Найти в Дзене

Советские моторы служили 400 тысяч км, а современные чугунные "умирают" к 150 тысячам

Оглавление

Какой блок цилиндров надежнее: чугун против алюминия. Развенчиваю мифы из личного опыта

Каждый раз, когда заходит речь о выборе подержанного автомобиля, в голове всплывает один и тот же вопрос. Чугунный блок или алюминиевый? Что надежнее и практичнее для наших условий эксплуатации?

Большинство автолюбителей твердо убеждены: чугун - это навсегда, а алюминий - одноразовая игрушка. Дескать, советская техника делалась на славу и не ржавеет, в отличие от современных поделок. Но так ли это на самом деле?

За годы работы в автосервисе я видел сотни разобранных моторов. И готов рассказать правду о том, какой блок действительно служит дольше.

Чугунная классика: когда железо было железом

Начну с того, что большинство легендарных двигателей прошлого строились именно на чугунных блоках. Взять хотя бы моторы от АвтоВАЗа или ГАЗа - они спокойно переваливали за 300 тысяч километров без капитального ремонта.

Помню, как в начале карьеры разбирал двигатель с Нивы. Пробег под 400 тысяч, а цилиндры практически без износа. Хонинговочная сетка местами еще была видна. Вот что значит настоящий чугун!

-2

Секрет прочности кроется в самом материале. Чугунный блок не нуждается в никаких дополнительных покрытиях или гильзах. Просто обрабатываем поверхность цилиндров и получаем идеальное место для работы поршней.

Такой блок прощает многие ошибки в эксплуатации. Перегрев? Чугун выдержит. Некачественный антифриз? Тоже не проблема. Даже если в цилиндр попадет кусочек электрода от свечи, серьезных повреждений не будет.

Плюс ремонтопригодность на высоте. Растачиваем под ремонтный размер, ставим новые поршни - и мотор готов к следующим 200 тысячам километров. Дешево и надежно.

Но есть и обратная сторона медали. Чугунный блок - это дополнительные 20-30 килограммов веса под капотом. Машина хуже разгоняется, больше расходует топлива. Зимой такой мотор прогревается заметно дольше алюминиевого собрата.

Алюминиевые технологии: не все так просто

Когда в девяностые на наш рынок хлынули иномарки с алюминиевыми блоками, многие восприняли это как шаг назад. Мол, экономят на всем, даже металл берут похуже.

На самом деле все намного сложнее. Алюминиевых блоков существует несколько принципиально разных типов. И надежность у них кардинально отличается.

Самые первые варианты действительно оказались не очень удачными. Те же блоки с никасиловым или алюсиловым покрытием часто не выхаживали и 150 тысяч километров. Покрытие стиралось, начинался расход масла.

Но потом появились блоки с чугунными гильзами. И вот тут картина резко изменилась. Помню корейские моторы от Hyundai и Kia - при правильном обслуживании они спокойно проходят 300-400 тысяч километров.

-3

Секрет в том, что рабочая поверхность цилиндра остается чугунной, а алюминий только облегчает конструкцию и улучшает тетеплоотвод.

Современная реальность: в чем подвох

Вот здесь начинается самое интересное. Почему современные чугунные моторы "капиталят" примерно на тех же пробегах, что и алюминиевые?

Дело в том, что блок цилиндров - это только часть истории. Гораздо чаще проблемы возникают с поршневой группой. Современные поршни стали тоньше, кольца уже, зазоры меньше. Все ради экологических норм и экономии топлива.

Приезжает ко мне Гранта с пробегом 200 тысяч. Блок-то чугунный, фирменный от АвтоВАЗа. А мотор жрет масло литрами. Разбираю - цилиндры в порядке, а вот кольца залегли намертво.

И получается парадокс. Блок еще на 500 тысяч километров готов служить, а поршневая группа требует замены. Причем такая ситуация типична и для чугунных, и для алюминиевых моторов.

Что выбирать в итоге

Если говорить о подержанных автомобилях, то искать нужно не столько тип блока, сколько конкретную модель двигателя. Есть удачные алюминиевые моторы, которые ходят дольше посредственных чугунных.

Взять тот же 1.6-литровый мотор от корейцев. Алюминиевый блок с чугунными гильзами, но при этом один из самых надежных в своем классе. А многие современные чугунные агрегаты требуют внимания уже к 150 тысячам километров.

Покупая машину с алюминиевым блоком, обязательно узнайте, какого он типа. Если с чугунными гильзами - можете не переживать о надежности. А вот от вариантов с напылением лучше держаться подальше.

Чугунный блок по-прежнему остается символом надежности. Но современные реалии таковы, что даже самый крепкий блок не спасет от проблем с поршневой группой или системой смазки.

Поэтому при выборе автомобиля смотрите не только на материал блока цилиндров, а на общую репутацию конкретного мотора. И помните: любой двигатель требует качественного обслуживания, независимо от того, из чего он сделан.

Если статья будет интересной, не забудьте подписаться на канал, дальше больше увлекательных и полезных тем!