Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Даже у выдающихся режиссёров бывают финансовые неудачи, однако Джеймс Кэмерон выделяется невероятно успешной средней кассовой прибылью.
За исключением "Пираньи 2: Нерест", его фильмография впечатляет: "Терминатор" (1 и 2 части), "Чужие", "Бездна", "Правдивая ложь", "Титаник" и франшиза "Аватар".
Кэмерон всегда демонстрировал фанатичную преданность работе, стремясь создавать самые масштабные и захватывающие зрелища.
Он готов идти на риск, часто превращая свои проекты в самые дорогостоящие в истории кино, и вносить существенный вклад в развитие кинотехнологий.
В интервью The New Yorker он отметил, что даже неудача при реализации амбициозных целей превосходит успех тех, кто ставит перед собой более скромные задачи.
В свои 71 год Кэмерон не намерен останавливаться на достигнутом. По словам GQ, сложные задачи – его стихия. В "Пути воды" он поднял планку амбиций, масштаба, визуальных эффектов и бюджета (по некоторым данным, более 350 миллионов долларов).
Критики признают, что недооценивать его – ошибка. Как и в случае с Альфредом Хичкоком и Стивеном Спилбергом, зритель, выбирая фильм Кэмерона, знает, чего ожидать, но о самом режиссёре может быть известно немногое.
Вот несколько фактов о Джеймсе Кэмероне, которые поразят вас не меньше, чем путешествие на Пандору.
Он продал права на "Терминатора" за доллар
Чтобы достичь успеха, необходимо идти на риск. Джеймс Кэмерон известен своей готовностью инвестировать значительные средства в реализацию своих кинопроектов.
Чтобы получить возможность режиссировать "Терминатора", он даже готов был уступить права на него всего за символическую сумму.
Выходец из рабочей семьи, Кэмерон сменил профессию водителя грузовика на карьеру режиссёра, оставив стабильный заработок ради своей мечты. Ходили слухи, что он жил в автомобиле до выхода "Терминатора".
Несмотря на опыт режиссуры фильма "Пиранья 2: Нерест", сиквела фильма Джо Данте 1978 года, Кэмерон не был очевидным кандидатом на пост режиссёра "Терминатора". По данным IGN, продюсеры одобрили сценарий, но сомневались, что у Кэмерона хватит опыта для создания напряжённого боевика.
Чтобы убедить их, Кэмерон продал сценарий продюсеру Гейл Энн Хёрд за один доллар, но с условием, что он будет режиссёром фильма. Позже Хёрд вышла замуж за Кэмерона.
Хотя "Терминатор" принёс Кэмерону мгновенную славу, он впоследствии выразил сожаление о своём решении.
В интервью The Toronto Sun (цитируется Business Insider) он признался:
Мне жаль, что я продал права за один доллар. Если бы у меня была машина времени, способная отправить короткое сообщение в прошлое, я бы написал: "Не продавай".
С ним нелегко работать
В индустрии кино Голливуда Джеймс Кэмерон закрепил за собой статус выдающегося режиссёра, способного создавать масштабные и впечатляющие полотна, наполненные передовыми визуальными эффектами.
Наряду с этим он славится своим требовательным и сложным характером на съёмочной площадке. Сотрудничество с Кэмероном нередко сравнивают с жёсткой дисциплиной морской пехоты. Историй о проявлениях его вспыльчивости существует огромное количество. Издание The LA Times даже посвятило этому статью под заголовком "Наиболее известные срывы Джеймса Кэмерона".
В качестве примера приводят случай, когда Арнольд Шварценеггер отлучился со съёмочной площадки фильма "Правдивая ложь". Кэмерон отреагировал криком, обращаясь к коллегам: "Что, хотите, чтобы фильм доделывал Пол Верховен?"
Шварценеггер также вспоминал, что Кэмерон не давал ему возможности отойти в туалет во время работы над сценой в кабине пилота. Режиссёр настаивал, что актёр должен оставаться "в образе" и спасать "свою дочь, а не думать о туалете".
