Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Почему эти советские актёры отказались от знаковых ролей? Ведь их карьера могла заиграть новыми красками

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера". Слава – заветная цель каждого актёра, однако путь к ней нередко лежит через сложный выбор: принять конкретное предложение или дождаться чего-то другого? Интересно, что решение актёра зачастую оказывает влияние и на судьбу фильма. Исполненная другим человеком главная роль может изменить картину до неузнаваемости, возможно, лишив её зрительской любви. Равно как и актёрская карьера во многом зависит от интуиции – промахнувшись с выбором, можно упустить возможности, гарантирующие признание и успех. Но, как показывает практика, даже самая развитая интуиция не всегда является надёжным советчиком. Леонид Квинихидзе, известный постановщик фильмов-мюзиклов, создатель таких хитов, как "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки", пригласил Анастасию Вертинскую, дочь знаменитого артиста и востребованную актрису, на ведущую роль в новом телефильме, вдохновлённом произведениями Памелы Трэверс. Вертинская, прославившаяся ещё в м
Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Слава – заветная цель каждого актёра, однако путь к ней нередко лежит через сложный выбор: принять конкретное предложение или дождаться чего-то другого?

Интересно, что решение актёра зачастую оказывает влияние и на судьбу фильма. Исполненная другим человеком главная роль может изменить картину до неузнаваемости, возможно, лишив её зрительской любви.

Равно как и актёрская карьера во многом зависит от интуиции – промахнувшись с выбором, можно упустить возможности, гарантирующие признание и успех.

Но, как показывает практика, даже самая развитая интуиция не всегда является надёжным советчиком.

Анастасия Вертинская в роли Мэри Поппинс ("Мэри Поппинс, до свидания")

-2

Леонид Квинихидзе, известный постановщик фильмов-мюзиклов, создатель таких хитов, как "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки", пригласил Анастасию Вертинскую, дочь знаменитого артиста и востребованную актрису, на ведущую роль в новом телефильме, вдохновлённом произведениями Памелы Трэверс.

Вертинская, прославившаяся ещё в молодости благодаря "Алым парусам" и "Человеку-амфибии", изначально дала согласие, но вскоре изменила своё мнение, выразив недовольство практически всеми аспектами проекта: от сценария и образа героини до музыкального сопровождения, созданного Максимом Дунаевским.

В сложившейся атмосфере сотрудничество стало невозможным, и Квинихидзе и Вертинская прекратили работу над фильмом, оставшись в неприязненных отношениях. Начались поиски новой актрисы на роль Мэри Поппинс, и Дунаевский предложил режиссёру рассмотреть кандидатуру своей жены, Натальи Андрейченко.

Хотя Андрейченко на тот момент имела меньше актёрского опыта, чем Вертинская, она уже успела запомниться зрителям по фильмам "Сибириада" и "Военно-полевой роман". Кроме того, она смогла в короткие сроки похудеть, как того требовал режиссёр.

Сегодня именно Андрейченко считается идеальной Мэри Поппинс для поклонников советского кино, а то, какой могла бы быть эта героиня в исполнении Вертинской, остаётся загадкой.

Возможно, её образ был бы схож с Маргаритой в экранизации романа Булгакова, снятой Юрием Карой десятилетием позже.

Маргарита Терехова в роли Катерины Тихомировой ("Москва слезам не верит")

-3

Изначальная задумка Владимира Меньшова экранизировать сценарий Валентина Черных не встретила поддержки среди коллег.

Считалось, что неопытный режиссёр, за плечами которого только молодёжная картина "Розыгрыш", берётся за очередную мелодраму, коих и так было предостаточно. Отсюда и скептическое отношение многих известных актёров.

Первой, кому Меньшов предложил роль Катерины, была Маргарита Терехова, однако ей не понравились ни сценарий, ни персонаж. Актриса отказалась, мотивировав это более привлекательным предложением. Что это было за предложение, теперь сказать трудно, но в 1980 году Терехова играла главные роли в нескольких проектах, среди которых выделялась "Благочестивая Марта" Яна Фрида, хотя и не повторившая оглушительный успех "Собаки на сене".

В отличие от неё, "Москва слезам не верит" стала настоящим прорывом, собрав 84,4 миллиона зрителей за год и получив премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке.

Сейчас трудно представить Катерину в исполнении не Веры Алентовой, а другой актрисы.

Ещё одной актрисой, отказавшейся от роли, была Ирина Купченко, но без объяснения причин.

Евгений Герасимов в роли Владимира Шарапова ("Место встречи изменить нельзя")

-4

К исходу 70-х годов Герасимов зарекомендовал себя как актёр, обладающий опытом и популярностью. Начав сниматься ещё в середине 60-х, он успел воплотить на экране более десяти образов, однако настоящего прорыва среди них не было.

Ситуация изменилась, когда ему предложили сразу два проекта, одним из которых стала экранизация романа братьев Вайнеров, режиссёром которой был Станислав Говорухин.

После размышлений Герасимов отклонил предложение, отдав предпочтение военной драме Михаила Пташука под названием "Время выбрало нас". Вероятно, решение было продиктовано чувством ответственности, так как актёр уже был задействован в съёмках у Пташука и не желал подводить коллег.

Впоследствии Герасимов неоднократно выражал сожаление о том, что не сыграл роль Шарапова, несмотря на то, что работа во "Времени…" принесла ему премию Ленинского комсомола.

Юрий Никулин в роли Ивана Бунши / Грозного ("Иван Васильевич меняет профессию")

-5

Сотрудничество Юрия Никулина с Леонидом Гайдаем началось с короткометражки "Пёс Барбос и необычный кросс", где Никулин выступил в составе знаменитого комического трио с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым. Однако после фильма "Кавказская пленница, или Новые приключений Шурика" Гайдай решил отказаться от участия Труса, Балбеса и Бывалого, но пригласил Никулина на ведущую роль в "Бриллиантовую руку".

Интересно, что сценарий комедии о невероятной подмене управдома Бунши на царя Ивана Грозного также изначально писался с учётом популярности Никулина. Режиссёр планировал, что именно он исполнит обе роли в экранизации произведения Михаила Булгакова. Тем не менее Никулин отклонил предложение.

Согласно одной версии, этому помешали запланированные гастроли цирка за границей; по другой — он не захотел работать с произведением Булгакова, которого в начале 70-х годов ещё не полностью реабилитировали.

В результате эти роли достались Юрию Яковлеву, и сегодня трудно представить кого-то иного в этих образах.

Также из-за отказа Никулина Андрей Миронов не получил роль вора Милославского, так как в дуэте с Яковлевым он не смотрелся бы столь эффектно. В итоге этого персонажа сыграл Леонид Куравлёв.

Олег Стриженов в роли князя Андрея Болконского ("Война и мир")

-6

В начале шестидесятых годов прошлого века Олег Стриженов заслуженно занимал лидирующие позиции среди самых востребованных и любимых публикой киноактёров Советского Союза.

К этому времени он уже успел блестяще воплотить образы в таких картинах, как "Овод", "Мексиканец", "Сорок первый" и "Хождение за три моря".

Актёру с одинаковым мастерством удавались как роли злодеев, так и положительных персонажей. Говорили, что Стриженов, ценя свой талант, имел особые требования, что-то вроде индивидуального райдера, что было редкостью для советских актёров.

Согласно распространённой версии, именно это осознание собственной значимости и привело к разногласиям с Сергеем Бондарчуком, который в то время планировал экранизацию "Войны и мира". Стриженов мечтал сыграть князя Андрея Болконского, однако режиссёр не сразу пригласил его на пробы.

Актёр всё же прошёл отбор, продемонстрировав превосходное мастерство, и даже был утверждён на роль. Но в итоге отказался от участия в проекте, мотивируя это нежеланием посвящать ему несколько лет своей жизни.

Поговаривают, что разразился громкий скандал. Стриженова пытались переубедить многие влиятельные лица, включая министра культуры Фурцеву, но он остался непреклонен: "Не желаю!"

В результате роль Болконского в знаменитой киноэпопее досталась Вячеславу Тихонову.

Неизвестно, как этот отказ отразился на профессиональной карьере Стриженова. Он продолжал активно сниматься до середины 1970-х годов, причём и в более поздние годы не оставался без работы, хотя в 2000-х годах его появления на экранах стали редкими.

Актер ушёл из жизни 9 февраля 2025 года, прожив 95 лет.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, как сложилась судьба актёров фильма "Большое космическое путешествие".

Возможно, вас также заинтересует:

До новых встреч!