиротехнического взрыва. Самолёт наклонился носом вниз, лопасти пропеллера отлетели, а заднее колесо отломалось вместе со стоечной частью. У Быкова на лбу выскочила здоровенная шишка, но его больше расстроило не это.

-16

Произошла авария на том самом самолёте, на борту которого были изображены ноты и скрипичный ключ.

Поскольку транспортировка летательного аппарата в Киев для ремонта затянула бы процесс, было принято решение восстановить его на месте собственными силами. Благо, предусмотрительный механик привёз с собой из Киева несколько запасных лопастей, которые сразу же установили на повреждённый самолёт.

-17

Однако для заднего шасси требовалась сварка. В этой ситуации взялся за дело оператор Виталь Кондратьев. Он положил повреждённую деталь в багажник своего автомобиля и отправился в Чернигов, на станцию юных техников, где у него были знакомые.

Правда, когда он туда приехал, оказалось, что никого нет. Оператору пришлось “выслеживать” мастеров по домам. Узнав, что он работает с Быковым над фильмом "о лётчиках на фронте", специалисты охотно согласились помочь. Они заварили стойку, и уже на следующее утро самолёт был готов к вылету.

“Сергей Подгорный – восходящая звезда!”

-18

Вскоре после этого произошло новое чрезвычайное происшествие: актёр Анатолий Матешко, исполнитель роли Смуглянки, решил покинуть проект ради главной роли в другом фильме.

Из воспоминаний В. Кондратьева:

Я помню, как в то утро встретил Быкова в буфете. Он выглядел расстроенным и сжимал в руке какую-то бумагу. Увидев мой удивлённый взгляд, он протянул мне телеграмму из киностудии: “Срочно отправьте в Киев Матешко”. Что ж, пришлось ехать на съёмочную площадку. Как раз в это время ассистент режиссёра привёз из Киева группу молодых студентов театрального института – “желторотиков”, только что завершивших первый курс. Их познакомили с Быковым, который, внимательно осмотрев молодых актёров профессиональным взглядом, обратил внимание на девятнадцатилетнего парня по имени Серёжа Подгорный…

“Боль не спрятать…”

-19

Тем временем до завершения съёмок оставался всего месяц, а 8-10 сентября уже проходили съёмки финальной сцены: Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу двух лётчиц, одной из которых была невеста их боевого товарища Ромео.

Завершающий кадр, когда Маэстро и Макарыч сидят на могиле Маши и Зои, был снят во время проб к фильму.

Помните, как Макарыч едва сдерживал слёзы в разговоре с Маэстро? Это было чистой импровизацией.

Когда снимали данный эпизод, Алексей Смирнов схватился за сердце, и его забрала “скорая помощь”. Спустя несколько дней, когда актёр вновь вернулся к работе, он заявил: “Я не выдержу ещё одного такого – просто умру”.

Леонид Быков решил включить отснятый материал в фильм, и он стал финальным штрихом в повествовании о “поющей” эскадрилье.

“Созидает только любовь!”

-20

В середине сентября команда переехала на киностудию имени Довженко, чтобы снять сцены в павильонах. В период с 20 по 24 сентября проходила съёмка в декорациях “столовой”: Кузнечик, блестяще справившись с “мессером” на глазах своей эскадрильи, входит в помещение, где его торжественно встречают товарищи.

-21

В те же дни был снят ещё один “столовый” эпизод, в котором лётчики из “второй поющей” поминают погибшего Виктора Щедронова (он же Смуглянка).

В течение следующих нескольких дней были отсняты сцены в декорациях, таких как “хата девчат”, “палатка” и “хата 2-й эскадрильи”. Одновременно проводились съёмки воздушных сражений.

-22

Съёмки картины завершились в середине октября, после чего начался процесс монтажа, который продолжался до 6 декабря. Однако, согласно воспоминаниям дочери Леонида Быкова, итоговый фильм стал лишь небольшой частью изначальной задумки: планировались совершенно иные съёмки, другая техника и другие актёры.

-23

Это должен был быть красивый цветной фильм о любви, который бы передавал мысль о том, что “Ненависть разрушает! Созидает только любовь!”.

“Не зная броду, не суйся в воду…”

-24

Через шесть дней после завершения работы над фильмом он был без каких-либо правок принят на студии, а 27 декабря состоялась его сдача в Госкино Украины. На этом мероприятии присутствовали не только высокопоставленные представители украинского кинематографа, но и те, о ком, собственно, шла речь в фильме – лётчики-фронтовики.

Среди них был именитый советский ас, трижды Герой Советского Союза, который сбил 59 фашистских самолётов за время 156 воздушных боёв, – Александр Иванович Покрышкин. Фильм произвёл на него огромное впечатление: когда в зале включили свет, всем стало заметно, что на глазах Александра Ивановича блестят слёзы.

Виталий Иванович Попков, разумеется, тоже ознакомился с кинокартиной. Вот что он рассказывал по этому поводу:

Я находился по служебным делам в Киеве и решил позвонить Леониду Быкову. Вместе мы направились в Министерство культуры Украины, где посмотрели фильм. Министр был твёрд в своей позиции: он задавал вопросы касательно фильма, подчёркивая, что в нём люди гибнут под радостные песни. Потом он заявил, что такого не могло быть на фронте. Я спросил его, был ли он сам на линии фронта. Чиновник ответил, что не был, но имеет представление о происходящем. Тогда я рассказал ему о том, что летал на одном из двух самолётов, приобретённых на деньги Утёсова и переданных нашему полку. Я упомянул, как Леонид Осипович и его музыканты приезжали к нам на аэродром, и как мы там играли и пели. Возможно, на него оказали сильное впечатление не только мои слова, но и генеральские эполеты вместе с двумя Звёздами Героя…

“А нужны ли ещё премиальные?”

-25

Во многом благодаря положительным отзывам ветеранов войны, которым удалось посмотреть фильм до его официального релиза, Госкино СССР приняло решение наградить создателей картины. 6 февраля был подписан приказ о выплате денежного вознаграждения.

Это решение было обоснованным, поскольку фильм сняли со значительной экономией: из выделенных на него средств в размере 381 тысячи рублей было использовано 325 тысяч. В числе награждённых оказалось 39 человек.

Особое внимание на церемонии награждения уделили режиссёру Леониду Быкову, которому, помимо выплаченной премии в 200 рублей, было присвоено звание “режиссёра-постановщика 1-й категории”, в то время как актёры Алексей Смирнов, Владимир Талашко и Сергей Иванов получили по 50 премиальных рублей.

В дальнейшем руководство киностудии имени Довженко сочтёт премиальные для создателей картины недостаточными и будет обращаться в Госкино СССР с просьбой увеличить гонорар Леонида Быкова, Евгения Оноприенко и Александра Сацкого, как авторов сценария, с шести тысяч до максимальных восьми тысяч рублей.

Данная инициатива успехом не увенчается: в Госкино решат, что “работа коллектива уже достаточно вознаграждена, и увеличение гонорара не имеет смысла”. При этом стоит отметить, что всего через несколько месяцев фильм “В бой идут одни “старики” получит множество наград на различных кинофестивалях и принесёт доход в сотни миллионов рублей.

“В заключение”

-26

Выход фильма на широкий экран состоялся 12 августа 1974 года. К концу того же года он привлёк 44 миллиона 300 тысяч зрителей, заняв четвёртое место по посещаемости.

Это стало серьёзной неожиданностью, поскольку к тому времени ленты о Великой Отечественной войне практически не демонстрировали подобного успеха в прокате.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, расскажу, как снимали фильм "Офицеры".

Подписывайтесь также на канал в Telegram.

Если вам по нраву те материалы, которые я размещаю на канале, вы можете поблагодарить меня донатом.

Предлагайте темы для статей в комментариях. До новых встреч!

Вам может быть интересно:

Что сломило боевой дух Сергея Скворцова в фильме "В бой идут одни "старики"? И как Скворцов смог оправиться после пережитого ужаса?