Впоследствии Шварценеггер в шутку рассказывал, что открыл кабину и справил нужду там.
Кроме того, члены съёмочной группы прозвали фильм "Бездна" "Жестокостью", а когда Кэмерон демонстрировал свою мрачную сторону, коллеги часто обращались к нему по имени Мидж, которое является анаграммой имени Джим. Съёмочная группа даже носила футболки с ироничной надписью: "Меня не напугать – я работаю на Джеймса Кэмерона".
Совсем недавно стало известно, что на съёмках "Аватара" режиссёр прибивал мобильные телефоны к стене, если они звонили во время работы.
Однако актрисы Сигурни Уивер и Кейт Уинслет, которые работали с Кэмероном над картинами "Чужие" и "Титаник" соответственно и вновь сотрудничали с ним в фильме "Аватар: Путь воды", отмечали, что в последние годы он стал более спокойным.
Уивер заявила в интервью The Hollywood Reporter, что Кэмерон "стал гораздо более мягким режиссёром… Он по-прежнему энергичен, но в более позитивном ключе". Уинслет также поделилась с изданием The Independent, что Кэмерон "значительно поостыл".
Во время съёмок "Титаника", по её словам, она испытывала перед ним "настоящий страх".
Его отравили фенциклидином во время съёмок "Титаника"
Воссоздание катастрофы "Титаника" было непростой задачей. Однако и без того трудный процесс создания картины осложнился неожиданным инцидентом: в пищу съёмочной группы добавили фенциклидин.
Мотивы злоумышленника и его личность так и остались невыясненными, но 9 августа 1996 года от действий неизвестного пострадали около шестидесяти человек, задействованных в фильме.
Билл Пэкстон поделился в интервью Entertainment Weekly:
Только что я чувствовал себя хорошо, как вдруг на меня накатила жуткая тревога, хотелось задышать в пакет.
Джеймс Кэмерон ощутил "заметную слабость" и поначалу решил, что это обыкновенное пищевое отравление, но вскоре выяснилось, что причиной стала намеренно подмешанная в еду доза фенциклидина. Виновника так и не удалось установить, однако Кэмерон предположил, что это мог быть уволенный член команды, затаивший обиду (что, впрочем, не сильно сузило круг возможных подозреваемых).
К счастью, обошлось без серьёзных последствий, и уже на следующий день работа над фильмом была продолжена.
Он убедил Шварценеггера сыграть злодея с минимальным количеством реплик и сделал его звездой
Хотя роль Конана-варвара стала важной вехой в карьере Арнольда Шварценеггера как кинозвезды, именно "Терминатор" окончательно превратил его в культовую фигуру и вывел в число самых узнаваемых лиц 80-х годов.
Интересно, что Шварценеггер изначально не горел желанием играть эту роль. Он пробовался на роль Кайла Риза, но от роли Терминатора поначалу отказывался.
Стоит отметить, что на эту роль рассматривался и О. Джей Симпсон, что, учитывая его дальнейшую судьбу, добавляет ситуации мрачной иронии.
Терминатор представал в фильме антагонистом, и его реплики были крайне немногочисленны. Однако Джеймс Кэмерон заверил Шварценеггера: "Не беспокойся о количестве слов. Этот персонаж станет одним из самых запоминающихся не только в этом году, но и, возможно, во всём десятилетии".
По словам самого Шварценеггера, он не считал себя достаточно известным героем, чтобы убедительно сыграть злодея. Тем не менее, Кэмерон, увидев Шварценеггера, отметил его внешнее сходство с "человеческим танком" и решил, что тому не подходит роль Риза, но Терминатор из него получится выдающийся.
Несмотря на первые сомнения, Шварценеггер, посмотрев отснятый материал, осознал, что принял верное решение и что "Терминатор" станет проектом гораздо более масштабным, чем кто-либо мог предположить.
В 1984 году фильм действительно произвёл фурор, мгновенно закрепив за Шварценеггером статус звезды боевиков и дав начало одной из самых значимых кинофраншиз в истории.
"Аватар" должен был выйти в 1996 году
Джеймс Кэмерон – режиссёр, чьи проекты всегда отличались новаторским подходом к использованию технологий. Он постоянно стремился к максимальному техническому совершенству своих картин.
Изначально замысел "Аватара" возник у Кэмерона ещё в 90-е годы, но в то время доступные технологии не позволяли реализовать его масштабное воображение. Сценарий был написан в 1994 году, однако Кэмерон решил отложить проект и занялся созданием "Титаника".
Лишь к 2005 году Кэмерон пришёл к выводу, что технический прогресс достиг нужного уровня для воплощения его видения мира Пандоры. Кинокомпания Fox предоставила ему 10 миллионов долларов на создание тестовых материалов. Результаты настолько впечатлили студию, что Кэмерону был выделен бюджет в 250 миллионов долларов на полноценное производство фильма.
Важную роль в создании "Аватара" сыграла технология захвата движения, ставшая популярной благодаря Питеру Джексону и его трилогии "Властелин колец".
Для проекта Кэмерона была разработана уникальная камера, позволяющая в режиме реального времени видеть, как актёры взаимодействуют с цифровыми эффектами.
Благодаря этому режиссёр смог создать невероятно реалистичный и захватывающий мир.
Кэмерон назвал "Аватар" "настоящим гибридом, объединяющим игру живых актёров, компьютерную графику и реальные съёмки", стремясь к тому, чтобы у зрителей возникало ощущение полной погружённости в происходящее на экране.
Он трижды преодолел "проклятье сиквелов", сняв "Терминатор 2", "Чужие" и "Аватар: Путь воды"
В прошлом продолжения фильмов часто разочаровывали. Найти сиквел, равный по силе фильму "Империя наносит ответный удар", было исключением. Однако сейчас кинематографисты стремятся создавать сиквелы, не уступающие, а то и превосходящие оригиналы.
Джеймсу Кэмерону с проектами "Терминатор 2: Судный день", "Чужие" и "Аватар: Путь воды" удалось трижды опровергнуть "проклятие сиквелов", представив зрителям захватывающие продолжения. Брайан Эггерт из Deep Focus Review отмечает, что, если бы другие режиссёры придерживались подхода Кэмерона к созданию сиквелов, франшизы Голливуда не казались бы настолько предсказуемыми и скучными.
Фильм "Чужие" получил высокие оценки на Rotten Tomatoes: 98% от критиков и 94% от зрителей. Кэмерон принял мудрое решение пойти другим путём, нежели в первом фильме. Критик Кит Гарлингтон подчёркивает, что "Чужие" – это невероятно амбициозное продолжение, которое взяло за основу почитаемый оригинал и развило его в правильном направлении.
"Терминатор 2" также удостоился высоких оценок: 93% от критиков и 95% от зрителей на Rotten Tomatoes. Майк Мэсси в своей рецензии пишет, что, хотя размер не всегда имеет значение, продолжение от сценариста и режиссёра Джеймса Кэмерона оказалось масштабнее и превосходнее практически во всём.
Он отказался от зарплаты за "Титаник", когда бюджет фильма был превышен
По словам Джеймса Кэмерона в интервью Говарду Стерну, первоначальная смета "Титаника" составляла 120 миллионов долларов, но эта цифра оказалась далека от реальности.
"Мы наивно полагали, что уложимся в эту сумму, поэтому я решил отказаться от своей доли, чтобы никто не думал, что мы намеренно ввели их в заблуждение ради создания фильма", — пояснил он.
Кэмерон уточнил, что, если бы бюджет не был превышен, он получил бы процент от прибыли:
Но я придерживаюсь принципа ответственности и не собираюсь перекладывать вину на других, тем более бедствовать.
Согласно статье в The New Yorker, из-за раздутого бюджета Кэмерон отказался от гонорара за режиссуру и продюсирование, потеряв около 10 миллионов долларов, но сохранил за собой выплату в размере 1 миллиона долларов за сценарий.
Когда триумф "Титаника" стал очевиден, Руперт Мёрдок в знак признательности вернул Кэмерону 10% от кассовых сборов, что составило приблизительно 150 миллионов долларов.
"Титаник" преодолел очень плохие отзывы
До того, как "Титаник" триумфально ворвался в прокат в декабре 1997 года и завоевал титул самого прибыльного фильма эпохи, первоначальная реакция критиков была далека от восторженной, а многие влиятельные фигуры в Голливуде пророчили ему оглушительный провал.
Бюджет киноленты достиг внушительных 190 миллионов долларов, что соответствовало затратам примерно в 1 миллион долларов на каждую минуту экранного времени. Сложный и затянувшийся процесс создания картины вызывал у некоторых нежелательные ассоциации с печально известным "Вратами рая" — крупнобюджетным фиаско, которое в итоге привело к банкротству студии United Artists.
"Титаник" являлся исторической драмой продолжительностью 3 часа 14 минут, а длинные фильмы в то время не пользовались особой популярностью. Из-за внушительного хронометража кинотеатры теряли возможность организации дополнительного сеанса в день, что потенциально сказывалось на общей прибыльности проекта.
В премьерный уик-энд "Титаник" лишь незначительно опередил очередной фильм о Джеймсе Бонде, "Завтра не умрёт никогда", с разницей в 3,5 миллиона долларов. Однако благодаря положительным отзывам зрителей фильм продемонстрировал впечатляющие повторные сборы. Если обычно показатель повторных сборов составлял около 2%, то у "Титаника" он достиг внушительных 20%.
В результате "Титаник" удерживал лидирующую позицию в прокате на протяжении 15 недель, преодолевая все прогнозы скептиков и став самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа, пока его рекорд не был побит "Аватаром".
Он помог спасти отца Гильермо дель Торо, когда того похитили
Давняя дружба связывает Гильермо дель Торо и Джеймса Кэмерона. Именно Кэмерон оказал значительную поддержку дель Торо в трудный период, когда в 1997 году произошёл инцидент с похищением отца режиссёра.
Их знакомство состоялось на пикнике в Лос-Анджелесе после завершения Гильермо дель Торо работы над дебютной картиной "Хронос" и окончания Кэмероном съёмок "Терминатора 2". Между режиссёрами завязались тесные дружеские отношения.
Есть информация, что Кэмерон предоставил дель Торо средства для выкупа, предположительно около миллиона долларов, чтобы обеспечить освобождение Федерико, отца дель Торо.
Хотя дель Торо подчеркнул, что Кэмерон не вносил плату за выкуп напрямую, он отметил, что Кэмерон "оплатил услуги переговорщика, а затем мы возместили [Кэмерону] эту сумму. Это было невероятно сложное время. Он взял на себя руководство ситуацией".
Дель Торо вспоминает: "Он организовал прибытие специалиста по освобождению заложников к нам домой в течение 72 часов, чтобы помочь нам справиться с этим". Дель Торо также добавил, что Кэмерон предложил свою помощь и готов был оплатить выкуп, но дель Торо сам решил этот вопрос.
Федерико провёл в плену 72 дня, после чего его освободили без вреда для здоровья.
В настоящее время он живёт в Новой Зеландии, в том же городе, что и Питер Джексон
После создания "Терминатора 2" Джеймс Кэмерон сменил место жительства, выбрав охраняемый район в Малибу, где его соседями стали Мел Гибсон и Бритни Спирс.
Теперь он проживает в Веллингтоне, Новая Зеландия, разделяя город со своим товарищем Питером Джексоном. По словам Кэмерона: "Мы с Питером хорошие друзья".
В Веллингтоне Кэмерон владеет домом и обширным фермерским хозяйством, занимающим около 2000 гектаров. Он также перешёл на веганский образ питания. Вместе со своей супругой, Сьюзи Эмис, Кэмерон окончательно перебрался в Веллингтон с началом пандемии и не испытывает тоски по Лос-Анджелесу.
Каждый его приезд в город ангелов вызывает у него мысль:
Боже мой, это место просто ужасно по сравнению с природой. Не верится, что я прожил здесь столько лет.
Кэмерон подчеркнул, что в Новой Зеландии, где владение штурмовыми винтовками запрещено, "мне не приходится задумываться об оружии".
Режиссёр, обученный стрельбе из огнестрельного оружия тем же инструктором, что тренировал Киану Ривза для съёмок в "Джоне Уике", добавил: "Я участвую в стрелковых соревнованиях. Но здесь я могу об этом не волноваться".
Он чуть не стал режиссёром "Человека-паука"
Невероятно, но Джеймс Кэмерон мог снять фильм по комиксам Marvel. Оказывается, ещё до передачи прав на "Человека-паука" компании Sony и назначения Сэма Рэйми режиссёром, Кэмерон планировал написать сценарий и снять полнометражную версию приключений дружелюбного соседа.
По словам Кэмерона, "Человек-паук" стал для него самой значимой нереализованной работой. Он даже разработал детальный план, фактически написав сценарий к фильму, где противниками супергероя должны были выступить сразу два злодея: Электро и Песочный человек.
Почему же создатель "Аватара" не реализовал свой замысел? Права на "Человека-паука" оказались предметом длительных юридических споров, и лишь спустя годы путь к экранизации был расчищен.
Известно, что Кэмерон рассматривал на главные роли Леонардо Ди Каприо и Арнольда Шварценеггера.
Изначально Кэмерон планировал работать над проектом в Carolco, студии, выпустившей "Терминатора 2" и "Вспомнить всё", однако банкротство компании поставило крест на этих планах. Права вернулись к Marvel, и Кэмерон попытался убедить Fox, студию, с которой он сотрудничал на протяжении большей части своей карьеры, приобрести права. Однако Fox не пожелала ввязываться в сложный юридический процесс, тем самым упустив уникальную возможность.
В итоге "Человек-паук" оказался у Sony, что стало началом новой главы в истории этого персонажа.
"Аватар: Путь воды" - его самый личный фильм
Творчество Джеймса Кэмерона выходит за рамки новаторских технологий и масштабных постановок. Его умение обнажать чувства очевидно в "Титанике", а "Аватар: Путь воды" многие считают наиболее откровенным его произведением.
Критик Vulture в обзоре фильма (цитируется Newsweek) отмечает:
"Аватар: Путь воды" – вероятно, самый трогательный, душевный и интимный фильм Джеймса Кэмерона. Возможно, даже самый прочувствованный.
Сигурни Уивер поддержала эту точку зрения в интервью GQ:
Джим невероятно предан своей семье, и эта любовь ощущается в нашей работе. Это самый личный проект, над которым он когда-либо работал.
Помимо прочего, "Путь воды" отражает страсть Кэмерона к океану и содержит явный посыл против разрушения природы. Однако, как он заявил The Hollywood Reporter, прямолинейная пропаганда экологических идей неэффективна.
То, что казалось отдалённой перспективой в 2009 году, сегодня уже дышит нам в спину… Мы миновали стадию полного отрицания [климатических изменений] и сразу перешли к фаталистичному смирению, пропустив этап осознанного действия.
Задача режиссёра, по его мнению, – не сеять панику, а предлагать пути выхода из кризиса.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, от какой оскароносной франшизы стоимостью в миллиард долларов отказался Николас Кейдж и почему.
Подписывайтесь также на мой второй канал, "Лунный Буржуй", где я рассказываю о космосе во всех его проявлениях: космические полёты, истории легендарных космонавтов, наблюдения за инопланетянами, вымышленные фантастические миры и так далее. Заодно пишу о паранормальных явлениях.
Возможно, вас также заинтересует: