Найти в Дзене

Водевильный Дракула Бессона

«Дракула» Люка Бессона, кажется, появился на свет так. В парижской кофейне времен Третьей Республики сидит розовощекий литератор, бойко пишущий газетные фельетоны и водевили для театров. Нежно поглаживает напомаженные усы. Потягивает ароматный горячий шоколад из фарфоровой чашки. С улицы доносятся крики мальчишек-разносчиков, рев клаксонов, обрывки музыки и сипловатый смех кокоток. Ползет по белоснежной скатерти пыльно-золотистый солнечный луч. Литератор читает «Дракулу» Брэма Стокера. Шевелит усами. Вдруг, не выдержав, возмущенно захлопывает книгу. — Mais c'est bien impossible! Какой британской скукой веет от этого сухого рассказа! Уж, казалось бы, от ирландца можно ожидать большей живости. Все это никуда не годится. Действие перенесем во Францию, добавив немного пряной экзотики в интерлюдиях. Cредневековая Валахия пускай тоже будет как готическая Франция. Ведь что может быть лучше Франции? И, mes chéries, мне нужно больше юмора, больше фарса, plus d'érotisme, enfin! Но все это должно
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

«Дракула» Люка Бессона, кажется, появился на свет так.

В парижской кофейне времен Третьей Республики сидит розовощекий литератор, бойко пишущий газетные фельетоны и водевили для театров. Нежно поглаживает напомаженные усы. Потягивает ароматный горячий шоколад из фарфоровой чашки. С улицы доносятся крики мальчишек-разносчиков, рев клаксонов, обрывки музыки и сипловатый смех кокоток. Ползет по белоснежной скатерти пыльно-золотистый солнечный луч.

Литератор читает «Дракулу» Брэма Стокера. Шевелит усами. Вдруг, не выдержав, возмущенно захлопывает книгу.

— Mais c'est bien impossible! Какой британской скукой веет от этого сухого рассказа! Уж, казалось бы, от ирландца можно ожидать большей живости. Все это никуда не годится. Действие перенесем во Францию, добавив немного пряной экзотики в интерлюдиях. Cредневековая Валахия пускай тоже будет как готическая Франция. Ведь что может быть лучше Франции? И, mes chéries, мне нужно больше юмора, больше фарса, plus d'érotisme, enfin! Но все это должно перемежаться с мелодрамой, слезами, слюной, вздымающейся грудью, томными вздохами. А потом можно высмеять мелодраму. И снова подбросить хвороста страданий в огонь. В общем, унылейшую готическую историю нужно переделать в нормальный — правильно, во-де-виль.

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

«Дракула» Бессона никак не решит, чем хочет быть. Комедийным хоррором? Мелодрамой про всепобеждающую любовь (оригинальное название — именно «Дракула: История любви»)? Пародией на классическую историю Дракулы? Шутливым оммажем ей, а также — фильму Копполы? Почти слезливой сказкой про la Belle et la Bête с незамысловатыми гэгами? Только вместо танцующих чайников и канделябров — комичные горгульи. А еще добавим колдовские духи из «Парфюмера» (впрочем, приготовленные куда более скучным способом).

В итоге французского «Дракулу» лихорадит, словно гиперактивную вампирессу Марию, местный вариант Люси из романа Стокера.

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

Мария (Матильда де Анджелис), впрочем, мне понравилась больше всего. А сцена, в которой она почти мурлычет, получив немного крови, и вправду забавна. Кристоф Вальц хорош, хотя в его священнике угадываются черты уже сыгранных до этого персонажей. Внешность Калеба Лэндри Джонса действительно подходит для вампира. Причем лучше всего он смотрится как щеголем в Париже 1890-х, так и в своем ветхом, давно не питавшемся варианте (и даже явное подражание игре Гэри Олдмэна из фильма Копполы не портит впечатления). А вот с обликом средневекового валашского князя это андрогинное лицо сложно ассоциировать. Мина (Зоэ Блё) запомнилась только бровями, которые оценили бы в Иране Каджарского периода.

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

Вполне симпатичны сцены в Париже Belle Époque. Да и в начале фильма фэнтезийные доспехи от Терри Инглиша меня совсем не раздражали. Для темной сказки — самое то. Особенно дьявольско-драконий шлем Дракулы. Турки, правда, ожидаемо вышли клюквенными.

Забавно, что от православной Валахии остались только фрески в часовне. А так это прямо сказочная Франция XV века с католическими епископами и замком Дракулы с готической розой над входом. Ну, а в сияющих позолотой залах России XVIII века танцуют бородачи в шапках и боярыни в жемчугах, как будто и не было никаких петровских реформ.

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

Хватает и полных лютого кринжа моментов. Вроде сцены на озере с капканами. Или попыток Дракулы сброситься с башни, когда не достает разве что закадрового смеха из старых ситкомов.

«Дракула» — местами неплохой и красивый фильм. Иногда даже смешной. Но это не отменяет общей бессвязности того, что видишь на экране. И ведь французы уже снимали комедии про Дракулу. Например, Dracula père et fils с Кристофером Ли. Но те вполне укладывались в жанровые рамки. А вот Люк Бессон как будто сам не понял, что хочет снять. Пускай Википедия и настаивает, что это «готический фильм ужасов». Получилась странная, хотя и очень французская сборная солянка. То истерически смеется, то рыдает, то высмеивает саму себя, то впадает в сентиментальность.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM