Найти в Дзене

Киношные фотографии: как создать кадр, который «звучит как фильм» | Подборка для вдохновения

Оглавление
Чтение The New York Times в аэропорту, 1986. Фотограф Джанет Делейни
Чтение The New York Times в аэропорту, 1986. Фотограф Джанет Делейни
Красное каноэ, 1957. Фотограф Уильям Хелберн
Красное каноэ, 1957. Фотограф Уильям Хелберн

У каждого фотографа есть момент, когда хочется выйти за рамки простого портрета или репортажа и сделать кадр, который выглядит так, будто он вырезан из фильма. Такой снимок не просто фиксирует человека или событие — он несёт в себе атмосферу, настроение, драматургию. Это и есть то, что мы называем «киношной фотографией».

Таймс-сквер, Нью-Йорк, 1953. Фотограф Эмиль Шультесс
Таймс-сквер, Нью-Йорк, 1953. Фотограф Эмиль Шультесс
Мужчина с газетой Nice-Matin, Лазурный берег, 1984. Фотограф Хельмут Ньютон
Мужчина с газетой Nice-Matin, Лазурный берег, 1984. Фотограф Хельмут Ньютон

Атмосфера важнее техники

Варшава, ок. 1980. Фото для обложки книги Абсурды Польской Народной Республики Петра Липинского и Михала Матиса
Варшава, ок. 1980. Фото для обложки книги Абсурды Польской Народной Республики Петра Липинского и Михала Матиса
Отпуск. Фотограф Франк Херфорт
Отпуск. Фотограф Франк Херфорт
Дама с бульдогом, 1994. Фотограф Роберт Фарбер
Дама с бульдогом, 1994. Фотограф Роберт Фарбер

Киношный кадр строится не только на объективе или настройках камеры. Его сила — в атмосфере. Это может быть игра света, которую вы заметили в предзакатный час, или неожиданный ракурс, создающий ощущение присутствия зрителя внутри сцены.

Алис Пенеака, Нью-Йорк, лето 2017 года. Фотограф Адриан Нина
Алис Пенеака, Нью-Йорк, лето 2017 года. Фотограф Адриан Нина
Послеобеденный чай. Фотограф Алекс Тиммерманс
Послеобеденный чай. Фотограф Алекс Тиммерманс

Ключевой вопрос: «Как эта фотография заставит зрителя чувствовать себя?»

Сульмона, 2001. Фотограф Пьеро Марсили Либелли
Сульмона, 2001. Фотограф Пьеро Марсили Либелли

Свет как главный режиссёр

Кино и фотография делят один язык — язык света. Мягкий свет из окна, направленный жёсткий луч, тёплый закат или холодный утренний туман — всё это создаёт настроение.

В метро. Фотограф Джимми Марбл
В метро. Фотограф Джимми Марбл
Если потеряешься, звони. Фон из Чехии, телефонная будка и собака из Швеции. Фотограф Эрик Йоханссон
Если потеряешься, звони. Фон из Чехии, телефонная будка и собака из Швеции. Фотограф Эрик Йоханссон

Чтобы фотография выглядела «кинематографично», освещение должно не просто подсвечивать объект, а рассказывать историю. Попробуйте оставлять часть кадра в тени, работайте с контрастом и не бойтесь «недосветов» или «пересветов», если они усиливают эмоцию.

Сказки высокогорья. Лили Коул, 2010. Фотограф Олаф Випперфюрт
Сказки высокогорья. Лили Коул, 2010. Фотограф Олаф Випперфюрт
Фотограф Антанас Межанскас
Фотограф Антанас Межанскас

Композиция как кадрирование в кино

Киношный кадр всегда продуман, даже если выглядит спонтанным. Используйте правила:

  • широкий кадр — чтобы показать пространство и окружение;
  • сильные линии и диагонали — чтобы направлять взгляд;
  • пустота — оставляйте место в кадре, чтобы подчеркнуть одиночество героя или масштаб сцены.
Место встречи. Фотограф Дэвид Стюарт
Место встречи. Фотограф Дэвид Стюарт

Иногда главное в кадре не сам человек, а то, где он находится, и что это место говорит о нём.

Цвет и постобработка

В кино огромную роль играет цветокоррекция — от «теплоты» романтических сцен до холодной палитры триллеров. В фотографии можно использовать те же приёмы.

Шляпа. Фотограф Эрик Менчер
Шляпа. Фотограф Эрик Менчер

Не бойтесь экспериментировать с цветовым тоном, насыщенностью и контрастом. Сохраняйте баланс: фотография должна быть выразительной, но не выглядеть искусственно перегруженной.

Человеческий фактор

Самое главное — это человек в кадре. Настоящие эмоции, движение, взгляд «в сторону» вместо прямого в камеру. Задача фотографа — уловить момент, который выглядит так, будто это часть большого повествования.

Балерина и лебедь. Фотограф Антуан Буттафоги
Балерина и лебедь. Фотограф Антуан Буттафоги
Дела домашние, 2008. Фотограф Майлс Олдридж
Дела домашние, 2008. Фотограф Майлс Олдридж
Приближающийся поезд и порыв ветра. Фотограф Александр Наану
Приближающийся поезд и порыв ветра. Фотограф Александр Наану
Свет в конце тоннеля. Фотограф Bembyy
Свет в конце тоннеля. Фотограф Bembyy
Алекса Чанг. Фотограф Дэниел Арнольд
Алекса Чанг. Фотограф Дэниел Арнольд

Практика для развития

Чтобы тренировать «киношный» взгляд:

  • Смотрите фильмы с операторской работой, отмеченной наградами (например, Роджер Дикинс, Эммануэль Любецки).
  • Делайте стоп-кадры и разбирайте их: как построен свет, композиция, цвет.
  • Пробуйте повторить подобные приёмы в своей съёмке.

Киношная фотография — это не отдельный жанр, а подход. Это умение смотреть на мир глазами режиссёра и переводить увиденное на язык фотографии.

Делитесь в комментариях, какой кадр в подборке вызвал эмоции?