Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Робот по имени Тэо/Un monde merveilleux (2024 г.) трагикомедия недалёкого будущего, сюжет которой очень напоминает вторую часть…

Кадр из фильма "Робот по имени Тэо".
Кадр из фильма "Робот по имени Тэо".

Принципиальные политические взгляды всегда мешают семейному счастью. Невозможно отрицать власть капитала и призывать к уничтожению социального неравенства и не быть маргиналом. По крайней мере, говорить об этом публично и соблюдать все пункты кодекса анархиста в среде прогнившего буржуазного общества – значит терпеть нужду и преследования различных государственных органов. Особенно, если ты не один и живёшь с ребёнком.

Как, например, Макс, женщина средних лет с убеждениями молодой девицы и с десятилетней дочерью на обеспечении. Они бедствуют и живут только тем, что мамаше придёт в голову какой-нибудь мелкий план по изъятию из опостылевших супермаркетов излишков товарной продукции. Или ещё лучше – воровством в доме престарелых робота-помощника для дальнейшей перепродажи. Правда, они уже давно наводнили улицы и квартиры обывателей и такие, бывшие в употреблении, давно никому не нужны. Поэтому приходится на время оставлять Тэо, так зову в простонародье антропоморфов, и следить за ним во все глаза.

Всем давно известно – французское кино – лучшее кино в мире. Они могут, когда захотят, исполнить любой номер, на всякий вкус. Пусть это будет драма или комедия, сатира или эклектика стилей, им всё подвластно. В том числе поставить такую картину, которая многим напомнила бы вторую часть Терминатора и в то же самое время осталась самобытным, исчерпывающим высказыванием на тему социальной справедливости, материнства и детства, и ещё много каких сопутствующих мотивов. Выходит очень тонкая постирония, рефлексирующая чуть приземлённее, нежели культовая фантастика Джеймса Кэмерона, но создающая эффект настоящего грядущего при использовании примитивных средств и эффектов.

Кадр из фильма "Робот по имени Тэо".
Кадр из фильма "Робот по имени Тэо".

Французы не были бы собой, если бы даже к потенциально коммерческому сюжету не привили идеи сегрегации с главным героем реактивных взглядов. И только потому, что протагонист женского пола, к тому же мать, фильм смягчен до уровня лиричной трагикомедии о заблудшей женщине, которой надо лишь дитё и всеобщее благоденствие. И вот этот последний пункт здесь и служит ключевым морально-нравственным конфликтом, который Макс к финалу разрешает, пройдя множество испытаний, подобно русской народной сказке, смиряется с тщетностью своих стараний протестовать в дальнейшем, ведь она уже совершила огромную революцию для себя и выбрала дочь, но не убеждения.

Несмотря на скромный хронометраж, 72 минуты, картина выглядит объёмным произведением, самодостаточной вещью в себе и бескомпромиссным манифестом всему, что теперь только начинает становиться реальностью. Вся шумиха вокруг AI, все роботизированные помощники и многое, что с этим связано – всё это в данном случае меркнет перед любовью матери и дочери. Они такие, какие есть, их не изменить, да этого и не надо делать. Побарахтавшись в условном кувшине, они таки собьют твердь под ногами и угомонятся, успокоятся и будут жить со своим умозрением наедине не беспокоя никого кроме себя самих. Это всемирный закон сдержек и противовесов тут наглядным образом иллюстрирован. Очень необычно, увлекательно и с великим множеством сатирических, постмодернистских диалогов и ситуаций.

В достаточно примитивной форме, когда кажется, что вот-вот от модели, наряженной в робота девушки, что-нибудь отвалится, так оно и происходит, только по сюжету, а не из-за недосмотра мастеров по декорациям и спецэффектам. И такая простота не напрасна, она продумана и нарочито выпячивается создателями. Сквозь древние кинематографические приёмы, кои придумали лет сто назад, зритель взирает на будущее, ждущее нас, такое же тревожное, как и желанное. Но там, впереди, нас ждёт всё то же, те же страсти, проблемы, тот же вопрос бытия, и главный страх жизни – смерть.

Кадр из фильма "Робот по имени Тэо".
Кадр из фильма "Робот по имени Тэо".

Робот по имени Тэо классный незатейливый по форме, однако увесистый по содержательной доле, фильм на очень достойно проведённый вечер. Тут многое от мира фантастики рассказано таким языком, что хоть диггеру, хоть нигеру, хоть тинейджеру или пейджеру. Всё одно, доходчиво, лаконично, а местами и смешно и плакать охота. Только не надо принимать на грудь до или во время, так как можно пропустить важные смыслообразующие детали, о котрых рассказывает чуть выпившая Макс своему новому и единственному механическому приятелю. И с течением всех приключений незадачливой мамаши она всё-таки добивается своих главных идеалов, а именно завести друзей и быть счастливой. И если кому-то покажется, что утонувший, не важно, в лаве или в воде океанариума, робот не производит никакого щемящего сердце эффекта, тогда, наверное, автор данной писанины стал совсем старым и принимает любые милые финалы за мощный катарсис.